На­хо­дясь бо­лее 150 лет на ми­ро­вом рын­ке, мар­ка ро­я­лей Steinway не нуж­да­ет­ся в рек­ла­ме. Ча­сто на воп­рос, по­че­му му­зы­кан­ты выб­ра­ли имен­но этот инст­ру­мент, они от­ве­ча­ют зак­ли­на­ни­ем: «Стейн­вей – это Стейн­вей!».

b4Се­год­ня ро­я­ли Steinway сто­ят прак­ти­чес­ки на всех ве­ду­щих ми­ро­вых сце­нах, а 1300 пи­а­ни­стов в ми­ре име­ют по­чет­ное зва­ние «Ар­тист Стейн­вей». Кар­не­ги Холл – глав­ный зал, где вы­сту­па­ют луч­шие ми­ро­вые ар­ти­сты. Здесь 97 пи­а­ни­стов из 100 пред­по­чи­та­ют иг­рать на Steinway. Этот зал пом­нит Яна Па­де­ревс­ко­го, Вла­ди­ми­ра Го­ро­ви­ца, Ар­ту­ра Ру­бинш­тей­на. Ван Кли­берн, вы­сту­пая в Кар­не­ги Холл, ска­зал: «Стейн­вей – это со­вер­шенст­во на рын­ке фор­те­пи­а­но. В этом по­сто­ян­но ме­ня­ю­щем­ся ми­ре ро­я­ли и прин­ци­пы До­ма Стейн­вей оста­ют­ся чем-то не­зыб­ле­мым и по­сто­ян­ным. Это прек­рас­ные инст­ру­мен­ты».

b7До 1848 го­да Штейн­ве­ги бы­ли од­ной из са­мых бла­го­по­луч­ных се­мей в Зе­е­зе­не. Ма­стер-крас­но­де­рев­щик Ген­рих Эн­гель­харт Штейн­вег убе­дил мест­но­го пер­ча­точ­но­го фаб­ри­кан­та Фим­ме­ра вы­дать за не­го свою дочь. Пос­ле свадь­бы Ген­рих ув­лек­ся опы­та­ми по со­вер­шенст­во­ва­нию зву­ча­ния му­зы­каль­ных инст­ру­мен­тов. Фим­мер ак­тив­но по­ощ­рял но­вое ув­ле­че­ние зя­тя: сам по се­бе му­зы­каль­ный биз­нес не обе­щал сверх­до­хо­дов, но со­ци­аль­ный ста­тус ма­сте­ров был очень вы­сок, зна­комст­вом с ни­ми не брез­го­ва­ли и ари­сток­ра­ты.Од­на­ко Ген­рих Эн­гель­харт при­сту­пил к соз­да­нию сво­е­го пер­во­го фор­те­пи­а­но толь­ко спу­стя де­сять лет пос­ле свадь­бы, на кух­не сво­е­го до­ма. За­ре­гист­ри­ро­ван­ная в 1836 го­ду фир­ма H. Steinweg, Instrumentenmacher про­из­во­ди­ла 25-30 инст­ру­мен­тов в год, ко­то­рые охот­но по­ку­па­ли не­мец­кие князья для сво­их лич­ных ор­кест­ров. В мар­те 1848 из-за участия в восстании в Вене стар­ший сын Ген­ри­ха Чарльз был вынужден бе­жать в Аме­ри­ку. Быв­шие кли­ен­ты и по­чи­та­те­ли та­лан­та прев­ра­ти­лись в го­ни­те­лей, Ген­ри­ха объ­я­ви­ли в Зе­е­зе­не пер­со­ной нон гра­та.

