Интервью подготовила Асмик Шамзян
Фото Эрики Беккер
Визуализация Vek World Architect
Ашот Аветисян Род. в 1963 г. в Ереване 1985 г. – окончил архитектурно-строительный факультет ЕрПИ С 1987 г. по настоящее время руководит собственной творческой мастерской Автор проектов в Армении, России, Голландии, Китае, Камбодже, Сенегале В 2000 г. стал основателем и первым заведующим кафедрой зодчества Московского Государственного Академического Художественного института им. В.И.Сурикова Профессор Московского отделения Международной Академии Архитектуры Член Союза архитекторов Армении, Союза архитекторов России, Творческого Союза Художников России Лауреат международных конкурсов по архитектуре Награжден орденом «За службу России» администрацией президента РФ.
31 октября завершилась грандиознейшая Всемирная выставка Шанхай-Экспо-2010, в которой принимали участие 192 страны. Армянский павильон содержал в себе действительно уникальную идею: Город мира – новый цивилизационный модуль XXI века! Нашу тему организаторы выставки назвали «уникальной и самой содержательной». Особо был отмечен тот факт, что Армения – единственная из стран-участниц, рассказывающая не только о себе, но предлагающая миру изменить себя и построить новый, что, собственно, идеально ложится в заданную тематику Экспо – «Лучше город – лучше жизнь». Автор концепции армянского павильона Ашот Аветисян, архитектор, руководитель архитектурной группы оргкомитета Армения-Экспо-2010. С ним мы и поговорили подробно об армянском павильоне и проекте City of the World. Кстати, наши вернулись из Китая со специальным призом Шанхай-Экспо-2010, врученным «за исключительную инновационность виртуальной концепции павильона»!
Расскажите, пожалуйста, почему, на ваш взгляд, концепция City of the World, представленная вашей командой, была отобрана правительством Армении для представления на Шанхай Экспо-2010?
Как вам известно, Экспо-2010 в Шанхае проходил под девизом «better city, better life». Из представленных на конкурсный отбор проектов, на мой взгляд, только City of the World соответствовал теме выставки. Более того, сегодня можно с уверенностью сказать, что из 192 национальных павильонов шанхайского Экспо именно павильон Армении представил миру проект, получивший одобрение организаторов выставки, миллионов посетителей, многочисленных представителей стран-участниц и международных организаций. И это не мое личное мнение. 21 сентября, в день Армении на Экпо-2010, в репортаже Центрального телевидения Китая было отмечено, что павильон Армении, предложив миру проект City of the World, наиболее полно раскрыл тему шанхайской выставки. И как сказал один из высокопоставленных чиновников-организаторов, «во всех павильонах участники демонстрируют и пропагандируют свою страну и свои города, только Армения думает обо всем мире». Не это ли лучшее подтверждение правильного выбора темы павильона и высшая оценка за проделанную работу?!
Кения. Центр Народного творчества
Как рождался сам павильон Армении?
От китайской стороны мы получили отсек из четырех стен в объединенном павильоне Европы, в который предстояло вписать нашу концепцию. Исходя из габаритов помещения, было ориентировочно определено время, необходимое среднестатистическому посетителю для осмотра экспозиции. После чего мы перед собой поставили задачу – создать комплексное аудиовизуальное пространство, способное за 5-10 минут донести наш основной посыл: «Армения, страна созидания с богатым культурным наследием, представляет миру новый проект – City of the World». Достаточно глубокая, многогранная и сложная задача. Как показывает практика, на всемирных выставках поднимаются более локальные и лаконичные темы. Так и на шанхайском Экспо: незамысловатое молдавское «Мой город – твой город», беспроигрышное белорусское «Мир глазами детей», актуальное румынское «Зеленый город» и даже философское японское «Мудрость природы»… Это и явилось причиной того, что было разработано 12 совершенно разных вариантов организации пространства. Хотя среди них и были очень интересные, достойные проекты, сегодня трудно представить, что павильон Армении мог бы выглядеть как-то по-другому. Настолько точно была выстроена геометрия, подобраны материалы, фактуры, цвета, настроены свет и звук, выверен контент видеоряда, написана специальная музыка.На двенадцати величественных стелах искусные коллажи (автор Артак Гулян) представляли памятники армянского зодчества от времен античности (храм Гарни) до наших дней (Каскад Джима Торосяна). Творческая мысль современных армянских архитекторов реализовалась в макетах сооружений национальных комплексов City of the World, выставленных в центре павильона на круглом подиуме, олицетворяющем земной шар. «Меридианы» в виде бегущих строк – это высказанные в адрес проекта пожелания и предложения, поступающие в режиме он-лайн по интернету из разных точек мира. Это та «почва», которая обогащала и «синтезировала» концепцию City of the World в течение всего полугодового периода функционирования выставки. С одной стороны, получился живой, развивающийся павильон, с другой, в нем ощущалась аура умиротворенности, столь присущая армянским храмам. Spiritual (духовный) – так охарактеризовали наш павильон многие посетители.
