Имена армянских архитек­торов и дизай­неров, работающих в Моск­ве, зву­чат не пер­вый год. Не­которые интерье­ры мы пуб­ликовали в прошлых номерах DDL. На этот раз нашим гостем стал Грачья Ар­менакян, который раз­вивает архитек­тур­ную и дизай­нерскую деятельность в Моск­ве с 1997 года. В нашей пуб­ликации – два ресто­рана: «Цифры» и «Ла­ваш».

Имена армянских архитек­торов и дизай­неров, работающих в Моск­ве, зву­чат не пер­вый год. Не­которые интерье­ры мы пуб­ликовали в прошлых номерах DDL. На этот раз нашим гостем стал Грачья Ар­менакян, который раз­вивает архитек­тур­ную и дизай­нерскую деятельность в Моск­ве с 1997 года. В нашей пуб­ликации – два ресто­рана: «Цифры» и «Ла­ваш».

Грачья Ар­менакян Ро­дил­ся в 1970 году в Ереване. Вы­пускник Ху­дожествен­ной шко­лы г. Си­сиа­на, Ху­дожествен­ного учи­лища им. Терлемезяна, Ереванского художествен­но-театрального инсти­тута. В 1997 году основал в Моск­ве художествен­ноархитек­тур­ную мастерскую Archetip, которой руководит по сей день.

Грач, да­вай­те по­го­во­рим о са­мых из­вест­ных ва­ших объ­ек­тах – ре­сто­ра­нах «Ла­ваш» и «Циф­ры». «Ла­ваш» сра­зу по­ра­жа­ет сво­ей ди­зай­нерс­кой эксп­рес­си­ей, там мно­го все­го ис­поль­зо­ва­но. Это ваш под­ход к эсте­ти­ке ди­зай­на или тре­бо­ва­ние за­каз­чи­ка?

Ра­бо­та ве­лась с обе­их сто­рон. За­каз­чик хо­тел сна­ча­ла наз­вать ре­сто­ран «Ки­ли­кия», что на­ве­я­ло на ме­ня со­вер­шен­но оп­ре­де­лен­ные об­ра­зы. Ны­неш­нее наз­ва­ние, «Ла­ваш», по­я­ви­лось уже пос­ле за­вер­ше­ния офор­ми­тельс­ких ра­бот, по­э­то­му ди­зайн я при­ду­мал в соз­ву­чии с эсте­ти­кой сред­не­ве­ко­вой Ар­ме­нии. Ме­ня не пу­га­ет оби­лие де­ко­ра, он обо­га­ща­ет и до­пол­ня­ет прост­ранст­во. Каж­дый пред­мет де­ко­ра – про­дол­же­ние дру­го­го. На са­мом де­ле его бы­ло да­же боль­ше: рань­ше по­тол­ки бы­ли рас­пи­са­ны по мо­ти­вам ар­мянс­кой ми­ни­а­тю­ры. За­тем вме­сто них по­я­ви­лись ге­о­мет­ри­чес­кие, но очень жи­во­пис­ные узо­ры. Ар­мянское сред­не­ве­ковье – это смесь ар­мянс­ко­го, арабс­ко­го и ви­зан­тийс­ко­го сти­лей.

g1Мож­но «Ла­ваш» счи­тать от­го­лос­ком сти­ля той эпо­хи?

