Интервью / Наира Аматуни
Фото / Benoit Linero, Eric Laignel, La Table du Jardin (Georges Apostolidis), Agence Jouin Manku (Pierre Monetta)

p6

Патрик Жуэн (Patrick Jouin)

В эксклюзивном интервью Патрик Жуэн рассказал нам о том, как он стал дизайнером, о своем успехе и взглядах на дизайн.

Патрик Жуэн (Patrick Jouin) Родился 5 июня 1967 года в Нанте (Франция). В 1992 году окончил Ecole Nationale de la Creation Industrielle (ENSCI) – первое во Франции учебное заведение, дающее студентам всестороннюю подготовку в области дизайна; в 1998-м открыл собственное дизайн-бюро Patrick Jouin ID, а спустя некоторое время еще одно – Jouin Manku, в котором работает вместе со своим партнером Санжитом Манку. С этого начался путь к международному признанию.

Модного французского дизайнера Патрика Жуэна (Patrick Jouin) можно с полным основанием назвать звездой. Его интерьерный и предметный дизайн давно завоевал не только сердца простых потребителей, но и профессиональное сообщество. Из года в год, от проекта к проекту – интерьеров и промышленного дизайна, архитектуры и сценографии – его видение превращалось в мнение на международной арене. Элегантный и рафинированный стиль Патрика Жуэна всегда работает на благо проекта. Поиск баланса между традицией и инновацией рождает яркие и неоднозначные образы, утонченный и порой дерзкий дизайн. Главная идея творчества Жуэна – дизайн для повседневной жизни, поэтому он берется за проекты интерьеров новых ресторанов, бутиков и общественных туалетов, проектирует домашнюю функциональную мебель и уличные скамейки, занимается промышленным дизайном и архитектурными проектами. Удачно экспериментируя с дизайнерами из всех областей и сфер, он создал множество уникальных объектов. Одной из важных вех для него стала встреча с французским шеф-поваром Аленом Дюкассом, которая привела к появлению красивейших ресторанов, в том числе Plaza Athénée в Париже, Dorchester в Лондоне, Chlösterli-Spoon в Гштааде, Spoon Byblos в Сен-Тропе и Mix в ЛасВегасе. Некоторые другие встречи привели к сотрудничеству с производителями мебели – Cassina, Alessi и Ligne Roset.

p1Санжит Манку (Sanjit Manku) и Патрик Жуэн (Patrick Jouin) 

Патрик, расскажите, пожалуйста, немного о своем детстве.

Детство я провел за городом. Мой отец был ремесленником. Я вырос в его мастерской среди разнообразных предметов, обычно наполняющих такие места.

p15Ресторан Алена Дюкасса в отеле The Plaza Athenйe в Париже

Как вы пришли в дизайн?

Я всегда любил рисование, но точно не знал, чем хотел бы заняться. В старших классах я думал о школе искусств или медицине. За шесть месяцев перед окончанием школы я наткнулся на рекламу школы дизайна ENSCI. Именно тогда я и определился с выбором. Мне требовалось использовать свои навыки в рисовании. Вы можете спросить меня, почему тогда я не стал художником. Я выбрал дизайн, потому что в то время это было ново; мне была по душе идея начать новое приключение. В это время Роджер Таллон и Филипп Старк начали приобретать известность… Кроме этого, я хотел иметь такую работу, которая связывала бы меня с другими людьми. Именно поэтому я и выбрал дизайн. Мне нравится идея того, что мы проектируем предметы для людей, вещи, которые делают жизнь легче, как, например, Velib station (велосипедная станция в Париже – прим. ред.).

p14

Вы помните свой первый успех? Как это было? Вы можете обозначить самые важные этапы своего творчества?

Мой успех связан с осуществлением многих маленьких проектов, но, наверное, бар в отеле Plaza Athenée действительно ознаменовал начало моей карьеры.

p5

Вы разработали массу различных предметов интерьера – стулья, светильники, посуду и т. д. Какие предметы вам больше всего нравится придумывать?

