Текст / Сона Сосян

Они с характерной для себя скромностью замечают, что не хотят влиять на порядок вещей – им нравится быть почти незаметными, предлагать идеи, а не давать готовые решения. И тем не менее они востребованы и популярны: с ними сотрудничают такие известнейшие бренды, как Vitra, Ligne Roset, Issey Miyake, Cappellini, а их дизайнерские творения периодически выставляются на всеобщее обозрение.

b11

Эрван и Ронан Буруллек

Французские дизайнеры братья Эрван и Ронан Буруллек работают вместе с 1999 года. Братьев называют алхимиками современного дизайна. Их захватывающие работы – сочетание органических форм, инноваций, энергии огромной силы, фантазии и таланта. Созданные ими объекты обладают свойством свободно комбинироваться и приспосабливаться к конкретным потребностям пользователей. “Нам с Эрваном нравится идея создавать такие вещи, владельцы которых сами будут решать, как они будут использовать их”, – говорит Ронан Буруллек. На их творчество заметное влияние оказали такие известные дизайнеры, как Джаспер Моррисон, Константин Грчик, Этторе Соттсас, Андреа Бранци и Гаэтано Пеше. Однако им присущ самобытный стиль, “вдумчивый и дисциплинированный, одухотворенный поэзией”, по словам Джаспера Моррисона.

b5Сами же братья определяют свой стиль как “заведомо очень простой и с элементом юмора”. Ронан (1971) и Эрван (1976) родились в Кемпере, Бретань, Франция. Ничего в детстве братьев, которое прошло в тихой сельской местности, не предвещало того, что они когда-нибудь станут дизайнерами. Их дедушка и бабушка работали на земле, а родители были медиками.

b2“Даже тогда, когда я приехал в Париж изучать промышленный дизайн, я не слишком хорошо представлял себе, что это такое. И только через несколько лет, когда я изучал курс мебельного проектирования в высшей Национальной школе искусств и ремесел (Ecole Nationale des Arts Decoratifs), я пришел к выводу о всеобщих взаимосвязях”, – вспоминает Ронан Буруллек.

b1После окончания учебы Ронан получил грант французского правительства, который позволил ему производить и выставлять образцы мебели и керамики. Уже на ранней стадии он разработал особый подход к дизайну – чистый, гибкий и лаконичный. В 1997 году им был выпущен комплект из восьми белых полипропиленовых ваз, которые, объединяясь с другими, образуют более крупные объекты.

b12В 1999 году Ронан Буруллек разработал модульную кухню, которая собиралась из всевозможных ящиков, полок и крючков и которую можно было разобрать и перевезти на новое место. Владельцы могли также по своему усмотрению добавлять к основной раме выдвижные ящики, столешницы, полки и фурнитуру. Эту работу на мебельной выставке в Париже заметил Джулио Каппеллини, владелец одноименной итальянской компании, и нанял Ронана для реализации собственных разработок и фабричных заказов.

b13Ронану очень был нужен помощник, и он пригласил Эрвана, который окончил школу искусств в Париже (Ecole des Beaux Arts), для совместной работы. Тот согласился, и молодой дуэт начал завоевывать мир. В 2000 году Иссей Мияке попросил их разработать интерьер для экспозиции своей новой коллекции одежды в Париже.

b9Тогда же произошла решающая встреча с председателем фирмы Vitra Рольфом Фелбаумом, в результате чего возникла их концепция нового вида офисной системы Joyn в 2002 году. Братья подписывают предметы общей фамилией. Их сотрудничество – постоянный диалог, в котором каждый, сохраняя свою индивидуальность, идет к одной общей цели.

b8Старший, Ронан, специализируется на технических деталях, в то время как Эрван — эксперт по визуальной части. “Мы создаем объект вместе. Можно сказать, что я сильнее технически, а Эрван – эстетически, хотя это будет упрощением. Мы не всегда согласны друг с другом, но чувствуем мы одинаково”, – признается Ронан Буруллек. Братья утверждают, что их самые успешные разработки получаются после долгих споров (“Чем больше мы ссоримся за работой, тем лучше результат”).

