Интервью / Асмик Шамцян
Фото / Астхик Миракян, Марам Ава

a23

Hand made украшения за последние годы успели отвоевать свои законные ниши в гардеробе уважающих себя женщин. Эксклюзивность (в первоначальном и здоровом значении этого слова) и стопроцентная персональность сегодня приравниваются к must have. Мастеров этого искусства знают чуть не поименно, а авторский почерк воспринимается как обладание чем-то поистине бесценным.

a2

Армине Геворгян, основательница бренда Alexis accessories, на этом рынке уже 18 лет. Ее фирменный стиль – стекло, зеркала, стразы, шелковая крученая нить, щедрые формы. В этом году, год своего сороколетия, Армине распрощалась с переизбытком, придя к зрелым, простым и ясным формам и технике.

a3

Назвав новую коллекцию «Листопад», она тем самым обозначила сочную и активную зрелость, а вовсе не декаданс и немощное упадничество. Сакральная подоплека этой капсульной коллекции – уверенность и гибкость. Потому что да, по современным критериям возраст все еще молодости. Украшения сделаны в новой авторской технике, которая позволяет деликатной и гибкой основе держать крупные, яркие элементы, оставляя за собой право свободно двигаться. Палитра – цвета лета на излете и осени на взлете: охра и золото, желтый и багряный, зеленый и марсала. Я расспросила Армине, как она живет и работает и услышала много интересного. И вас приглашаю почитать.

a1

За 18 лет работы я ни разу не подстраивалась под сезон, поэтому классических сезонных коллекций нет. Я работаю только в соответствии со своими внутренними сезонами, само- и мировосприятием и только когда есть что сказать. В “Листопаде”, как и в остальных коллекциях, невозможно увидеть тенденцию года. Мои работы вообще никак не обозначены в этом смысле. Они не ультрамодные, вне времени. Это вещи, которые должны жить с человеком. Мои фолловеры – это люди, разделяющие мои взгляды, поэтому их не много. Я не всех знаю лично: многие живут в разных странах.

a5

Мне не приходится выбирать моделей, потому что в этой роли обычно выступают мои друзья.Они вдохновляют меня и я знаю, какое украшение надо создать, чтобы конкретный человек стал героем фотосессии. Что удивительно, многие из них даже не понимают, как нужно позировать. Но у них получается, потому что они чувствуют мой посыл. “Эта коллекция будто специально для меня была придумана”, – говорят они часто. Я считаю, что мои аксессуары не должны нравиться большому количеству людей. И это мое завоевание. Почему их должно быть много?

a6

Противник мейнстрима?

Да! Меня мотивируют только те, кому ужасно хочется носить мои работы. Делая украшение, я могу со стопроцентной точностью сказать, что за человек заказчик. Они удивляются: «Откуда ты меня знаешь?» «Я тебя не знаю. Я для тебя сделала аксессуар. Ты – это как режется стекло, как оно обрабатывается, как и сколько раз оно сломалось, как он мне порезало руки».

a7

Как ты решаешь, кому какое украшение подойдет?

Прежде чем начать работать, я общаюсь с человеком, узнаю о его вкусах и предпочтениях, обязательно обращаю внимание на стиль одежды, всегда советую цвет и практически не ошибаюсь: просто чувствую человека. А чувствуешь, только когда делаешь свою работу с любовью. Люблю материалы, с которыми работаю – стекло и зеркала, и они поддаются, позволяя раскрывать все новые их возможности. Фьюзинг и тиффани используют многие. А так получилось, что в процессе работы я нашла новую технику обрамления стекла. Я режу его вручную, обрабатываю тесьмой края так, чтобы она оставалась неподвижной и защищала хрупкий материал.

У тебя сейчас начался стекольный период после довольно продолжительного зеркального…

Зеркало – это мистический и довольно здоровый материал. Дизайнеры украшений практически не работают с ним. Он отражает психологию вселенной, следуя которой мы получаем от мира то, что даем ему. Если ты чего-то не получил, значит, где-то недодал. Зеркальность есть во всем. Человек с таким украшением отражает все – и хорошее, и плохое. Отражение имеет философию. Будь таким, каким хочешь видеть мир.

a9

 Ты пришла к этому эмпирическим путем или изучала какие-то практики?

И то, и другое. Изучала, с одной стороны, философию, с другой – свойства материалов, инженерные характеристики конструкций. Такой тандем и приводит к пониманию своего дела. А если добавить еще опыт, то вот он, путь, ведущий к профессионализму. Кроме того, важно знать, с чем работать, какие материалы готовы к перевоплощению (смеется). Я использую действительно качественные материалы, которые закупаю в разных странах. Например, стразы – в Австрии, некоторые виды шнура – во Франции, замки и фурнитуру – в Греции.