Впол­не, по­то­му что, на­хо­дясь в по­ис­ках идей для ди­зай­на, я на­чал изу­чать так­же па­рал­лель­ные куль­ту­ры, в част­но­сти, Ва­ви­ло­на, Пер­сии, Ас­си­рии, и за­ме­тил мно­го об­щих черт. Нап­ри­мер, гля­дя на скульп­ту­ры из­вест­ных де­я­те­лей этих го­су­дарств, слож­но оп­ре­де­лить, к ка­кой имен­но куль­ту­ре они от­но­сят­ся. Скульп­ту­ры по­хо­жи друг на дру­га, раз­ни­ца толь­ко в «при­чес­ке» бо­ро­ды. Эти ци­ви­ли­за­ции раз­ви­ва­лись в од­ном прост­ранст­ве, на­ро­ды пе­ре­ма­ни­ва­ли друг у дру­га луч­ших ма­сте­ров, ко­то­рые вно­си­ли эле­мен­ты сво­ей куль­ту­ры в чу­жую. Про­ис­хо­дил, естест­вен­но, и об­рат­ный про­цесс. Так вот на­ша за­да­ча со­сто­я­ла в том, что­бы со­е­ди­нить в ди­зай­не од­но­го ре­сто­ра­на эле­мен­ты раз­ных ци­ви­ли­за­ций. В ре­сто­ра­не три зо­ны: один об­щий зал на 80 го­стей и две VIP-зо­ны, каж­дая на 10 по­се­ти­те­лей. По­то­лок рас­пи­сан цвет­ным ор­на­мен­том. Бар­ную стой­ку, рас­по­ло­жен­ную в ос­нов­ном за­ле, мы вы­пол­ни­ли из тем­но­го де­ре­ва и ук­ра­си­ли фрес­ка­ми. Рез­ная ме­бель так­же сде­ла­на из тем­но­го де­ре­ва. В це­лом ин­терь­ер вы­пол­нен в теп­лых па­стель­ных то­нах. Еще боль­ший уют при­да­ют это­му ме­сту цвет­ные стек­лян­ные вит­ра­жи вме­сто окон. VIP-зо­ны от­де­ле­ны от ос­нов­но­го за­ла ароч­ны­ми про­хо­да­ми.

g0Как Вы ду­ма­е­те, по­че­му это ме­сто лю­бят пред­ста­ви­те­ли по­ли­ти­чес­ко­го и твор­чес­ко­го бо­мон­да?

Мне ка­жет­ся по­то­му, что этот ин­терь­ер соз­да­ет ка­кую-то кон­сер­ва­тив­ную ат­мосфе­ру, наст­ра­и­вая на оп­ре­де­лен­ный лад. Здесь нет бе­зум­но­го рит­ма ме­га­по­ли­са, су­хо­го хай-те­ка. Я ру­ко­водст­во­вал­ся не­ким то­таль­ным под­хо­дом к об­щей куль­ту­ре Меж­ду­речья, чем про­сто ди­зай­нерски­ми со­об­ра­же­ни­я­ми, и у ме­ня по­лу­чил­ся сво­е­об­раз­ный микс.

Да­вай­те пе­рей­дем к ди­зай­ну ре­сто­ра­на «Циф­ры». У Вас осо­бое от­но­ше­ние к это­му ин­терь­е­ру?

Ди­зайн ин­терь­е­ра ре­сто­ра­на «Циф­ры» выст­ро­ен на циф­ро­вой сим­во­ли­ке. Вся кон­цеп­ция ба­зи­ро­ва­лась на двух циф­рах – ноль и один. Это код сов­ре­мен­но­го уст­ройст­ва жиз­ни, все су­щест­ву­ю­щие компью­тер­ные тех­но­ло­гии со­став­ля­ют­ся из еди­ниц и ну­лей. И в пер­во­на­чаль­ном про­ек­те ди­зай­на бы­ли толь­ко эти две циф­ры. Но по­том за­каз­чи­кам это по­ка­за­лось скуч­ным, и мы мак­си­маль­но рас­ши­ри­ли чис­ло­вой спектр, то есть до де­вя­ти. Ком­по­зи­ци­он­но ста­ло выг­ля­деть ин­те­рес­нее, но пер­во­на­чаль­ная идея все-та­ки сох­ра­не­на в од­ной из зак­ры­тых ком­нат. Вот, собст­вен­но, и вся идея ре­сто­ра­на «Циф­ры».

g2А не да­вят пов­то­ря­ю­щи­е­ся циф­ры на пси­хи­ку?

