Грачья Арменакян Родился в 1970 году в Ереване. Выпускник Художественной школы г. Сисиана, Художественного училища им. Терлемезяна, Ереванского художественно-театрального института. В 1997 году основал в Москве художественноархитектурную мастерскую Archetip, которой руководит по сей день.
Грач, давайте поговорим о самых известных ваших объектах – ресторанах «Лаваш» и «Цифры». «Лаваш» сразу поражает своей дизайнерской экспрессией, там много всего использовано. Это ваш подход к эстетике дизайна или требование заказчика?
Работа велась с обеих сторон. Заказчик хотел сначала назвать ресторан «Киликия», что навеяло на меня совершенно определенные образы. Нынешнее название, «Лаваш», появилось уже после завершения оформительских работ, поэтому дизайн я придумал в созвучии с эстетикой средневековой Армении. Меня не пугает обилие декора, он обогащает и дополняет пространство. Каждый предмет декора – продолжение другого. На самом деле его было даже больше: раньше потолки были расписаны по мотивам армянской миниатюры. Затем вместо них появились геометрические, но очень живописные узоры. Армянское средневековье – это смесь армянского, арабского и византийского стилей.
Можно «Лаваш» считать отголоском стиля той эпохи?
Вполне, потому что, находясь в поисках идей для дизайна, я начал изучать также параллельные культуры, в частности, Вавилона, Персии, Ассирии, и заметил много общих черт. Например, глядя на скульптуры известных деятелей этих государств, сложно определить, к какой именно культуре они относятся. Скульптуры похожи друг на друга, разница только в «прическе» бороды. Эти цивилизации развивались в одном пространстве, народы переманивали друг у друга лучших мастеров, которые вносили элементы своей культуры в чужую. Происходил, естественно, и обратный процесс. Так вот наша задача состояла в том, чтобы соединить в дизайне одного ресторана элементы разных цивилизаций. В ресторане три зоны: один общий зал на 80 гостей и две VIP-зоны, каждая на 10 посетителей. Потолок расписан цветным орнаментом. Барную стойку, расположенную в основном зале, мы выполнили из темного дерева и украсили фресками. Резная мебель также сделана из темного дерева. В целом интерьер выполнен в теплых пастельных тонах. Еще больший уют придают этому месту цветные стеклянные витражи вместо окон. VIP-зоны отделены от основного зала арочными проходами.
Как Вы думаете, почему это место любят представители политического и творческого бомонда?
Мне кажется потому, что этот интерьер создает какую-то консервативную атмосферу, настраивая на определенный лад. Здесь нет безумного ритма мегаполиса, сухого хай-тека. Я руководствовался неким тотальным подходом к общей культуре Междуречья, чем просто дизайнерскими соображениями, и у меня получился своеобразный микс.
Давайте перейдем к дизайну ресторана «Цифры». У Вас особое отношение к этому интерьеру?
Дизайн интерьера ресторана «Цифры» выстроен на цифровой символике. Вся концепция базировалась на двух цифрах – ноль и один. Это код современного устройства жизни, все существующие компьютерные технологии составляются из единиц и нулей. И в первоначальном проекте дизайна были только эти две цифры. Но потом заказчикам это показалось скучным, и мы максимально расширили числовой спектр, то есть до девяти. Композиционно стало выглядеть интереснее, но первоначальная идея все-таки сохранена в одной из закрытых комнат. Вот, собственно, и вся идея ресторана «Цифры».
А не давят повторяющиеся цифры на психику?
Нет. Переплетение цифр фактурно украшает стены и барную стойку, но их концентрация правильно распределена по всему пространству ресторана. Есть места, где цифр не видно вообще. В заведении очень грамотно разработана точечная система освещения, и цифры смотрятся как интересный фон. В интерьере использованы медные люстры-шары цвета розового золота, тонированные зеркала, элегантные кожаные кресла в сочетании с небольшими столами, белоснежными скатертями и эксклюзивной посудой.
Цветовое решение интерьера довольно спокойное, без каких-либо ярких акцентов, но тропические растения разбавляют его, привнося нотку живости. Здесь нашло место и тяготение к восточным мотивам: это солидных размеров фарфоровые вазы-торшеры с расписными узорами и большие светлые абажуры. Они очень уместно смотрятся в европейском дизайне «Цифр». Архитектура общего пространства может быть довольно мобильной благодаря передвижным зеркальным панелям, подсвеченным изнутри, которыми можно смоделировать форму зала под любое событие – банкет, фуршет или закрытое мероприятие. Архитектурную часть ресторана разработал петербургский архитектор и дизайнер Антон Горланов.
Вы помните ваш первый заказ в Москве?
Да, это были армяне, заказавшие частный интерьер. Но за работу, как водится, не заплатили (улыбается – прим. авт.). Для меня деньги были не столь важны, сколько реализация своих идей. Можно сказать, что свой тренинг мы провели бесплатно. И что самое интересное, спустя довольно продолжительное время эти же люди появились снова, заказав на этот раз общественный интерьер. Правда, избежать оплаты им уже не удалось. Постепенно круг заказчиков расширился. Это специфическая сфера: архитекторов как бы «передают» друг другу по рекомендации.
Как складываются Ваши отношения с заказчиками?
По-разному. В принципе, об отношениях можно говорить в контексте доверия заказчика архитектору. Не каждый заказчик любит диктовать свои условия. Наверное, здесь также играет роль национальность. Армяне, например, любят диктовать, даже если в этом ничего не смыслят. А клиенты другой национальности, например, русские или евреи, не позволяют себе вмешиваться в творческий процесс, они доверяют специалисту, уважают профессию и предложенные идеи. Если интерьер сильно не давит, все остальное они терпят.
