Текст и интервью / Асмик Шамцян
Фото / PR–департамент коньячного дома Hennessy и Ваге Минасян

Hennessy — один из старейших и известнейших французских коньячных домов. Вместе с французским производителем шампанских вин Moët & Chandon входит в состав холдинга Louis Vuitton — Moët Hennessy, специализирующегося на производстве предметов роскоши и элитных напитков.

Удивительно, но эталонный коньяк, гордость Франции, был создан выходцем из страны, где в большей цене были пиво и виски. Ирландец Ричард Хеннесси служил в армии французского короля Людовика XV. В 1765 году он попал в госпиталь недалеко от города Коньяк, славившегося бренди, способным, по слухам, поставить на ноги мертвого. Капитан Хеннесси в крепких напитках разбирался отлично, и одного глотка коньяка оказалось достаточно, чтобы решить заняться алкогольным бизнесом. Спустя век продукцию коньячного дома «Хеннесси», ставшего к тому времени широко известным по обе стороны океана, украсила эмблема с фамильного герба бравого капитана – рука в латах с занесенной алебардой.

В 1794 году первые бочки с коньяком были высажены в Америке, Австралии, Индии, Южной Америке, Японии и Китае. К концу XVIII века на долю фирмы «Хеннесси» приходилось около 40% всего экспорта французского коньяка. В 1800 году Ричард Хеннесси умер. Его сын Жас приумножил отцовское дело и дал семейной фирме имя, известное ныне во всем мире – Jas Hennessy & Co.

В 1817 году принц Уэльский, будущий король Великобритании Георг IV заказал у Хеннесси very superior old pale cognac – «на старом коньячном спирте светлой окраски и исключительного качества». Результат превзошел все ожидания: весь британский высший свет вслед за своим монархом полюбил марку Hennessy. Прижилась и сама аббревиатура V.S.O.P., которую сегодня используют все ведущие производители.

«Хеннесси» во многих вопросах был пионером. Так, фирма первой среди производителей коньяка начала использовать приемы, которые сегодня называются «имиджевой рекламой». Ее владельцы поставляли свою продукцию во все дома августейших семей Европы, на все светские мероприятия и значимые события. Эта марка стала неразрывно ассоциироваться с роскошью, успехом, принадлежностью к сливкам общества. А еще Морис Хеннесси — правнук Ричарда — начал продавать коньяк в бутылках, а не в бочках, как было принято раньше. И он же придумал общеизвестную сегодня систему звездочек, обозначающих возраст коньячных спиртов, использованных в купаже. Позже их заменили литерами V.S., V.S.O.P., Х.O.).

В 1870–м Морис Хеннесси удивил мир доселе невиданным коньяком, полученным в результате смешения старых коньячных спиртов из фамильных запасов. Новая марка получила название Hennessy Х.O. (от английского extra old – «очень старый») и произвела фурор, дав название целому классу коньяков. В состав современного Hennessy Х.O. входит более 100 коньячных спиртов, каждый из которых имеет выдержку не менее десяти лет, а некоторые спирты дистиллированы еще в начале ХХ века. Удаче Hennessy во многом способствовал приход в компанию Жана Фийю, на которого и была возложена обязанность смешивать и дегустировать исходный продукт. Как восемь поколений семейства Хеннесси стоят во главе компании, так и семь поколений семьи Фийю отвечают за состав и качество коньяка Hennessy, во многом обеспечив успех марки, ее иключительное качество и стабильность.

В 1979 году был представлен новый коньяк классической гаммы — Hennessy Paradis, а в 1991–м — Richard Hennessy. В 2010 году, базируясь на созданном в 1818 году для Александра I коньяке, мастер ассамбляжа Жан Фийю создал Hennessy Paradis Imperial.

Дорога от виноградной лозы до потребителя долгая. Коньяк – это эпилог пьесы в четырех действиях – отбора, дистилляции, выдержки и купажирования.

Коньяк производится в Коньяке, и нигде больше из белого винограда сорта уни блан, произрастающего на виноградниках Гранд Шампань, Пти Шампань, Бордери и Фэн Буа. Он придает напитку цветочные ароматы с нотками специй.

После двукратной перегонки в медном кубе коньячные спирты хранятся в бочках из 200–летних дубов, большинство из которых «пришли» из леса Тронсэ, посаженного в XVII веке. Дом Hennessy обладает крупнейшими запасами коньячных спиртов в мире, более 350 000 баррелей. Некоторым из спиртов более 200 лет.

Купажирование является заключительным этапом в искусстве производства коньяка. Hennessy отточил это искусство до совершенства. На протяжении более двух столетий семь поколений мастеров купажа из семьи Фийю посвятили свою жизнь «сочинению» исключительных напитков.

