
Быть заказчиком у самого себя – задача иногда похлеще, чем выполнять закaзы посторонних. Но и рисковать тут можно более уверенно, без последующих санкций. Дизайнер Давид Чкнаворян спроектировал свой дом, основная концепция которого заключалась в том, чтобы превратить начальный проект – двухэтажную художественную мастерскую – в жилое пространство, удобное для семьи с двумя детьми. Вот что рассказывает Давид: “Самая большая опасность в проектах “сам себе дизайнер” заключается в соблазне превратить свой дом в “выставку достижений народного хозяйства”. Это и было доминантной идеей – не потерять чувство меры. Дом является выражением внутреннего мира человека.
Все должно быть естественно, честно и функционально. Мой дом может показаться чуть более декоративным, чем мог бы быть в принятой мной концепции минимализма, но для нашей семьи он честный и приятный. Должен сказать также, что моя жена являлась полноправным соавтором этого проекта. Многие решения были приняты ею. Два основополагающих принципа в планировании и дизайне дома – функциональность и красота. Как заказчик, могу утверждать, что задача выполнена”. Подход автора проекта к дизайну интерьера основывается на восприятии всего дома как единого холста без малейшего намека на цветовую эклектику. Все предметы интерьера и архитектурное пространство сочетаются друг с другом, не дробясь на куски. Поэтому цветовое решение дома выполнено в трех цветах: слоновой кости, какао и насыщенно-терракотовом.
Последний цвет несет акцентную функцию: лишь два предмета столь насыщенны колористически – диван и несущая стена в гостиной зоне. На первом этаже разместились гостиная и кухонная зоны, а также гостевой санузел. Средством зонирования выступает разноуровневый пол. Например, гостиную, точнее, диванную и телевизионную зоны дизайнер подчеркнул, “поставив” на подиум. Последний покрыт паркетом мербау, выгодно выделяясь на светлом фоне пола из керамогранита. Еще одна небольшая возвышенность, чуть выше подиума, зонирует каминную часть и служит как бы первой ступенькой лестницы, ведущей на второй этаж.
Отметим, что камин несет на себе больше декоративную, нежели функциональную нагрузку. Его панельная часть обеспечивает безопасность при подъеме на второй этаж, служа перилами. С другой стороны, он скрывает за собой чулан, расположенный под лестницей. Фронтальная часть представляет собой панно из натурального камня, которое, по словам автора проекта, долго проектировалось и довольно трудно воплощалось в жизнь, поскольку требовало сохранения верного баланса разных видов камней – травертина, фельзита, перлита, обсидиана, куска необработанного мрамора, а также керамики.
В итоге получилось полотно художника-абстракциониста. А углубление, имитирующее камин, в этой “художественной” стене просто напрашивалось: находясь напротив столовой зоны, он придал ей теплоту. “Дом для меня – это место, где тепло и уютно, – объясняет Давид. – Я работаю со многими стилями – от экстремального минимализма до актуального модернизма, но, на мой взгляд, все они могут быть применены в общественных зонах, но никак не в жилом пространстве. Тепло для меня – это, например, дерево. Журнальный стол сделан из случайно раздобытого мной цельного куска палисандра размером 160х70см.
Это вещь, ежечасно доставляющая удовольствие своей настоящестью и первозданностью”. Кухню и гостиную дизайнер связал между собой посредством легкого штриха – столешницы, изготовленной из CORIAN®-а, конфигурация которой предусматривает полную интеграцию: она плавно “втекает” в стол, который одновременно служит неким “водоразделом” между этими зонами. Кухню хозяин дома определил как “строгую по форме, теплую по цвету и материалам”. “Это грамотный, здоровый минимализм в армянской интерпретации. Это значит, что он приближен к реальной жизни. Например, французы или англичане могут многим пожертвовать в угоду стилю, в том числе удобством.
Мы менее склонны к компромиссу. Для нас кухня – место общения, приема вкусной пищи, а для ортодоксов минимализма это место, где греют в микроволновке еду и готовят кофе”, – говорит Давид. Важным акцентом и доминантой всего дома являются панорамные окна от пола до потолка, дающие много света, легкости и пространства. На втором этаже расположился частный сектор: спальня, детская, гардеробная и хозяйский санузел. Одним из “идееобразующих” элементов своего дома автор проекта назвал перила вдоль балкона второго этажа, совмещающие прямую функцию с функцией библиотеки, для которой просто не нашлось другого места.
Это решение, по словам Давида, плавно подвело его к необходимости создания небольшого рабочего места, которое было устроено в конце коридора у самого витража. Это отлично освещенная зона, несмотря на низкий потолок. Здесь обилие воздуха и пространства. Поэтому вся мебель этого фрагмента подчинена той же идее максимальной легкости, “внесенной” витражом: стол с практически незаметной ножкой, кресло с тонкой, изящной спинкой. “Переосмысливая интерьер своего дома, я понял, что многие решения выбиваются из принятых армянских стандартов, – говорит хозяин дома. – Например, в спальне лишь две стены, отделяющие нашу зону от детской и от гардеробной, одна часть открытой части спальни выходит на балкон над гостиной, другая – в санузел.
Я также поэкспериментировал с мебелью и сделал то, на что не решился бы с другим заказчиком. Не вдаваясь в детали, скажу, что это полное интегрирование мебели в интерьер. Необходимость в декорациях мы решили посредством мебели. Пространство изначально не предполагало самостоятельных комнат, поэтому пришлось выкручиваться”. Однако, как и в любом правиле, тут тоже есть исключение – детская. Она расположена в глубине дома и представляет собой самостоятельную комнату. Ее стиль немного напоминает японский. Передняя стена детской сделана из ламината и белого светопроводящего оргстекла, дверь раздвижная. Одновременно эта стена служит полкой для книг и различных вещей.Еще одно дерзкое (для пыльной армянской действительности) решение, реализованное на втором этаже, – пол, полностью покрытый светлым ковролитом с толстым ворсом. Прямые углы и некоторую строгость интерьера прекрасно снивелировало грамотное применение фитодизайна, придав дому уют и тепло. Пальма и недавно посаженное в качестве эксперимента гранатовое дерево органично расположились в доме.
И последний штрих, один из главных, создающих настроение дома – освещение. Вот что говорит Давид: “Принцип, которому я следовал, изобретен давно и не мной, но он я его имплементировал и, думаю, довольно интересно. Я принципиально отказался от люстр, кроме двух, висящих над кухонным столом, и использовал мультизонный принцип освещения, который удается применить далеко не всегда. В гостиной зоне, к примеру, применена хитрость: в торце камина встроена мощная прожекторная лампа, направленная в потолок. В результате получился отраженный, рассеянный, мягкий свет. И много придумано разных режимов освещения под настроение и на разные случаи жизни. У всех есть свои фобии. Моя фобия – направленный, яркий свет. По моему глубокому убеждению, свет в доме должен быть производным, но никак не источником”.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.