Нет. Пе­реп­ле­те­ние цифр фак­тур­но ук­ра­ша­ет сте­ны и бар­ную стой­ку, но их кон­цент­ра­ция пра­виль­но расп­ре­де­ле­на по все­му прост­ранст­ву ре­сто­ра­на. Есть ме­ста, где цифр не вид­но во­об­ще. В за­ве­де­нии очень гра­мот­но раз­ра­бо­та­на то­чеч­ная си­сте­ма ос­ве­ще­ния, и циф­ры смот­рят­ся как ин­те­рес­ный фон. В ин­терь­е­ре ис­поль­зо­ва­ны мед­ные люст­ры-ша­ры цве­та ро­зо­во­го зо­ло­та, то­ни­ро­ван­ные зер­ка­ла, эле­гант­ные ко­жа­ные крес­ла в со­че­та­нии с не­боль­ши­ми сто­ла­ми, бе­лос­неж­ны­ми ска­тер­тя­ми и экск­лю­зив­ной по­су­дой.

g12Цве­то­вое ре­ше­ние ин­терье­ра до­воль­но спо­кой­ное, без ка­ких-ли­бо яр­ких ак­цен­тов, но тро­пи­чес­кие ра­сте­ния раз­бав­ля­ют его, прив­но­ся нот­ку жи­во­сти. Здесь наш­ло ме­сто и тя­го­те­ние к во­сточ­ным мо­ти­вам: это со­лид­ных раз­ме­ров фар­фо­ро­вые ва­зы-тор­ше­ры с рас­пис­ны­ми узо­ра­ми и боль­шие свет­лые аба­жу­ры. Они очень умест­но смот­рят­ся в ев­ро­пейс­ком ди­зай­не «Цифр». Ар­хи­тек­ту­ра об­ще­го прост­ранст­ва мо­жет быть до­воль­но мо­биль­ной бла­го­да­ря пе­ред­виж­ным зер­каль­ным па­не­лям, подс­ве­чен­ным из­нут­ри, ко­то­ры­ми мож­но смо­де­ли­ро­вать фор­му за­ла под лю­бое со­бы­тие – бан­кет, фур­шет или зак­ры­тое ме­роп­ри­я­тие. Ар­хи­тек­тур­ную часть ре­сто­ра­на раз­ра­бо­тал пе­тер­бургс­кий ар­хи­тек­тор и ди­зай­нер Ан­тон Гор­ла­нов.

g3Вы пом­ни­те ваш пер­вый за­каз в Моск­ве?

Да, это бы­ли ар­мя­не, за­ка­зав­шие част­ный ин­терь­ер. Но за ра­бо­ту, как во­дит­ся, не зап­ла­ти­ли (улы­ба­ет­ся – прим. авт.). Для ме­ня день­ги бы­ли не столь важ­ны, сколь­ко ре­а­ли­за­ция сво­их идей. Мож­но ска­зать, что свой тре­нинг мы про­ве­ли бесп­лат­но. И что са­мое ин­те­рес­ное, спу­стя до­воль­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя эти же лю­ди по­я­ви­лись сно­ва, за­ка­зав на этот раз об­щест­вен­ный ин­терь­ер. Прав­да, из­бе­жать оп­ла­ты им уже не уда­лось. По­сте­пен­но круг за­каз­чи­ков рас­ши­рил­ся. Это спе­ци­фи­чес­кая сфе­ра: ар­хи­тек­то­ров как бы «пе­ре­да­ют» друг дру­гу по ре­ко­мен­да­ции.

g11Как скла­ды­ва­ют­ся Ва­ши от­но­ше­ния с за­каз­чи­ка­ми?