Недавно в Ереване побывал с рабочим визитом бренд–амбассадор коньячного дома Hennessy Гийом де Гито. Человек этой профессии — почти миссионер, вовлекающий любителей изысканного алкоголя в орбиту крупных мировых производителей. Его задача — продвижение и визуализация бренда, проведение дегустаций и семинаров. Всего людей этой профессии у дома шесть. За пару дней пребывания Гийом де Гито успел встретиться с журналистами и раскрыть некоторые тайны этого изумительного коньяка. Для дегустации были предложены V.S., V.S.O.P. и X.O.

Мы же побеседовали с ним еще раз на следующий день, чтобы побольше узнать об этом драгоценном напитке.

Гийом, расскажите, пожалуйста, о цели вашего визита в Ереван.

Цель моего визита – познакомить армянского потребителя с «Хеннесси», рассказать, как надо его употреблять, историю бренда, и сделать его более близким и доступным.

Какой коньяк среди «Хеннесси» вы предпочитаете больше?

Это зависит от обстоятельств. Если я провожу вечер с друзьями в ночном клубе или баре, где звучит громкая музыка и жизнь бьет ключом, я предпочитаю коньячный микс, коктейли с V.S. Если же я дома с парой близких друзей и наслаждаюсь обстановкой, то Hennessy Paradis Imperial. Это тот продукт, который сближает людей, «провоцирует» глубокие разговоры. Его нельзя пить залпом, это серьезный, очень рафинированный напиток.

Бренд «Хеннесси» в прошлом году отметил свое 250–летие. Это уважаемый возраст, который свидетельствует об успехе. Расскажите, пожалуйста, что вы делаете, чтобы оставаться на вершине?

Производство коньяка – это не однодневный процесс, в данном случае в нем участвовали и участвуют много поколений. Коньяк – он о времени. Обязательно нужно время, чтобы произвести тот продукт, который людям будет нравиться. Это значит, что у нас должны быть довольно долгосрочные резервы. В данный момент у «Хеннесси» самые большие резервы среди аналогичных домов. И они дали нам возможность расти в течение прошедших 250 лет. И даже сейчас мы не в свободном полете, мы до сих пор набираем высоту.

Это звучит более чем уверенно. В таком случае скажите, пожалуйста, какой вы видите вашу компанию в ближайшие, боюсь сказать 250, но хотя бы 50 лет?

Я думаю, что это уже следующий вызов. В наше время многие меняют свои предпочтения. Сегодня люди пьют одно, завтра – другое. Но мы уверены в одном – качестве нашего коньяка. И мы всегда будем следить за тем, чтобы оно всегда оставалось самым высоким. Дегустационная комиссия, работающая над этим, будет продолжать в том же русле. Возможно, сегмент наших потребителей изменится, уйдут одни, придут другие, но наше качество останется прежним.

Коньяк считается напитком зрелых, умудренных жизнью людей. Делаете ли вы что–то, чтобы привлечь молодежь?

Я согласен с тем, что вы говорите. Но хочу привести пример с Соединенными Штатами. Это очень нетипичный подход и ситуация. Наш V.S. пользуется огромной популярностью среди афроамериканцев. Им очень нравится использовать его для смешивания коктейлей. Причем всем возрастным категориям – молодым, старым, зрелым… Вот вам другой пример с моим сыном. В марте ему исполнилось 23 года. Я спросил, что бы ему хотелось получить в подарок. У него было несколько идей по этому поводу. И я сказал: «Несколько твоих друзей придут к нам домой отмечать этот праздник. Вы будете пить пиво, водку, вино, я знаю… Но как насчет коньяка?» «Ммм… Почему бы и нет?» – ответил он. Я предложил им две бутылки V.S., несколько видов соков и рецепты для смешивания коктейлей. В конце вечера не осталось ни капли «Хеннесси».

Кстати, о коктейлях. Я, как и многие, ношу в себе разные стереотипы. Один из них – коньяк нельзя смешивать ни с чем. Собственно, это мнение поддерживают и приверженцы «коньячного этикета». Соки, лед и (о, ужас!) минеральная газированная вода с коньяком – это же варварство и плебейство! А сейчас я вижу совершенно другой подход. Скажите, что все это отныне разрешено и что коньяк дружелюбен.

По правде говоря, да, этот стереотип существовал долгое время, да и сейчас он есть. Это беда. Коньяк – это самодостаточная личность, это дипломат, знающий, как работать с разными сторонами. Кубик льда? Да! Сок? Да! Минеральная вода? Почему бы и нет?! Они не убьют коньяк. Наоборот, в коньяке начнут звучать новые ноты, раскрываться новые ароматы, он становится не таким «энергичным».