b5Его нес­коль­ко раз аре­сто­вы­ва­ла по­ли­ция, в ма­стерс­кой уст­ро­и­ли пог­ром, де­ти возв­ра­ща­лись с ули­цы в сле­зах и си­ня­ках. На­ко­нец, да­же Фим­мер от­ка­зал­ся их под­дер­жи­вать. Чарльз тем вре­ме­нем пи­сал из Нью-Йор­ка: “Здесь жи­вут луч­шие из нем­цев.Мест­ные вла­сти не ме­ша­ют им, бла­го­да­ря че­му мно­гие пре­ус­пе­ли”. Тог­да-то Штейн­ве­ги ку­пи­ли би­ле­ты в ска­зоч­ную «стра­ну бо­гатст­ва и де­мок­ра­тии”. В ве­ре­ни­це бе­жен­цев, спус­кав­шей­ся ут­ром 29 ию­ня 1850 го­да по тра­пу па­ро­хо­да Helena Sloman, ни­чем осо­бен­ным не вы­де­ля­лось се­мейст­во Штейн­ве­гов. Не­мо­ло­дой не­мец­кий бюр­гер с же­ной и це­лым вы­вод­ком из­мож­ден­ных де­тей не­у­ве­рен­но сту­пи­ли на Ман­хэт­тен. Жизнь Штейн­ве­гов бы­ла да­ле­ка от обе­щан­ных ра­дуж­ных уто­пий, нес­мот­ря на под­держ­ку Чарль­за, об­ла­дав­ше­го оп­ре­де­лен­ным ве­сом в зем­ля­чест­ве. Од­на­ко они су­ме­ли зак­ре­пить­ся в США. Пе­ре­би­ва­ясь с кар­тош­ки на хлеб и отк­ла­ды­вая день­ги на свой биз­нес, они та­ким об­ра­зом уста­но­ви­ли чет­кие при­о­ри­те­ты сво­ей но­вой аме­ри­канс­кой жизни. В тот же пе­ри­од Ген­рих за­ста­вил все се­мейст­во аме­ри­ка­ни­зи­ро­вать име­на – Штейн­ве­ги прев­ра­ти­лись в Стейн­ве­ев. Че­рез три го­да пос­ле при­бы­тия в Аме­ри­ку они за­ре­гист­ри­ро­ва­ли се­мей­ную ком­па­нию Steinway&Sons, а к кон­цу ле­та отк­ры­ли на Вэ­рик-стрит ма­стерс­кую по про­из­водст­ву и ре­мон­ту ро­я­лей. В пер­вый же год Стейн­веи про­да­ли 74 инст­ру­мен­та, в сред­нем по $400 за шту­ку, что бы­ло очень неп­ло­хо.

b3 И это бы­ло толь­ко на­ча­лом. В 1880 го­ду в Шта­тах про­да­ва­лось фор­те­пи­а­но уже на $15 млн, и 60% это­го рын­ка конт­ро­ли­ро­ва­ла ком­па­ния Steinway&Sons. Аме­ри­канс­кие ну­во­ри­ши, вы­рос­шие на же­лез­но­до­рож­ных и то­вар­ных спе­ку­ля­ци­ях 1850-60-х го­дов, штуч­ный не­мец­кий ро­яль восп­ри­ни­мали как имид­же­вый ат­ри­бут. За го­ды Граж­данс­кой вой­ны це­на фор­те­пи­а­но на аме­ри­канс­ком рын­ке ут­ро­и­лась – стан­дарт­ный ка­би­нет­ный ро­яль сто­ил не ме­нее $800, а экск­лю­зив­ный кон­церт­ный эк­земп­ляр Steinway про­да­вал­ся за $2500 – 3000. Стейн­веи за­пан­те­то­ва­ли бо­лее 100 от­дель­ных ме­ха­низ­мов и тех­но­ло­гий про­из­водст­ва инст­ру­мен­тов, что поз­во­ля­ло им на­зы­вать се­бя “изоб­ре­та­те­ля­ми сов­ре­мен­но­го фор­те­пи­а­но”, но во мно­гом этот гром­кий ти­тул яв­лял­ся рек­лам­ной улов­кой. Steinway&Sons про­из­во­ди­ла очень ка­чест­вен­ный, но да­ле­ко не уни­каль­ный про­дукт: к мо­мен­ту отк­ры­тия их ма­стерс­кой толь­ко в За­пад­ном Ман­хэт­те­не уже ра­бо­та­ли пять ана­ло­гич­ных ком­па­ний.Па­тен­ты Стейн­ве­ев ох­ра­ня­ют в ос­нов­ном нез­на­чи­тель­ные усо­вер­шенст­во­ва­ния де­та­лей клас­си­чес­ко­го фор­те­пи­а­но. А клю­че­вые эле­мен­ты и до­ра­бот­ки, ко­то­рые при­да­ли инст­ру­мен­ту сов­ре­мен­ное зву­ча­ние, та­кие, как ли­тая ра­ма, пе­рек­рест­ное на­тя­же­ние струн и ме­ха­низм двой­ной ре­пе­ти­ции, бы­ли вне­се­ны в конст­рук­цию в 1820-х го­дах фран­цузс­ким ма­сте­ром Се­басть­я­ном Эра­ром и аме­ри­кан­цем Алек­санд­ром Баб­ко­ком. Гор­достью ком­па­нии ста­ла и оста­ет­ся до сих пор мо­дель боль­шо­го кон­церт­но­го ро­я­ля. С 1875 го­да, ког­да Те­о­дор Стейн­вей по­лу­чил на не­го па­тент, тех­ни­чес­кие ха­рак­те­ри­сти­ки это­го инст­ру­мен­та оста­лись не­из­мен­ны­ми. Он обя­за­тель­но име­ет 274 см в дли­ну и 157 см в ши­ри­ну. При раз­ра­бот­ке этой и ря­да дру­гих мо­де­лей ис­поль­зо­ва­лись но­вей­шие по тем вре­ме­нам ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти аку­сти­ки, ко­то­рые про­во­дил зна­ме­ни­тый фи­зик Гер­ман Гельм­гольц.

