Текст / Асмик Шамцян
Фото / Ваге Минасян

Большой мастер рассказывать разные истории и легенды вообще и о своих неповторимых работах в частности, ювелирный дизайнер и художник Нур (Арман Давтян) открыл свою галерею, расположенную в отеле «Марриотт». Небольшое двухэтажное помещение выполнено в пудровобордовом цвете, декорировано металлическими ажурными деталями (тот же орнамент, но со скрытым смыслом, присутствовал и на роскошных пригласительных) и панелями темного дерева, а экспонаты красуются в ярко освещенных стеклянных кубах, расположенных на полу и стенах. Насыщенно, но сдержанно.

Как и все, что Нур делает, это мероприятие не было простой демонстрацией его и так неординарных работ. Первый этаж галереи отведен легендам, великим людям, с которыми автор, по собственному выражению, «не сошелся во времени». Думаю, будет вернее передать нашу беседу для точной передачи идеи и замысла галереи.

Я позволил себе создать маленькую машину времени и позволил себе наглость взять и создать для этих людей украшения, разбив границу времени. Здесь представлены такие величины и скалы искусства и истории, как Мэрилин Монро, Эдит Пиаф, Сара Бернар, Анна-Мария Кюри, Виктор Амбарцумян, Леонардо да Винчи, Сильва Капутикян, Айседора Дункан, Шираз, Комитас, Вардан Мамиконян (даже к нему я «притронулся») и другие. Нет украшения для Майи Плисецкой, но это потом. Она для меня еще жива.

Почему объединены такие непохожие люди? Что они для тебя значат?

Каждый из них – это символ своего времени, своей ниши в искусстве и истории, символ своего вида. Каждый из них настолько самобытен и неординарен, что создавать для них что-то значит потерять спокойствие. У меня начинали дрожать руки только от мысли, насколько это ответственно и страшно притронуться к ним. Я легко придумал идею, но реализация оказалась гораздо сложнее, как только я начал понимать, какой это величайший груз. При всем том это безграничный простор для творчества – находить особенности и ингредиенты, из которых будет создано изделие. Их очень много. Но я получал колоссальное удовольствие от того, что делал, и не чувствовал усталости. Меня не видели примерно четыре месяца ни в семье, ни в спортзале (а это для меня болезненно). Словом, я жил в мастерской затворником.

А если бы, например, Мария Кюри или Комитас попросили бы объяснить, что ты вложил в посвященное им украшение, что бы ты ответил?

Я хочу, чтобы ты посмотрела на фотографию Пиаф и на работу (крупное роскошное кольцо, усыпанное бриллиантами, с подвеской из граната – А.Ш.). Представьте себе ее голос, лицо, образ… Я не буду больше комментировать.

То есть ты хочешь возложить всю ответственность на меня и заявить: «Неужели можно было создать нечто иное?!»

Я более чем уверен, что это так. Я не мог создать ничего другого. Это дорогой шутовской образ Пиаф, это кабаре, это варьете, это Париж того времени, это Пиаф, поющая на улицах за деньги до того, как она стала той самой Пиаф. Это Пиаф, протестующая против всего мира. Она – величина, бриллиант, который очень дорого стоит, просто люди не оценили ее вовремя.

Какие материалы ты выбрал для нее?

Белые и черные бриллианты, гранаты, белое золото и эмаль. Цену я называть не буду. Я не участвую в продажах. Я наконец избавился от понятия деньги! Я свободен! Я буду только творить! Всеми финансовыми вопросами будет ведать в галерее моя жена.

Это не постоянная экспозиция. Место украшений, нашедших новых хозяев, займут другие, посвященные не менее знаменитым людям. Каждая работа – в единственном экземпляре.

На втором этаже тоже расположились украшения попроще, без столь великих посвящений, а также живописные работы. Живопись – это та область искусства, которая вызывает у Нура едва ли не большую страсть, чем ювелирный дизайн. Многие украшения, которые он называет скульптурными произведениями, именно как живописные работы и выполнены. Например, посвящения Ко митасу, Сильве Капутикян или Марии Кюри. Это настоящие мини-картины, написанные масляными красками на холсте, на деревянном подрамнике, и обрамленные бронзой или серебром. Это талантливый микс из самых разных материалов и техник, что и составляет суть работ такого непохожего на всех Нура.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.