![]( http://designdeluxegroup.com/magazine/wp-content/themes/magazine/images/logo_megazine.png)
Италия подарила миру массу прекрасных вещей и явлений, красота которых способна покорить с первого взгляда, чтобы не отпускать уже никогда. Это знаменитое муранское стекло, о котором мы писали в одном из предыдущих номеров, «дикая лошадка» «Феррари», дизайн которого придумал итальянец же Пининфарина, Венецианский карнавал, изысканная и утонченная мода, дизайнеры с мировыми именами, в конце концов, а также знаменитые буранские кружева.В небольшом городке Бурано, расположенном на одноименном острове, в XVII веке было основано производство кружев, распространившихся отсюда по всему миру и ставших кружевами номер один. Остров Бурано – это разноцветные домики, по-южному яркие крохотные дворики, почти невесомые мостики, пышные цветники, блеск морской воды и сияние неба.Это страна кружева и родина венецианского композитора Бальдассаре Галуппи. Бурано поражает буйством красок. Поездка на остров – настоящая цветотерапия, а у его жителей наверняка никогда не бывает плохого настроения или хандры. О начале кружевоплетения бытуют две версии.На островах Бурано, Пеллестрина, Чиоджа и Мурано в основном проживают рыбаки, которые, случалось, надолго уходили в море. Их жены и матери, ожидающие возвращения своих мужчин, занимались плетением удивительной красоты кружев. Это тончайшее филигранное кружево до сих пор считается образцовым и не поддается веянию моды. Другая версия рассказывает о монастырских затворницах, коротающих скучный монастырский век. К XVII веку в Венеции процветало множество монастырей, куда знатные семьи отправляли своих дочерей.
Это были хорошо воспитанные и образованные барышни, умеющие вести беседы о литературе и искусстве, слагать стихи, читать и писать на венецианском диалекте. Приемные этих монастырей, которые устраивались, чтобы монахини и послушницы могли изредка принимать визиты родных и близких, мало-помалу начали превращаться в подобие светских салонов, где с утра до вечера толпились знатные молодые люди.Принимая у себя светских щеголей и воздыхателей, юные послушницы должны были чем-нибудь занять руки (не для того ли, чтобы легче скрывать волнение или смущение?). На специальных подушечках они вязали нежные кружева, предназначенные для украшения церковных алтарей. Однако нередко кружева становились и подарком поклоннику. Чем больше было таких приемных, тем больше вязалось кружев. Постепенно изделия затворниц стали настоящим источником доходов для монастырей, которые продавали их состоятельным заказчикам.
Естественно, венецианское кружево, которое было известно еще в XV веке, родилось не здесь. Но именно в монастырях кружевоплетение стало настоящим искусством, которое перешагнуло границы Венецианской республики, получив известность во всем цивилизованном мире.Благодаря терпеливости и усердию монастырских затворниц родились сеточка, воздушная и венецианская петля и другие техники вязания кружев, которые со временем приобрели новые, главным образом французские названия (например, «генуэзская роза», «петля-роза», «французская петля»), но в основе своей имели все те же венецианские приемы. Поводом для расцвета производства кружев стали принятые в Венеции законы о роскоши. Жизненный уровень венецианских купцов был настолько высок, что в конце XIV века венецианское правительство ограничило количество золота и драгоценностей, которые могли находиться в собственности венецианского вельможи. В ответ на правительственные меры венецианские дамы решили вложить состояние в великолепные дорогостоящие ткани и кружева ручной работы, ставшие впоследствии атрибутом высокого положения и богатства. Пара кружевных манжет могла стоить дороже, чем золотой браслет. Благодаря знаменитым талантам венецианских торговцев кружево распространилось по всей Европе и стало одной из причин баснословных налогов в тех государствах, где монархи и знать любили красиво приодеться – венецианское кружево было очень дорогим удовольствием.
Им отделывали и белье, и верхнюю одежду, и обувь, что нередко влетало в копеечку: на отделку одного лишь плоеного воротника-фреза – шло от 10 до 15 метров кружева! Кольбер, министр финансов Людовика, быстро понял, что куда выгоднее импортировать из Венеции не сам дорогостоящий товар, а его производителей, кружевниц. Так множество венецианских искусниц оказались во Франции, где принялись обучать своему ремеслу француженок на специально открытых королевских мануфактурах. А потом и в соседних странах научились делать подобные вещи. Венецианские кружева с крупным рельефным орнаментом использовались в первой половине XVII в. главным образом для украшения мужского костюма. Из них делались воротнички, уже не накрахмаленные, а мягко лежащие на плечах, жабо, манжеты, даже краги перчаток; широкими кружевами украшались облачения католических священников, кружевными волнами отделывались даже раструбы ботфортов и перевязи, надевавшиеся поверх металлических доспехов.
К середине XVIIв. узор венецианских гипюров стал крупнее и потерял строгость, приобретя большую динамичность, и уже к концу столетия постепенно перекочевал на женские наряды. Эскизы для кружевных рисунков создавали известнейшие художники и ювелиры, такие как Чезаре Вечеллио и Бенвенуто Челлини. Именно их кисти принадлежат новаторские решения, благодаря которым были созданы различные виды кружев, популярные и в наше время. В те годы были изобретены различные виды стежка: стежок узлом, кружево на сетке, или тюль, муранский стежок и игольный стежок. В самых дорогих образцах использовали семь различных видов плетения. Для того чтобы при помощи тонкой льняной нити воспроизвести сложный узор, требовалось очень много времени. Над изготовлением одного воротника или волана трудилось обычно несколько мастериц. Каждая из них делала какую-либо часть узора, а затем эти части соединялись, образуя законченную вещь.
Трамплином, отправившим кружево в мировую моду, стал культ полноты в эпоху барокко. На пышнотелых красавицах с пухлыми щечками органично смотрелись объемные вещи. Возможно, больше всего кружева собирал в себе огромный накрахмаленный воротник-фрез, благодаря которому, кстати, во время трапез начали пользоваться вилками: этот драгоценный воротник абсолютно недопустимо было запятнать жиром или соусом. Если в XVI – XVII вв. ведущей страной по изготовлению кружев была Италия, то в XVIII в. она утеряла свое значение, а на первое место выступили Фландрия и Франция. В XVIII в. в Италии не было создано новых оригинальных сортов кружев. Последним самостоятельным этапом развития итальянских гипюров было кружево point de rose. Развитие французских центров кружевного производства нанесло непоправимый удар искусству итальянских кружевниц, приведя их к потере творческой самостоятельности. Но слава венецианских кружев, а точнее, кружев с острова Бурано, всегда оставалась самой громкой.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.