b7“Тот факт, что мы все можем обсуждать честно и открыто, очень важен. Просто нужно найти баланс в трудноразрешимых вопросах”, – говорит Эрван. В своей маленькой студии, оборудованной в гараже, братья проектировали светильники и керамические изделия для Каппеллини, несколько ваз для Authentics в Германии, ювелирные украшения для коллекции SMAK. Рационализм и функциональность давно стали рабочим кредо Буруллек. “Наш вкус не приемлет изобилия вещей и предметов, скорее наоборот. Мы стараемся делать вещи максимально открытыми”, – так объясняет его младший из братьев.

b3Объекты, придуманные ими, минималистичны, легки и воздушны, однако за этой визуальной простотой скрывается тщательный анализ формы и функции и ответственный подход к подбору и расходу материалов. Так, стул Baguette, представленный на Миланском салоне в 2011 г., с виду изящный, гладкий, очень тонкий. Однако ножки стула изготовлены из прочного массива ясеня, а под спинкой находится алюминиевый каркас, не видимый с “лицевой” стороны, — так братья избегают ненужного декора и делают предмет полезным. Буруллек часто создают предметы, внешний вид которых никак не намекает на их назначение. Такой неожиданной была дебютная работа Эрвана Буруллека, занимавшая центральное место на стенде Cappellini в рамках Миланского салона 2000 г., похожая на клетку гигантского грызуна. Это кровать, точнее — кабина для сна Lit Clos.

b4Вместе со стульями Hole и Spring, разработанными его братом Ронаном для того же Cappellini, Lit Clos сделали корнер итальянской фабрики самым резонансным на выставке. Постель на стальной опоре, куда нужно было забираться по лестнице, была призвана вызывать детские воспоминания о домике на дереве. Для дизайна интерьеров была создана модульная система Algues, напоминающая растение или водоросли. Диван Alcove (2006) образует изолированную область благодаря высоким боковым и задним сторонам, которые позволяют работать без внешних помех. Он может функционировать как единое пространство или разбираться по частям. Ploum (2011) был спроектирован для фирмы Ligne Roset. Дизайнеры говорят, что пытались создать современный и очень удобный диван. По сути Ploum – большая платформа, на которой все тело отдыхает на мягкой и приятной поверхности. Братья Буруллек крайне трудолюбивы, но никуда не спешат. Создание стула или коллекции сантехники занимает у них 4-6 лет, но зато дизайнеры продумывают каждую мелочь и создают практически универсальные формы, которые легко комбинируются. Для них проектирование — это не только эскизы, но и многочисленные эксперименты в мастерской с полномасштабными моделями. Так, для того, чтобы сиденье стула Vegetal (для знаменитой фабрики Vitra) имитировало узор вьющихся растений, дизайнеры трудились четыре года. Концепт претерпел немыслимое для серийного производства количество корректировок — 1000 модификаций на бумаге и еще 50 в моделировке. Буруллек проводят много времени в своей студии, которая располагается в престижном районе Парижа Belleville. Ее организация полностью подчинена требованиям и нуждам дизайнеров — скромна, как монастырь, состоит из двух этажей, и кроме братьев там работают только четыре ассистента и администратор. Рецепция наверху, мастерская внизу — здесь и происходит вся креативная магия. В одной из комнат хранится около 200 чертежей стульев. “Мы реализовали только пять из них, и только два из пяти хороши, причем один из них лучше второго” — говорит Ронан, имея в виду стул Steelwood для Magis. Второй — это Slow для Vitra. Признанием их профессиональных достижений служат многочисленные награды и титулы. Братья Буруллек стали победителями в конкурсе Grand Prix du Design (Париж, 1998), удостоены награды на Международной выставке современной мебели ICFF в Нью-Йорке как лучшие молодые дизайнеры (1999), награды Danish Design (Копенгаген, 2010). Их работы для торговых марок Ligne Roset и Vitra отмечены наградой “Лучшие из лучших” конкурса дизайна Red Dot в 2005 и 2008 годах соответственно. Объекты, созданные дизайнерским дуэтом, неоднократно демонстрировались в лондонском Музее дизайна, Музее современных искусств Лос-Анджелеса и др. Некоторые являются частью постоянных коллекций Национального музея современного искусства и Музея декоративных искусств в Париже, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Института искусств в Чикаго. Братья делают уникальные рисунки при разработке дизайн-объекта, чаще всего используя акварель или цветные карандаши. Во Франции уже прошло несколько персональных выставок, где были представлены только эскизы и рисунки авторства братьев Буруллек.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.