Как вы пришли к основной идее City of the World? Было ли это внезапным озарением или результатом долгих размышлений?
Идея новых городов стара как само человечество. О них мечтали шумеры, древние египтяне, индусы, китайцы. Известны труды античных философов; «идеальные города» Лукиана, Кампанеллы, Дезами; мифические Шамбала и Беловодье; города будущего социал-утопистов; новейшие акваполисы, космополисы и технополисы… Сама идея City of the World была, конечно, озарением, но этому предшествовали исследования, проведенные в данной области еще с аспирантских времен. Тема моей диссертации была связана с многофункциональными парками, а «парками» в архитектурной терминологии тогда называли не только советские Парки культуры и отдыха, но и специализированные Экспо, ВДНХ (выставочные парки), олимпийские городки (спортивные парки), Диснейленд (развлекательные парки), парки-музеи, этнографические парки и т.д. Анализ мирового опыта показывает, что в планировочной организации многофункционального City of the World, выставочного Экспо и развлекательного Experimental Prototype Community of Tomorrow (EPCOT), являющегося тематической частью Диснейленда во Флориде, существует некая аналогия – размещение на единой территории национальных павильонов в случае всемирных выставок; современных аттракционов World Showcase под названиями «Китай», «Франция», «Япония» в EPCOT и национальных комплексов в City of the World. Различия более существенны. City of the World является принципиально новым градостроительным комплексом, не имеющим аналогов.
В проектировании City of the World могли принимать участие все желающие. Много набралось предложений? И что стало с теми из них, которые оказались интересными?
Страна, предлагающая человечеству построить City of the World, должна была показать миру свой созидательный потенциал и, пусть это звучит громко, величие армянской архитектурной мысли. Архитектор, воспитанник школы армянского зодчества, сохранившей на протяжении тысячелетий свою архитектурную лексику, как никто иной владеет искусством преемственности традиций. В мировой практике множество примеров, когда произведения национальной архитектуры создавались и создаются зодчими совершенно другой национальности. Российский архитектор Евгений Розанов в свое время сотворил один из архитектурных символов столицы Узбекистана – Исторический музей в Ташкенте. Итальянец Ренцо Пьяно, впечатленный причудливыми формами хижин коренных жителей острова Новая Каледония, создал там культурный центр Jean-Marie Tjibaou. Голландец Рем Кулхас и его мастерская ОМА в лучших традициях арабской архитектуры проектируют горный курорт Jebel al Jais в ОАЭ. В Оргкомитете Экпо-2010 сегодня около 50-ти работ, и они продолжают поступать. Не могу утверждать, что это проектирование City of the World. Мы и не задавались целью выставлять в Шанхае готовый проект. Материалы, представленные на выставку, можно назвать «эскизными зарисовками к концепции». На основе 25 проектов были изготовлены архитектурные макеты. Выбор происходил по принципу выразительности архитектурных образов именно в формате белого монохромного макета. Многие интересные разработки в этом формате потеряли бы свою привлекательность. Планомерно ведутся работы над пополнением и расширением виртуальной модели City of the World, в котором также размещаются проекты армянских архитекторов. И, наконец, абсолютно все предложения будут представлены в City of the World Gallery, экспонирование которой предполагается в различных странах мира.
Кения. Центр Народного творчества
В чем особенности архитектуры национальных комплексов City of the World?
В качестве декларации могу сказать, что архитектурная среда национальных кварталов «должна служить выражением гения своего народа и отражением сути его культуры» (цитата из Кодекса этики Международного союза архитекторов). Создание такой среды пролегает через путь осмысления преемственности традиций в архитектуре. Как образно отметил мальтийский архитектор Ричард Ингланд, «традиции – это алфавит, форма – это язык, архитектура – это поэма». Творчество возникает на корнях культурной традиции, но развивается лишь в контакте с другими культурами. City of the World – это площадка диалога между культурами, а национальные комплексы – истинные выразители и хранители наследия, являющегося стимулом нового творчества во всем его разнообразии. Теоретические исследования и практическое проектирование в области преемственности традиций в архитектуре приводят к выводу, что архитектурный образ и пространственная среда – основные выразители традиции, два основных ингредиента традиционного архитектурного «блюда». Композиция, пластика, декор, материал – «специи», придающие «блюду» дополнительную «вкусность». Таким образом, творческое, созидательное развенчивание преемственности традиций в архитектуре – основной принцип объемно-пространственной организации национальных комплексов City of the World.