По-раз­но­му. В прин­ци­пе, об от­но­ше­ни­ях мож­но го­во­рить в кон­тек­сте до­ве­рия за­каз­чи­ка ар­хи­тек­то­ру. Не каж­дый за­каз­чик лю­бит дик­то­вать свои ус­ло­вия. На­вер­ное, здесь так­же иг­ра­ет роль на­ци­о­наль­ность. Ар­мя­не, нап­ри­мер, лю­бят дик­то­вать, да­же ес­ли в этом ни­че­го не смыс­лят. А кли­ен­ты дру­гой на­ци­о­наль­но­сти, нап­ри­мер, рус­ские или ев­реи, не поз­во­ля­ют се­бе вме­ши­вать­ся в твор­чес­кий про­цесс, они до­ве­ря­ют спе­ци­а­ли­сту, ува­жа­ют про­фес­сию и пред­ло­жен­ные идеи. Ес­ли ин­терь­ер силь­но не да­вит, все осталь­ное они тер­пят.

g4А к ка­ко­му сти­лю тя­го­те­е­те вы лич­но?

Мне боль­ше по ду­ше ар де­ко. Сей­час мне ин­те­рес­нее сме­ше­ние это­го сти­ля с ар­мянс­кой ар­хи­тек­ту­рой. Мне хо­чет­ся да­же пред­ло­жить ка­ким-ли­бо за­каз­чи­кам дом та­кой сме­шан­ной ар­хи­тек­ту­ры.

g13Чем имен­но прив­лек Вас ар де­ко и выг­ля­дит ли он ак­ту­аль­но се­год­ня?

Ар де­ко мне нра­вит­ся по­то­му, что по­хож на наш на­ци­о­наль­ный стиль, это мое лич­ное мне­ние. В нем есть ла­ко­нич­ность, есть воз­вы­шен­ность.

В ка­ком сти­ле ре­ше­на Ва­ша квар­ти­ра?

У ме­ня квар­ти­ра тя­го­те­ет, как нес­лож­но до­га­дать­ся, к ар де­ко, и мне ком­форт­но в ней. Люб­лю мно­го тек­сти­ля, мне ка­жет­ся, что ос­нов­ное ощу­ще­ние ую­та при­да­ет имен­но он. А во­об­ще уют­ное по­ме­ще­ние мож­но соз­дать, ис­поль­зуя лю­бой стиль, на­до про­сто гра­мот­но по­дой­ти к воп­ро­су, уметь пра­виль­но ис­поль­зо­вать и сов­ме­щать ма­те­ри­а­лы.

g5Да­вай­те нем­но­го рас­ши­рим те­ма­ти­ку и пе­рей­дем к бо­лее жи­вот­ре­пе­щу­щим воп­ро­сам. Вас не бы­ло в Ере­ва­не три­над­цать лет. Как Вам сов­ре­мен­ный об­лик го­ро­да?

Из­лиш­не го­во­рить, как он силь­но из­ме­нил­ся. Что-то ста­ло луч­ше, что-то ху­же, нап­ри­мер, зе­ле­ных зон все мень­ше. Слож­ность Ере­ва­на зак­лю­че­на в его ге­ог­ра­фи­чес­ком рас­по­ло­же­нии. У нас нет мо­ря, ре­ки, да и ланд­шафт не от­ли­ча­ет­ся осо­бым пре­и­му­щест­вом. Но у нас есть шарм, ко­то­рый на­до раз­ви­вать и бе­речь. Нап­ри­мер, ру­га­е­мый все­ми Се­вер­ный прос­пект мне нра­вит­ся: в нем есть ар­хи­тек­ту­ра, и не в каж­дом го­ро­де мо­гут поз­во­лить се­бе стро­ить та­кие до­ро­гие до­ма, от­де­лан­ные хо­ро­ши­ми ма­те­ри­а­ла­ми. Ко­неч­но, этот стиль не но­вый для Ере­ва­на. Ес­ли смот­реть на Се­вер­ный прос­пект гла­за­ми иност­ран­цев, то мож­но уви­деть бла­го­род­ный ар­хи­тек­тур­ный стиль, над ко­то­рым про­ве­де­на серь­ез­ная ра­бо­та. Весь прос­пект «зву­чит» на од­ном язы­ке. Дру­гое де­ло взгляд из­нут­ри. Для мест­ных жи­те­лей в этом рай­о­не боль­ше исто­рии и по­ли­ти­ки, чем ар­хи­тек­ту­ры.

