Интервью / Наира Аматуни
Фото / Ольга Ахметова
Гран-при конкурса INTERIA AWARDS 2014 авторы проекта Юрий Зубенко и Ольга Щербакова
“Арт-дизайн студия Юрия Зубенко” работает в сфере дизайна интерьера с 1995 года и имеет более 200 реализованных проектов. В портфолио – работы для самых требовательных клиентов – от городских квартир и офисов, ресторанов и магазинов до загородных домов, коттеджей и гостиниц. Индивидуальный подход к каждому клиенту дает возможность максимально сконцентрироваться на каждом интерьере, скрупулезно обрабатывая каждую деталь и каждый узел, доводя их до уровня эксклюзива. Не так давно один из проектов студии Юрия Зубенко – Дом у ручья в Красной Поляне – завоевал Гран-при конкурса INTERIA AWARDS 2014. Авторы – Юрий Зубенко и Ольга Щербакова. С ними мы поговорили не только об этой победе, но и вообще о деятельности студии, дизайнерских принципах и будущем интерьера.
Кредо
Один раз в неделю вы ходите в театр, после чего духовной пищи вам хватает еще на неделю. Один раз в две недели вы ходите в консерваторию, после которой музыка звучит в вас еще две недели. Один раз в месяц вы ходите в Пушкинский, после чего картины в вашей голове сменяют друг друга, словно слайды, еще месяц. Домой вы приходите каждый день. Здесь вы отдыхаете, подзаряжаетесь и медитируете. Почему же дом не должен быть таким же емким энергетическим местом, где царят духовность, искусство, гармония, музыка, которые также подпитывали бы час ежедневно и ежечасно? Интерьер – это ваша душа, выплеснутая на ваши стены.
Дом находится в удивительно живописном месте, в 40 км от г. Сочи – в Красной Поляне. Первозданная красота здешней природы обязывает к изысканным постройкам. Особняк стоит на склоне, окруженный густым девственным лесом. Под окнами дома протекает чистый горный ручей, который вместе с уникальной природой является смысловым и энергетическим центром экстерьера. Вся организация внутреннего пространства подчинена ему. Строго выдержанная стилистика интерьера является гармоничным продолжением динамичных и пластичных форм окружающей среды. Зеленый покров травы находит продолжение в теплом шерстяном ковролине; графика стволов и веток деревьев и кустарников перекликается с конструциями кровли и ажурными переплетениями линий мебели фабрики Ceccotti; ниспадающие волны плотных английских штор напоминают о грохочущем каскаде речки, а камин, сложенный из потрясающих речных валунов, отсылает к горным склонам.
Перетекание природного пространства в интерьер происходит и за счет отражения в зеркальных поверхностях столешниц из шлифованного мрамора, стеклянных поверхностях окон, дверей, мебели. Автоматизированная система второго света, встроенная в кровлю, заполняет мягким естественным сиянием все пространство веранды, напоминая о волшебном свечении в картинах Яна Вермеера Дельфтского. Вся колористика интерьера подчинена контрасту между пепельно-пастельными тонами стен и полов, составляющих интерьер, и сочными, ярко-зелеными тонами буйно цветущей за окном природы. Необходимую легкость и свежесть стилистическому решению придает применение деревянных панелей (буазери), частично обрамивших стены и плавно переходящих во встроенную мебель, выполненную в той же стилистике. Поддерживают это решение фактурные фламандские обои пастельно-природных тонов, вкрапления геометричного рисунка английской напольной плитки, темная бронза подсветки стариннных гравюр, клубная английская мебель, парчовые плотные шторы – все это в итоге создает атмосферу свободы и гармонии. К созданию образа этого интерьера авторы подходили таким образом, чтобы он казался в целом предметом одушевленным и живым, как и природа, которая его окружает. Поэтому человек, проживающий здесь, чувствует себя по-настоящему естественно, легко и свободно, как в самой природе.
Расскажите о вашей работе, о студии. Что она для вас в большей степени – увлечение всей жизни или способ заработка?