Туалетный блок The Paris для JC Decaux – один из моих самых любимых проектов. Все находят его красивым, что, по сути, уже является оксюмороном применительно к такому объекту. Может, мне он нравится за идею провокации. Проект сродни маленькой архитектуре, расположенный на тротуарах, где существует множество ограничений. Мы встретились с представителями различных официальных департаментов мэрии, начиная с команд уборщиков и заканчивая отделом для людей с ограниченными возможностями. Это был успех, потому что в основе разработки лежала красивая командная работа. Это дизайн в общественном месте, так что он принадлежит всем. Для дизайнера это очень хорошо, поскольку напоминает нам, что у нас на самом деле есть миссия.

p17Новый облик бутика Van Cleef & Arpels

Как вы думаете, что привлекает в вас знаменитые бренды, с которыми вы сотрудничаете?

Чаще всего это одни и те же бренды, например Van Cleef & Arpels, The Plaza Athenée, Alain Ducasse или Puiforcat… Непросто понять, что именно привлекает их, но что абсолютно очевидно – это то, что все они искали состоявшуюся личность, может быть, нечто исключительное, а еще – кого-то серьезного, обладающего элегантностью и оригинальностью.

p23Вы работали в агентстве Филиппа Старка, потом решили открыть свое бюро. Это было сложное решение?

Когда я окончил школу дизайна, еще многому предстояло научиться. Мне нужно было углубить некоторые знания касательно истории дизайна, узнать получше, как функционирует этот мир… Я не чувствовал, что готов начать работать самостоятельно; я был уверен в моих работах, но не был уверен в достаточной степени в моей культуре дизайна. После нескольких лет работы я понял, что готов открыть свое собственное агентство, и сделал это в 1998 году. Это именно то, что вам действительно необходимо сделать, когда вы еще молоды и полны энергии.

p21Новый облик бутика Van Cleef & Arpels

В 2006-м мы разделили нашу деятельность по двум направлениям: предметный дизайн – агентство Patrick Jouin ID, и интерьер – агентство The New Jouin Manku, что стало реально благодаря моему новому деловому партнеру Санжиту Манку (Sanjit Manku), канадскому архитектору, который начал работать со мной несколько лет назад. Вместе мы сделали исключительные проекты для Алена Дюкасса, Пьера Эрме, Тьерри Маркса или Van Cleef & Arpels. Мы образовали крепкий творческий тандем, вложив свой индивидуальный подход и вдохновение в каждый из проектов, начиная с ресторана “Жюль Верн” на Эйфелевой башне, частных резиденций в Куала-Лумпур и заканчивая In & Out Campus. И мы достигли универсальности и современности.

p22Как вы встретились с Санжитом Манку и почему решили работать вместе?

Мы работаем вместе уже на протяжении 12 лет. Мы встретили друг друга, когда мое агентство только открылось, и сразу поняли, что говорим на одном языке. Нас связало рисование. Мне также были по душе наши культурные различия, они очень полезны. Он был настолько талантливым и амбициозным в лучшем смысле этого слова… Агентство начало заниматься масштабными международными проектами, так что я определенно нуждался в ком-то, кто работал бы со мной над ними. Именно так мы и решили стать партнерами по бизнесу.

p20Расскажите, пожалуйста, и о том, как вы начали работать с Аленом Дюкассом. У вас много совместных проектов, а бар в отеле Plaza Athenee стал некоей границей в вашей карьере.

Все началось с тарелки. Это одна из мелочей во вселенной гастрономии. Эта тарелка стала отправной точкой всех наших приключений с Аленом Дюкассом. Он попросил меня нарисовать набор для своего ресторана под названием “59 Пуанкаре”. После этого проекта мы лучше узнали друг друга, и он попросил меня заняться дизайном уже целого ресторана. Этот проект обеспечил меня “легитимностью» в архитектуре интерьера, и мы начали заниматься такими проектами по всему миру – от “Жюля Верна” на Эйфелевой башне до ресторанов в США. Наша встреча была своевременной, и именно это многое изменило. Санжит игрок, а я беру на себя риски. Рисковать – часть нашей с ним работы.

p19А какой проект вы лично считаете своей визитной карточкой?