g10Мне ка­жет­ся, что, с од­ной сто­ро­ны, на ны­неш­нее восп­ри­я­тие Се­вер­но­го прос­пек­та серь­ез­ный от­пе­ча­ток оста­вил не­од­ноз­нач­ный про­цесс вы­се­ле­ния преж­них жи­те­лей из ста­рых до­мов. Дру­гой ас­пект воп­ро­са зак­лю­ча­ет­ся в том, что мы при­вык­ли к иной фор­ме жиз­ни: ес­ли дом пост­ро­ен, то он дол­жен быть за­се­лен прак­ти­чес­ки не­за­мед­ли­тель­но. А тут – боль­шой рай­он го­ро­да, в ко­то­ром поч­ти ник­то не жи­вет. В об­щем, со­ци­аль­ное не­ра­венст­во иг­ра­ет тут да­ле­ко не пос­лед­нюю роль. По­э­то­му мест­ные жи­те­ли боль­ше за­ме­ча­ют имен­но этот ас­пект, не­же­ли чи­стую ар­хи­тек­ту­ру. И по­лу­ча­ет­ся, что под­текст зат­ме­ва­ет суть. Пов­то­рюсь, Се­вер­ный прос­пект мне очень нра­вит­ся, но, по-мо­е­му, до­мам не хва­та­ет де­ко­ра, узо­ров на зда­ни­ях, что при­да­ло бы им еще боль­ше бла­го­родст­ва. От­сутст­вие ра­бо­ты скульп­то­ров для ме­ня очень за­мет­но. Но в на­шем го­ро­де не хва­та­ет ка­ко­го-то жи­во­го ды­ха­ния. В дру­гих го­ро­дах мож­но за­ме­тить улич­ных ар­ти­стов, «жи­вые» ста­туи и т.д. У нас же нет это­го ар­ти­стиз­ма, ко­то­рый яв­ля­ет­ся ли­цом и ды­ха­ни­ем го­ро­да. Ар­мя­не стес­ни­тель­ны, замк­ну­ты. Хо­тя во вре­ме­на мо­е­го сту­ден­чест­ва Ере­ван был дру­гим. А с не­дав­них пор я на­чал за­ме­чать воз­рож­де­ние эле­мен­тов ар­ти­стиз­ма. Мне ка­жет­ся, что имен­но с Се­вер­но­го прос­пек­та и нач­нет­ся воз­ник­но­ве­ние пе­ше­ход­ной зо­ны, как, нап­ри­мер, Ар­бат в Моск­ве. Нап­ри­мер, не­дав­но я встре­тил на Се­вер­ном прос­пек­те улич­но­го му­зы­кан­та, ко­то­рый иг­ра­ет вме­сте с пан­ка­ми на Ар­ба­те. Очень кра­соч­ный пер­со­наж. Не пред­став­ля­е­те, как я об­ра­до­вал­ся! Пре­и­му­щест­во Ере­ва­ну мо­гут дать толь­ко лю­ди, а не ланд­шафт. И мы долж­ны быть бо­лее ра­душ­ны по от­но­ше­нию к лю­дям, не по­хо­жим на нас.

g6У Вас есть лю­би­мая пост­рой­ка в Ере­ва­не?