Костяком нашей студии являются два человека – моя супруга Ольга Щербакова и я, Юрий Зубенко. Смысл своей жизни мы видим в работе. По значимости с ней могут сравниться лишь семья и дети, поэтому студия для нас все, и даже в выходные мы не можем усидеть дома, по скольку думаем о текущих объектах днем и ночью. Иногда идеи приходят бессонными ночами, иногда – во сне. Заработок стоит на втором месте. На первом – самовыражение и интереснейшая творческая работа.
Вы недавно закончили работу над проектом “Дом у горного ручья” в Красной Поляне, в г. Сочи. Расскажите, пожалуйста, о проекте поподробнеe.
Эта работа над проектами в Красной Поляне (их несколько) – одна из самых интересных за последнее время. Первое, что потрясает там – это природа. Безумно красивая, сохранившая свой дикий нрав и первозданную красоту. Великая стройка подготовки к Олимпиаде в Сочи на время прервала тишину и покой этих мест, но во время и после природа вернулась в свое прежнее состояние красоты, вечности и покоя. Это явилось основным импульсом выбора концепции пластического, колористического и стилистического решения интерьера на всех объектах. “Дом у Горного ручья” – особенное место в Красной Поляне. Грохочущий, дикий, чистый ручей завораживает с первого взгляда. Его рокот, словно древняя горная песня, является основным стержнем восприятия окружающей нас природы. На наш взгляд, на его берегу мог появиться только такой жилой объем, такое жилое пространство, которое побуждало бы к вдумчивому созерцанию окружающего мира. Для этого необходимо было найти ясное, чистое решение. Основная задумка нашего решения держится на пастельной, приглушенной колористике интерьера, уступающей “первую скрипку” буйному цветению природы за окном, на строгой линейности отделки стен панелями буазери, встроенной мебели, работающей на контрасте с криволинейными ритмами природного ландшафта. Таким образом, находясь внутри своей “капсулы”, человек всецело подчиняется величию и красоте окружающей его природы, проникаясь и становясь ее составной частью. Композиция интерьера выдержана в чистых, легких линиях, без лишних вещей. Это дает возможность сконцентрироваться на созерцании красоты. Связь природы с интерьером прослеживается в особенном образе камина из диких валунов, собранных с берегов местных рек, в совпадении нуля пола с нулем ландшафта, даже фактура шерстяного ковролина совпадает с фактурой газона. В отделке применялись только натуральные материалы: дерево, камень, кожа, лен – тоже связь с природой.
Этот проект был номинирован на премию Interia Awards. Успех на конкурсе был ожидаем?
Неожиданно для нас этот проект был вначале номинирован на премию Interia Awards 2014 в профессиональной номинации “Традиции” за лучший интерьер дома до 300 м2 и уж совсем неожиданно – Гран-при Interia Awards 2014. В голосовании мы, естественно, не участвовали, и это был выбор большей части профессионального жюри данного конкурса. Конечно, во время работы над проектом мы не думали ни о каких премиях и конкурсах. Мы просто делали свою работу, получая от этого удовольствие. Тем не менее, мы благодарны жюри и судьбе за такую высокую оценку. Для нас, безусловно, большая удача получить такой приз.
Что вы вкладываете в понятие “современное функциональное пространство”? Что для вас является приоритетом в создании проекта интерьера?
Что такое современный интерьер? Мы рассматриваем его как многократно структурированное пространство. Одна за одной структуры, словно сетка или модуль, наслаиваются как на некий стержень, которым являетесь лично вы, образуя в итоге многослойный пирог – тот высокий продукт, который мы называем сегодня интерьером. Одна структура называется композицией, другая – распределением масс, третья – ритмикой, четвертая – колористикой, пятая – светом, шестая – Его Величеством Стилем, седьмая – традициями и т. д. Структур может набраться не десять, не двадцать и даже не сто, а гораздо больше. Всем этим руководят ваши личные ощущения, ваш личный сценарий и решение, ваш личный багаж и ваше я, если хотите. Все, что вы покажете в своем интерьере, скажет само за себя и выразит весь ваш внутренний мир и профессиональный уровень… Поэтому королю так легко оказаться голым! Эта опасность стоит перед каждым автором, и перед нами тоже. В итоге каждый интерьер при кажущейся легкости требует вдумчивости, большого труда, анализа и точного выбора. Говоря иначе, интерьер – это как сшитый на заказ пиджак haute couture. Это и есть главный приоритет в нашей работе – новая высокая единица продукта на рынке.