А какая закуска больше всего подходит коньякам «Хеннесси»? Есть ли рекомендуемые блюда, кухни?

Есть некоторые классические рекомендации, разумеется. Например, к X.O. подойдет горький шоколад. Если говорить об Ultra Prestige, как, например, Paradis Imperial, то его можно сочетать со стейком, который готовят долго, чтобы убрать все лишние вкусы и запахи.

Вчера, во время встречи с журналистами, вы рассказывали о дегустационной комиссии, одной из самых серьезных звеньев в процессе изготовления коньяка. К ней, состоящей из семи коньячных божеств, корифеев обоняния и вкусовых рецепторов, могут присоединиться другие участники. Это трудно сделать?

Это возможно сделать. Давайте я скажу вам вот что. Недавно к этой комиссии присоединились два новых члена, один из которых – молодая женщина лет 35. Это не частое явление, вот почему я отмечаю это. Что нужно, чтобы войти в эту комиссию? Хороший нос, хорошие рецепторы, и вы должны быть влюблены в коньяк. Но! Но… Любой новый член этой комиссии не имеет права выражать свое мнение на протяжении первых десяти лет своего пребывания там. Его слово не имеет никакого веса. Он должен слушать, учиться и запоминать все, что он видит и слышит. Это предварительное условие. Если вы любите поговорить – и не пытайтесь попасть в дегустационную комиссию.

То есть можно прийти в эту комиссию, сказать: «Вот он я, с прекрасным носом и вкусовыми рецепторами, влюбленный в коньяк неразговорчивый человек», и вы уже приняты?

Конечно, это не так просто. Те два новых члена о которых я только что упомянул, работали до этого в коньячном бизнесе, на виноградниках, в дестилляционной группе. То есть предпосылки у них серьезные.

Расскажите, пожалуйста, о новой кампании «Хеннесси Одиссей».

Это комплекс многих составляющих. Тем, кто пьет коньяк Х.О. давно, и тем, кто совсем недавно открыл его для себя, вы должны помочь понять, о чем он говорит и что он собой представляет. Это не так легко. Это комплексный продукт со множеством нот. Да, там есть шоколад, да, там есть специи, и дальнейшее зависит от вас – у вас могут быть свои открытия. Это долгий путь, вы проходите через многие вкусы – шоколад, специи, зрелые фрукты, орехи… И долго ощущаете послевкусие. Это реальное путешествие, в котором каждый открывает для себя новые ноты. В нашем ролике этот коньяк описывается как продукт с семью главными нотами, которые похожи на главы книги.

Путешествие – и поэтому «Одиссей»?

Это путешествие героя, встречающего на своем пути Х. О. Это некий лабиринт, через который вам предстоит еще пройти. В школе мне нелегко давалась математика, и это был мой лабиринт, мое путешествие. «Одиссея» не потому, что дегустационная комиссия хочет усложнить нашу жизнь, нет. Они хотят показать нам, на что способен такой богатый продукт, как коньяк Х. О.

В каких словах вы опишете коньяки «Хеннесси»?

Коньяк Хеннесси… Это арт–продукт. Он об искусстве, о страсти и о полноте чувств. Он рассказывает о регионе Коньяк, о том, что способна произвести фантастическая природа Шаранта, это совершенная коллаборация между природой и ручным трудом.

Коньяк – это мужчина или женщина?

Оба, конечно! Но это мужественный напиток, который одинаково привлекателен и для мужчин, и для женщин.

Кто автор дизайна бутылок «Хеннесси»?

Вы хотите конкретных историй? Именно эта бутылка (указывая на бутылку Х. О., стоящую на столе) придумана в 1947 году, почти 70 лет назад. И ее автор, Жеральд де Жофр, еще жив. Я встречался с ним месяц назад. Мы прекрасно провели время, беседуя о разных вещах. Его мать – урожденная Хеннесси. И это также одиссея «Хеннесси». Эта бутылка – первая, нарушившая обычную форму бутылок для коньяка, после чего остальные коньячные дома тоже решили изменить стандартные формы своих бутылок. Это инновация, это «Хеннесси», и ее главная мотивация.

Не могу удержаться и не спросить о ваших впечатлениях об армянском «Арарате».

Вчера я попробовал его впервые. Он мне понравился. Я нашел его очень точным, с правильным вкусом. Ничего лишнего. Хорошо сделанный продукт. Единственное, о чем я немного сожалею (вероятно, потому, что я фанат коньяка), что его не купажируют. Мне немного не хватило полноты вкусовой палитры. Но потенциал у армянского бренди очень большой.

Благодарим за организацию мероприятия и интервью SPRING Strategic PR Initiative Group

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.