Мне очень нра­вит­ся фраг­мент пло­ща­ди Рес­пуб­ли­ки, где на­хо­дит­ся Ми­нистерст­во иност­ран­ных дел и ма­га­зин «Но­ян Та­пан», а так­же на­ча­ло ули­цы Або­вя­на, где еще оста­лись до­ма из чер­но­го и крас­но­го ту­фа до­со­ветс­кой ар­хи­тек­ту­ры. В этом не­боль­шом фраг­мен­те го­родс­ко­го прост­ранст­ва вы­ка­зан вер­ти­каль­ный и го­ри­зон­таль­ный ар­хи­тек­тур­ный под­ход, про­пор­ци­о­наль­ность ко­то­ро­го сов­па­да­ет с мо­им внут­рен­ним рит­мом. Мне очень нра­вит­ся пат­ри­ар­халь­ность пло­ща­ди. А на ули­це Пуш­ки­на, по со­седст­ву с бан­ком «Ара­рат», есть прек­рас­ное и очень ин­те­рес­ное зда­ние, пост­ро­ен­ное в сти­ле ар ну­во, с ка­ки­ми-то мисти­чес­ки­ми ба­рель­е­фа­ми на фа­са­де. Пот­ря­са­ю­щая ста­рин­ная пост­рой­ка. К со­жа­ле­нию, сей­час ее на­ча­ли сно­сить. Остал­ся лишь фа­сад.

g7Ка­кой го­род, по-Ва­ше­му, про­пор­ци­о­наль­но раз­вит – и ар­хи­тек­тур­но, и по-че­ло­ве­чес­ки?

Ду­маю, Пра­га. Там есть все: и ар­хи­тек­ту­ра, и куль­ту­ра, и ар­ти­стизм, и при­ро­да, и че­ло­веч­ность. В этом го­ро­де ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся во­сток и за­пад.На мой взгляд, та­ким го­ро­дом на Кав­ка­зе мож­но наз­вать Тби­ли­си. У ме­ня есть од­но со­об­ра­же­ние, по­че­му Ере­ва­ну не хва­та­ет это­го ду­ха. У нас нет куль­ту­ры от­ды­ха, мы про­сто не уме­ем и не лю­бим от­ды­хать. Мы пло­хо по­ни­ма­ем, что зна­чит ко­нец ра­бо­че­го дня или не­де­ли, это­го нет в наст­ро­е­нии лю­дей. При­чем так ве­дут се­бя и ар­мя­не, жи­ву­щие за ру­бе­жом. Мы не по­ни­ма­ем, что нуж­но на­чать от­ды­хать – вы­пить, пой­ти на кон­церт, слить­ся с ок­ру­жа­ю­щим наст­ро­е­ни­ем, мо­жет, да­же про­ва­лить ра­бо­ту.

g8Что­бы хо­ро­шо вы­пол­нять свою ра­бо­ту, нуж­но хо­ро­шо и от­ды­хать. В об­щем, это мож­но наз­вать стра­хом. По­э­то­му внед­ре­ни­ем, ес­ли мож­но так вы­ра­зить­ся, празд­нич­но­го наст­ро­е­ния долж­но за­ни­мать­ся го­су­дарст­во. Са­ма по се­бе куль­ту­ра ниг­де не по­яв­ля­ет­ся, на нее на­до мно­го тра­тить, по­то­му что на­род си­лен сво­ей куль­ту­рой, и имен­но ее но­си­те­ли яв­ля­ют­ся хо­зя­е­ва­ми го­су­дарст­ва. А жи­те­ли Ар­ме­нии та­ко­вы­ми се­бя не ощу­ща­ют, на­о­бо­рот, они по­дав­ле­ны. На­ши со­се­ди уже по­ня­ли важ­ность куль­ту­ры и вся­чес­ки под­дер­жи­ва­ют ее. Я убеж­ден, что имен­но го­су­дарст­во долж­но да­вать сти­мул, что­бы куль­тур­ные ка­чест­ва лю­дей бы­ла вост­ре­бо­ва­ны.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.