b8Ес­ли же го­во­рить о но­ва­торст­ве Steinway&Sons, то нуж­но упо­мя­нуть уни­каль­ную мар­ке­тин­го­вую по­ли­ти­ку, ав­торст­во ко­то­рой, ви­ди­мо, при­над­ле­жа­ло вто­ро­му сы­ну Ген­ри­ха, Виль­я­му. Его идея зак­лю­ча­лась в том, что­бы соз­дать над про­из­водст­вен­ным комп­лек­сом свое­го ро­да ант­реп­ре­нерс­кую надст­рой­ку, ко­то­рая за­ни­ма­лась бы ор­га­ни­за­ци­ей гаст­ро­лей та­лант­ли­вых пи­а­ни­стов. Эта де­я­тель­ность не долж­на бы­ла яв­лять­ся биз­не­сом в чи­стом ви­де: фир­ма бра­ла на се­бя все ор­га­ни­за­ци­он­ные рас­хо­ды, пре­до­став­ля­ла ис­пол­ни­те­лю инст­ру­мент и ус­лу­ги по его пе­ре­воз­ке во вре­мя гаст­ро­лей, а вы­руч­ка от кон­цер­тов поч­ти в пол­ном объ­е­ме до­ста­ва­лась му­зы­кан­ту. Единст­вен­ным тре­бо­ва­ни­ем спон­со­ра к ис­пол­ни­те­лю бы­ло иг­рать на Steinway. Та­ким об­ра­зом, в се­ре­ди­не 1850-х го­дов был по­лу­чен за­каз на кон­церт­ный ро­яль от Фе­рен­ца Ли­ста. Ус­пех! Зна­ме­ни­тый венгр, в от­ли­чие от боль­шинст­ва кол­лег по му­зы­каль­но­му це­ху, мог се­бе поз­во­лить за­ка­зать но­вый инст­ру­мент в Аме­ри­ке. Ли­сту ро­яль пон­ра­вил­ся, он стал по­сто­ян­но вы­сту­пать с ним, что пос­лу­жи­ло аме­ри­канс­кой фир­ме луч­шей рек­ла­мой. Еще один эф­фек­тив­ный мар­ке­тин­го­вый ход был сде­лан в на­ча­ле 1870-х го­дов. Ком­па­ния Steinway&Sons на­ча­ла фор­ми­ро­вать свой зна­ме­ни­тый “спи­сок ис­пол­ни­те­лей”. Од­ним из пер­вых в не­го во­шел зна­ме­ни­тый рос­сийс­кий пи­а­нист Ан­тон Ру­бинш­тейн, ко­то­рый в 1872-1873 го­дах отыг­рал по конт­рак­ту со Steinway&Sons 218 кон­цер­тов. По ито­гам кон­церт­но­го ту­ра он по­лу­чил 200 000 зо­ло­тых фран­ков, по­ряд­ка $16 млн в сов­ре­мен­ных де­неж­ных еди­ни­цах. В кон­це 1850-х – на­ча­ле 1860-х го­дов Стейн­веи на­ча­ли вы­би­рать под­хо­дя­щие ме­ста под стро­и­тель­ные пло­щад­ки, прев­ра­тив­шись та­ким об­ра­зом на не­ко­то­рое вре­мя в круп­ней­ших зе­мель­ных спе­ку­лян­тов Нью-Йор­ка. Все­ми опе­ра­ци­я­ми с нед­ви­жи­мостью в семье за­ве­до­ва­ли сы­новья Виль­ям и Те­о­дор.