Вы считаете осуществление проекта реальностью, или некоторая утопичность все же присутствует?
Еще Аристотель в свое время отметил: «Город – это единство непохожих». Томас Мор, не прислушавшись к высказыванию древнегреческого философа, придумал остров Утопия: «На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, права и законы у них совершенно одинаковые. Расположение всех также одинаково, одинакова повсюду и внешность…» Не вдаваясь в социальные аспекты, можно констатировать, что название безликого города стало «одинаково» с понятием «утопия». При всей своей гуманной общечеловеческой идеологии City of the World — это коммерческий проект. City of the World — это «единство непохожих» национальных комплексов, которые формируются условно выделенными модулями: модуль Жилья – это гостиницы, апартотели; модуль Памяти – музеи, библиотеки; модуль Здоровья – SPA-комплексы; модуль Традиций – рестораны национальной кухни; модуль Созидания – художественные салоны, мастерские народных ремесел; модуль Природы – сады, аллеи и иные ландшафтные объекты. Возвращаясь к заданному вопросу, отвечу, что осуществление проекта столь же реально, сколь очевидна реализация отдельной гостиницы, ресторана, SPA-комплекса. Согласно терминологии менеджмента, City of the World — это мультипроект, состоящий из множества локальных проектов.
Какие национальные комплексы разработали лично вы? И почему выбрали именно эти страны? Есть ли среди них самый любимый комплекс?
В разработке национальных комплексов вместе со мной участвовала наша московская команда. Конечно, большинство задумок не первый десяток лет витает в моем воображении, а некоторые уже давно, как говорится, положены на бумагу. Наиболее близкая мне тема — Африка. В середине 90-х, пребывая в творческих командировках, я имел возможность более близкого знакомства с культурой этого неизведанного и загадочного континента. В странах «черной Африки» с богатыми, самобытными традициями пластики и формообразования практически отсутствуют школы современной национальной архитектуры. И это когда рядом истинные шедевры народного творчества — традиционные поселения, жилища, культовые и общественные сооружения. Большинство архитекторов стран Африки профессиональное образование и первый практический опыт получают в Европе или США. Естественно, за рубежом они не приобщены к процессу постижения основ своей национальной культурной традиции.Они «варятся» в другом котле, что в будущем сказывается на возникновении по всей Африке современных обезличенных построек. При этом не существует научных методик, практических рекомендаций, «рецептов» создания традиционной архитектуры. Традиция не подвержена канонизации и описанию в своде правил. Традиция статична, и только творческое разрушение, отрицание и переосмысление придают ей созидательное развитие. Руководствуясь этими принципами, были созданы архитектурные образы национальных комплексов Кении, Бенина, Ганы, Мали, Нигера, Камеруна, Судана.
Национальный комплекс Марокко.
Из разработок нашей команды, на мой взгляд, наиболее проработанным проектом, который уже завтра может держать путь к реализации, является национальный комплекс Марокко. Объемно-пространственная структура комплекса формируется различными по массе, но равновзвешенными по композиции объемами, столь характерными для застройки старых городов-медин стран Магриба. Первый уровень комплекса занимает восточный рынок-souk.На узких улочках располагаются салоны с красочными бедуинскими коврами, искусно инкрустированной мебелью; ремесленные мастерские керамики, мозаики-zillij, чеканки; лавки с кожаными тапочками-бабушами всех цветов радуги; магазинчики со специями и косметическими продуктами из арганового масла. Здесь же вход в традиционный отель-riad с уютным внутренним двориком и SPA-комплекс с арабской баней hamam, которую многие ошибочно именуют турецкой. В составе объектов комплекса также музей берберской культуры, торговый дом, офисы-представительства марокканских компаний.
Сооружения комплекса облицованы розовым армянским туфом, что создает атмосферу и колорит старинных улиц Марракеша. В главной башне комплекса располагается многоуровневый ресторанный комплекс национальной кухни. Обязательным блюдом в меню является традиционный кус-кус, подаваемый в специальной посуде танжин, и сладкий мятный марокканский чай. Главная же достопримечательность башни — великолепная панорама на гору Арарат.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.