А к какому стилю тяготеете вы лично?
Мне больше по душе ар деко. Сейчас мне интереснее смешение этого стиля с армянской архитектурой. Мне хочется даже предложить каким-либо заказчикам дом такой смешанной архитектуры.
Чем именно привлек Вас ар деко и выглядит ли он актуально сегодня?
Ар деко мне нравится потому, что похож на наш национальный стиль, это мое личное мнение. В нем есть лаконичность, есть возвышенность.
В каком стиле решена Ваша квартира?
У меня квартира тяготеет, как несложно догадаться, к ар деко, и мне комфортно в ней. Люблю много текстиля, мне кажется, что основное ощущение уюта придает именно он. А вообще уютное помещение можно создать, используя любой стиль, надо просто грамотно подойти к вопросу, уметь правильно использовать и совмещать материалы.
Давайте немного расширим тематику и перейдем к более животрепещущим вопросам. Вас не было в Ереване тринадцать лет. Как Вам современный облик города?
Излишне говорить, как он сильно изменился. Что-то стало лучше, что-то хуже, например, зеленых зон все меньше. Сложность Еревана заключена в его географическом расположении. У нас нет моря, реки, да и ландшафт не отличается особым преимуществом. Но у нас есть шарм, который надо развивать и беречь. Например, ругаемый всеми Северный проспект мне нравится: в нем есть архитектура, и не в каждом городе могут позволить себе строить такие дорогие дома, отделанные хорошими материалами. Конечно, этот стиль не новый для Еревана. Если смотреть на Северный проспект глазами иностранцев, то можно увидеть благородный архитектурный стиль, над которым проведена серьезная работа. Весь проспект «звучит» на одном языке. Другое дело взгляд изнутри. Для местных жителей в этом районе больше истории и политики, чем архитектуры.
Мне кажется, что, с одной стороны, на нынешнее восприятие Северного проспекта серьезный отпечаток оставил неоднозначный процесс выселения прежних жителей из старых домов. Другой аспект вопроса заключается в том, что мы привыкли к иной форме жизни: если дом построен, то он должен быть заселен практически незамедлительно. А тут – большой район города, в котором почти никто не живет. В общем, социальное неравенство играет тут далеко не последнюю роль. Поэтому местные жители больше замечают именно этот аспект, нежели чистую архитектуру. И получается, что подтекст затмевает суть. Повторюсь, Северный проспект мне очень нравится, но, по-моему, домам не хватает декора, узоров на зданиях, что придало бы им еще больше благородства. Отсутствие работы скульпторов для меня очень заметно. Но в нашем городе не хватает какого-то живого дыхания. В других городах можно заметить уличных артистов, «живые» статуи и т.д. У нас же нет этого артистизма, который является лицом и дыханием города. Армяне стеснительны, замкнуты. Хотя во времена моего студенчества Ереван был другим. А с недавних пор я начал замечать возрождение элементов артистизма. Мне кажется, что именно с Северного проспекта и начнется возникновение пешеходной зоны, как, например, Арбат в Москве. Например, недавно я встретил на Северном проспекте уличного музыканта, который играет вместе с панками на Арбате. Очень красочный персонаж. Не представляете, как я обрадовался! Преимущество Еревану могут дать только люди, а не ландшафт. И мы должны быть более радушны по отношению к людям, не похожим на нас.
У Вас есть любимая постройка в Ереване?
Мне очень нравится фрагмент площади Республики, где находится Министерство иностранных дел и магазин «Ноян Тапан», а также начало улицы Абовяна, где еще остались дома из черного и красного туфа досоветской архитектуры. В этом небольшом фрагменте городского пространства выказан вертикальный и горизонтальный архитектурный подход, пропорциональность которого совпадает с моим внутренним ритмом. Мне очень нравится патриархальность площади. А на улице Пушкина, по соседству с банком «Арарат», есть прекрасное и очень интересное здание, построенное в стиле ар нуво, с какими-то мистическими барельефами на фасаде. Потрясающая старинная постройка. К сожалению, сейчас ее начали сносить. Остался лишь фасад.
Какой город, по-Вашему, пропорционально развит – и архитектурно, и по-человечески?
Думаю, Прага. Там есть все: и архитектура, и культура, и артистизм, и природа, и человечность. В этом городе органично сочетаются восток и запад.На мой взгляд, таким городом на Кавказе можно назвать Тбилиси. У меня есть одно соображение, почему Еревану не хватает этого духа. У нас нет культуры отдыха, мы просто не умеем и не любим отдыхать. Мы плохо понимаем, что значит конец рабочего дня или недели, этого нет в настроении людей. Причем так ведут себя и армяне, живущие за рубежом. Мы не понимаем, что нужно начать отдыхать – выпить, пойти на концерт, слиться с окружающим настроением, может, даже провалить работу.
Чтобы хорошо выполнять свою работу, нужно хорошо и отдыхать. В общем, это можно назвать страхом. Поэтому внедрением, если можно так выразиться, праздничного настроения должно заниматься государство. Сама по себе культура нигде не появляется, на нее надо много тратить, потому что народ силен своей культурой, и именно ее носители являются хозяевами государства. А жители Армении таковыми себя не ощущают, наоборот, они подавлены. Наши соседи уже поняли важность культуры и всячески поддерживают ее. Я убежден, что именно государство должно давать стимул, чтобы культурные качества людей была востребованы.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.