Крупный проект пространственного дизайна In & Out Campus, над которым мы работаем прямо сейчас, а в дизайне, возможно, стул Solid chair (стулья из серии Solid уже находятся в постоянной коллекции MoMA – прим. ред.). Он стал революцией, навеянной началом 3Dмоделирования … это было в 2004 году. Я был первым, кто использовал эту технику для стула в масштабе один к одному (это техника лазерного 3D-моделирования, с помощью которой обычно в автомобильной промышленности изготавливают прототипы.

p18Технология до сих пор невероятно дорогая и очень медленная: чтобы сделать один стул, нужна неделя. Поэтому и стоят они пока соответственно – прим. ред.). Я также думаю о Pasta Pot (знаменитый ультрасовременный набор для приготовления пасты – прим. ред.), который я спроектировал для Alessi вместе с Аленом Дюкассом. Он принес мне Compasso d’Oro (“Золотой циркуль” Ассоциации индустриального дизайна – прим. ред.)… во всем мире нет лучшей награды для дизайнера.

p8Гастрономический ресторан Sur Mesure в отеле Mandarin Oriental в Париже

Идут ли заказчики на все ваши условия? Может, они спорят? И вообще, должен дизайнер идти на компромиссы?

Моя работа заключается в том, чтобы найти лучший ответ на ограничения и обязательства. Я хочу чувствовать себя свободным, но свобода никогда не бывает полной. И быть свободным без определенных обязательств ничего не значит. Я никогда ничего не проектирую только для себя. Для меня важно представить, как моя работа будет использоваться другими, чтобы они чувствовали себя хорошо и легко с каждым новым творением. Это реальная цель дизайна, и вы должны быть щедрыми. Однако ограничения действительно необходимы, чтобы понять, в состоянии ли вы дать правильный ответ, который в то же время будет красивым.

p9Патрик, кого из современных дизайнеров вы особенно выделяете?

Их так много, но если нужно назвать одого единственного, то это Константин Грчич (известный немецкий дизайнер, чьи работы отличает рационалистичный подход и минимализм – прим. ред).

p10Ресторан Алена ДюкассаDorchesterв Лондоне

А как вы считаете, насколько важно отличаться от всех, чтобы иметь успех на рынке?

Не пытайтесь отличаться, просто будьте самим собой и делайте то, что, как вы думаете, будет хорошо для дизайна. Люди могут думать: “Зачем создавать новый стул, их ведь и так много?” Дело в том, что мы должны сделать еще лучше уже существующие предметы, изготовить такой стул, который будет связан с нашим временем. Функция – это и есть то, что дизайнеры дают своей эпохе.

p4

В ваших интерьерах чувствуется тяготение к повышенной дороговизне. В чем для вас заключается настоящая роскошь?

Санжит Манку и я разработали удивительные дома для клиентов, у которых нет времени, чтобы наслаждаться вообще понятием дома. Для них роскошь – вездесущность, умение быть везде одновременно. Именно поэтому я знаю, что настоящая роскошь заключается в умении наслаждаться простыми вещами, мельчайшими моментами, это умение без разочарования переключаться на что-то другое. Сегодня настоящая роскошь – это время.

p11Какими, по-вашему, должны быть вещи и окружающее людей пространство?

Все в пространстве взмаимосвязано, воздух так же важен, как и объекты. Это вопрос баланса и пропорции.

p12Ресторан Алена ДюкассаDorchesterв Лондоне

Соответствует ли ваш дом вашим представлениям о комфорте и уюте?

В некотором смысле да. Это отличное место с большим количеством света. Я живу у реки, и мы чувствуем связь с природой. Природа действительно важна в моем дизайне, она очень вдохновляет.

p16Bloom Lamp

А какова совершенная с дизайнерской точки зрения вещь?

Все интересно, даже дверные ручки! У меня нет страсти к одному конкретному объекту. Опыт научил меня тому, что объекты, которые мы любим, не являются самыми простыми и легкими для проектирования и дизайна. И, на мой взгляд, чертеж более важен, чем конеч- ный объект. Сейчас я перешел на “мечтательные объекты”.

 p7Знаменитый стул Solid chair

Культура какой страны вас вдохновляет?

Я чувствую очень близкую связь с североамериканской культурой. В ней меня привлекает тесная связь с природой, а также откровенность, простота, какими и являются американцы на самом деле. Во Франции люди, как правило, больше склонны к обману. Мне нравится “прозрачность” США.

p3 С другой стороны, я очень люблю Италию – страну дизайна, где я провел так много времени. Итальянцы действительно знают, как смешать культуры, промышленность и бизнес …. И мы действительно должны научиться этому во Франции!

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.