Интервью / Асмик Шамцян
Фото / Арнос Мартиросян

В октябре 2015 года в отеле Marriott открылась галерея Nur, о чем мы писали как о событии. Ювелирные изделия и графические работы художника и дизайнера Нура (Арман Давтян), “нагруженные” смыслом и легендой, не имеют права пребывать в безликом и сером пространстве в ожидании покупателей, считает их создатель, для чего им же и был придуман “дом в темных тонах”, “загадочное пространство” или “лаборатория алхимика”. Кому-то эти характеристики могут показаться избыточными для одной галереи, но не Нуру, признанному рассказчику, носителю мириад идей, прекрасному маркетологу и знатоку человеческой души. Ему и слово.

Нур, расскажи, пожалуйста, об идее дизайна интерьера твоей галереи.

Автор концепции интерьера галерии Nur – я. 3D-графику воплотили архитектор Марина Паразян и дизайнер Арам Кочарян, я не владею этим искусством, потому что я человек, который рисует руками. Когда дело касается себя, то хочется много, всего и лучшего, и я начал путаться во множестве своих идей. В итоге остановился на довольно странной концепции – лаборатории алхимика. И что интересно: у всех посетителей галереи остается впечатление, что они побывали именно в лаборатории алхимика, несмотря на то, что никакой рабочей обстановки, научного беспорядка и колб здесь нет. Есть ощущение, что ты вступил в таинственное пространство, куда не каждый может быть допущен.

Какими дизайнерскими приемами ты добился этого?

Никакой конкретики, никаких аксессуаров. Лишь ощущение. Есть галереи, призванные быть безликими, чтобы переместить всю информационную нагрузку на арт-объекты. Но в моем случае это авторская галерея, которая сама по себе – арт-объект. В течение жизни я наработал свой собственный стиль и почерк, но когда пришло время оформлять это пространство, я решил придумать что-то новое, вне меня. Нашел кучу версий, но в итоге вернулся к себе. Понял, что одного почерка, созданного художником за жизнь, вполне достаточно. Разностильность художника – это измена себе.

Чем обусловлен выбор таких глубоких темных тонов в небольшом пространстве?

Среди дизайнеров бытует мнение, что небольшие помещения нужно окрашивать в светлые тона, чтобы визуально расширить их. Я готов поспорить с этим мнением. Есть определенная цветовая градация, если идти от белого к темному, то пространство последовательно “уменьшается”. Но как только вы перешли черту темноты, начинается “расширение”, потому что стены будто уходят вдаль, теряя свои границы и очертания. Этим ходом я и воспользовался, выведя на первый план ярко освещенные арт-объекты, в то же время сохранив интерьерную ценность. Поэтому первое, что видят посетители, это ювелирные изделия в ярко освещенных стеклянных кубах. Люди будто остаются с ними один на один, не отвлекаясь на посторонние “раздражители”. Это психология дизайна, играющая важную роль в разработке концепции и идеи интерьера. Важно понимать цель и задачу создаваемого дизайна. В основе любой моей работы лежит психоанализ, возможно, именно этим они и отличаются от остальных. Я хорошо представляю, какие функции у моих ювелирных изделий, какие взгляды они должны ловить и что говорить о человеке, который их носит. То же самое и с дизайном помещений. Я хотел задать тон ощущений посетителей, а также качество самих посетителей – каких ты хочешь видеть, а каких – нет. Даже этот отбор проводится.

Каким образом?

Интерьер состоит не только из присущих любому дизайну элементов, но и из музыки и запаха. Это помогает отбирать тех, кто интересен моему искусству, а не только кому интересно мое искусство. Я не хочу продавать всем подряд мои работы. Я хочу, чтобы они находились у людей, способных их оценить, понять и носить с достоинством. Это всегда было для меня очень важно. Поэтому человек, которому интересно мое искусство, чувствует себя в моей галерее хорошо. И ровно наоборот. Во втором случае он просто не вынесет звучащую там музыку.

Что-то гиперсложное и высокоинтеллектуальное?

Нет, просто классика, просто не все ее выносят, во всяком случае долго. Это просчитанный ход, своего рода фейсконтроль. И поверьте мне, во время существования галереи там не задержался ни один неподходящий человек. При другом интерьере те же самые обстоятельства не имели бы такого воздействия. Так что все рассчитано до мельчайших деталей – интерьер, музыка и запах. Они работают в тандеме.

А что с запахом?

Я разработал специальный аромат, который состоит из разных сортов роз – болгарской, дамасской и других.

То есть интерьер для тебя это нечто большее, чем набор традиционных элементов вроде мебели, цвета, материалов и т. д.

Да, продумано все вплоть до формы одежды и поведения персонала галереи. Это полноправная часть дизайна интерьера.

Как поддерживают твою концепцию использованные материалы?

Все довольно банально. Я использовал много металла, камня, стекла и дерева, но не совсем по назначению. Кованые элементы сделаны по моим графическим работам, выставленным здесь же. И я приобрел специальное, профессиональное освещение, которое играет огромную роль в моей идее.

Первоначальная идея и сделанный проект соответствуют друг другу?

Абсолютно! 3D-визуализация и фото ничем не отличаются друг от друга. Я считаю, что это удавшийся проект.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.