Как вы представляете себе идеального заказчика? Бывает ли так, что ваше видение проекта расходится с тем, что от вас требуют? Пытаетесь ли вы влиять на клиента, чтобы он изменил свою позицию?
Идеальный заказчик – это человек, полностью доверяющий вам, полагающийся на ваш уровень и решения. Еще лучше, если вы оба находитесь на одной волне, и ваши мысли и вкусы во многом совпадают. Его доверие заключается еще и в том, что он отходит в сторону и ждет, когда созревший “плод” без труда сам “упадет” ему в руки. Это – идеальные условия для нашей работы. При этом мы всегда учитываем требования, желания, вкусы заказчика, и в конце концов он легче получает то, что ожидал. При этом наше видение проекта почти всегда расходится с тем, что изначально представляет себе заказчик. Влиять на него – это трудная, но неотъемлемая часть нашей работы. После работы с нами каждый клиент меняет свою первоначальную позицию, и в итоге она становится лучше, интереснее и состоятельнее, в чем он сам признается в конце работы.
Как вы считаете, у вас есть узнаваемый стиль, в чем он заключается?
Как нам кажется, да. Нас узнают по нашим работам, как и многих других архитекторов, дизайнеров и художников. Это необходимая часть любой творческой деятельности – собственный стиль. В нашем случае он заключается в индивидуальном почерке – спокойном, чистом и теплом отношении к организации пространства, в пастельной колористике, выдержанном строгом стиле и убедительном сведении всех составляющих интерьерных фигур игроков в единое целое, из которого ничего нельзя убрать или добавить.
С момента создания бюро вы выполнили достаточное количество проектов. Есть ли среди них самый значимый, запоминающийся и необычный?
После получения вышеуказанных премий объекты в Красной Поляне приобрели для нас особую значимость, но мы не забываем о том, что каждый сделанный нами интерьер – это как рожденный на свет ребенок, и мы не можем одного любить больше, а другого – меньше.
Как вы думаете, в каком направлении будут двигаться архитектура и дизайн в ближайшие 15-20 лет? Что будет в тренде?
Кажется, мы знаем ответ на этот вопрос. В наше время бурно развивающейся промышленности и компьютеризации всего вокруг, появления множества новых материалов и новых решений особенно будут цениться “человеческие” интерьеры. Это те, которые сделаны для человека, а не манекена, те, которые выражают его индивидуальность, сложный внутренний мир, соразмерность, пропорциональность, теплоту и, безусловно, традиции. Нам нравится в этом отношении выражение Хемингуэя: “Писать на самом деле очень просто. Ты просто садишься перед пишущей машинкой и начинаешь истекать кровью”. Надо делать интерьеры для людей из плоти и крови, а не для людей, полных пустыми амбициями.
В чем вы видите призвание архитектора?
Призвание архитектора, как и всех остальных людей искусства, во внедрении высокого искусства в каждую область человеческой жизни, всегда и во всем. В человеке все должно быть прекрасно, как говорил Чехов. Жилище – это часть жизни человека и часть его самого. Можно сказать еще громче: дом человека, его интерьер – это он сам, разложенный по частям, поэтому, “прочитав” интерьер человека, можно “прочитать” его внутренний мир.
Творчество каких известных архитекторов вас вдохновляет? Чем именно?
Имен много, но не в них дело, а в выводах, которые вы сделаете после знакомства с грандами мирового искусства. Ведь искусство либо трогает, либо оставляет равнодушным. Среди длинного ряда авторов отметим американского дизайнера Мэри Макдональд, архитектурную мастерскую Ferguson & Shamamian Architects, французских декоратора Жака Гарсия и дизайнеров Кристиана Лиэгра и Пьера Ив-Рошона, и, конечно же, творчество таких классиков, как Федор Шехтель и Фрэнк Ллойд Райт.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.