А как отражается на коммерческой составляющей такой гибкий график выхода твоих коллекций?

Бренд живет и развивается уже 18 лет, позволяя мне творить и радовать, при необходимости привлекать действительно лучших из лучших, профессионалов своего дела – фотографов, стилистов. Не это ли индикатор коммерческой полноценности? При этом чем больше я отпускаю мысль о финансах, тем больше они прибывают. Чем меньше работаю на продажу, тем больше продается. То есть момент притяжения денег должен быть в другом измерении.

a11

Когда ты еще не знаешь, как это работает, то пытаешься создать коммерчески выгодные вещи, а не то, что хочешь, но тогда изменяешь себе. Как только начинаешь следовать своей душе, сразу находится некто, желающий иметь твои работы. И приводит за собой следующего. Мир на этом притяжении существует. Создаешь с любовью – будет продаваться. Но бывало, когда оставалась одна модель из коллекции, и я не могла понять, почему. И обязательно в мою жизнь приходили люди, которым я дарила эту вещь.

a12

Называя свою коллекцию «Листопад», ты думала, что слово вызывает ассоциации с увяданием, какой-то грустью? В ней нет ни того, ни другого. Наоборот – рождение, возрождение, оптимистические цвета.

Осень для меня – пора сильнейшего вдохновения. Вся женская линия нашей семьи родилась под знаком Девы – две бабушки, мама и я. Поэтому сентябрь для меня – это время рождения самых красивых женщин. Это смена сезона – еще лето и уже осень. Пора хороших фруктов, красивых цветов, тепла. Пора зрелости.

a13

А дерево теряет листья, чтобы весной выросли новые. Так что моя коллекция – это ни в коем случае не увядание. Название сколь банально, столь же и трезво в плане жизни. Впервые коллекция была создана за несколько дней – легко, с позитивным настроем, с полным пониманием того, что я делаю. Я немного изменила технику работы, упростив все до одного чокера и двух колечек, на которых держится вся конструкция. Эта текучесть форм нова для меня.

a14

Я работала безвылазно неделю, создав десять предметов, к которым позже примкнула еще одна, придуманная совершенно случайно. Прежние работы были довольно сложной, тяжелой конструкции. Я так и мыслила тогда. Новые же максимально простые и зрелые.

a16

Реализация происходит также спонтанно и быстро?

Да, довольно быстро. Любители аксессуаров Alexis знают, что для них обязательно найдется их украшение. Это концептуальная коллекция, и я имею право повторять отдельные украшения. Но есть и совершенно эксклюзивные модели, над которыми мы работаем вместе с заказчиком – делаем эскиз, обдумываем посыл, с чем это будет носиться и т. д.

a15

Армине, твое ноу-хау зарегистрировано? Есть авторские права?

Да, на технику обработки у меня есть патент. А все украшения на протяжении 18 лет «обзаводилась» сертификатами, которые и принадлежат моему бренду Alexis Accessories. Их не копируют, но не потому, что они такие талантливые и неповторимые, а потому, что техника очень сложная.

a22

Играть со стеклом, как это делаю я, не каждому дизайнеру интересно и не каждому нужно это делать. Все мои работы находят владельцев, но в свое время. Это не тот случай, когда говорят: “Разлетелись, как горячие пирожки”. Не хочу, чтобы они были горячими пирожками! (смеется).

a17

Потому и к подделкам относишься очень жестко, насколько знаю.

Плагиат для меня – самое страшное. Я стараюсь никогда не использовать то, что было сделано другими до меня. Я уважаю чужой креатив и всегда собираю вокруг себя талантливых людей, показываю и продвигаю их работы. Понятно, что идеи витают в воздухе. Ты их выловил и сработал. Но каждый человек – транслятор и перерабатывает информацию по-своему. И я убеждена, что творческое воровство всегда заводит в тупик. Люди, взлетевшие на пик популярности на этой волне, очень скоро сдуваются, потому что им сказать нечего.

a19

А с чего ты начинала?

С простых техник, бисероплетения, шитья и вязания. По образованию я художник-модельер, диплом защищала как конструктор одежды. Я хорошо черчу, легко создаю конструкции и знаю, как получить работающую модель. То есть умею превращать идеи в вещи. Я мыслю театрально, и это заметно по моим аксессуарам. Их отличает масштабность и уникальность.

a20

Мне повезло родиться в семье, где шесть-семь поколений художников, архитекторов, скульпторов создавали наш город. Любая ереванская история как-то связана с моей семьей. Все эти люди повлияли на формирование моего мировосприятия. Мне нравится представлять Армению, где бы я ни была. На всех моих изделиях пишется “Сделано в Армении”, а про меня – армянский дизайнер. Все это заложено моими родителями, и я не перестаю благодарить их за это.

a21

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.