b9Вы­ку­пив в собст­вен­ность нес­коль­ко квар­та­лов на Лонг-Ай­лен­де под но­вое зда­ние фаб­ри­ки, Стейн­веи раз­вер­ну­ли в Нью-Йор­ке масш­таб­ные стро­и­тель­ные ра­бо­ты. А на Ман­хэт­те­не они вы­ку­пи­ли зем­лю для стро­и­тельст­ва пер­во­го в Нью-Йор­ке кон­церт­но­го за­ла на 3000 мест. Тог­да же Steinway&Sons на­ча­ла серь­ез­ную борь­бу за ев­ро­пейс­кий ры­нок. Глав­ным кон­ку­рен­том был Аль­берт Ве­бер, бро­сив­ший вы­зов аме­ри­канс­ко­му ка­чест­ву. «Фор­те­пи­ан­ная вой­на» про­дол­жа­лась не од­но де­ся­ти­ле­тие. Воз­мож­но, борь­ба за пер­венст­во в Ев­ро­пе и по­бу­ди­ла сы­но­вей Ген­ри Стейн­вея отк­рыть в 1880 го­ду от­дель­ное про­из­водст­во в Гам­бур­ге. С это­го вре­ме­ни стейн­ве­евс­кие ро­я­ли ста­ли проч­но ут­верж­дать­ся во всех из­вест­ных кон­церт­ных за­лах ста­руш­ки Ев­ро­пы. К на­ча­лу двад­ца­то­го сто­ле­тия ком­па­ния бы­ла по­став­щи­ком рос­сийс­ко­го, гер­манс­ко­го и анг­лийс­ко­го им­пе­ра­торс­ких до­мов. Пер­вая ми­ро­вая вой­на и пос­ле­до­вав­ший за ней эко­но­ми­чес­кий кри­зис в Ев­ро­пе ста­ли боль­шим ис­пы­та­ни­ем для фир­мы. В 1917-1918 го­дах тор­го­вые свя­зи меж­ду Со­е­ди­нен­ны­ми Шта­та­ми и Гер­ма­ни­ей бы­ли пол­ностью ра­зор­ва­ны. Од­на­ко в 20-е го­ды Аме­ри­ку пот­ряс «пи­а­ни­сти­чес­кий бум», свя­зан­ный в том чис­ле и с ра­сту­щей по­пу­ляр­ностью джа­за.

b2До­хо­ды ком­па­нии рез­ко воз­рос­ли. До­ста­точ­но ска­зать, что к мо­мен­ту на­ча­ла Ве­ли­кой деп­рес­сии в 1929 го­ду бо­лее по­ло­ви­ны го­ро­жан-аме­ри­кан­цев име­ли до­ма пи­а­ни­но. Ус­пе­хи на аме­ри­канс­ком рын­ке поз­во­ли­ли ком­па­нии рас­ши­рить и гам­бургс­кое про­из­водст­во. Од­на­ко за пер­вые го­ды деп­рес­сии по­ка­за­те­ли про­даж фор­те­пи­а­но в США упа­ли с 344000 инст­ру­мен­тов в год до 51 000. Ру­ко­во­див­ший в то вре­мя фир­мой внук ос­но­ва­те­ля Ген­ри Стейн­вей от­ка­зы­вал­ся сни­жать уста­нов­лен­ные еще в «гре­мя­щие двад­ца­тые» за­вы­шен­ные це­ны на инст­ру­мен­ты. Тем, кто со­ве­то­вал ему из­ме­нить це­но­вую по­ли­ти­ку в со­от­ветст­вии с ре­а­ли­я­ми рын­ка, он рас­ска­зы­вал се­мей­ную ле­ген­ду о том, как «де­душ­ка Ген­рих» не­ког­да вы­ки­нул из ок­на бой­ко­го де­ля­гу, при­шед­ше­го к не­му с про­ек­том уде­шев­ле­ния ро­я­ля Steinway. Свои преж­ние по­зи­ции Steinway&Sons вос­ста­но­ви­ла пос­ле Второй Мировой войны, прав­да, на ко­рот­кое вре­мя.

b1 Бла­го­да­ря раз­ви­тию элект­рон­ных СМИ на­ча­лось бур­ное раз­ви­тие но­во­го фе­но­ме­на мас­со­вой куль­ту­ры. С той же ско­ростью на­ча­ли убы­вать тем­пы про­из­водст­ва му­зы­каль­ных инст­ру­мен­тов. Изме­не­ния про­и­зош­ли и в тех­но­ло­гии про­из­водст­ва инст­ру­мен­тов. В част­но­сти, с раз­ви­ти­ем эко­ло­ги­чес­ко­го дви­же­ния ком­па­ния Stainway&Sons пер­вой в ми­ре от­ка­за­лась от ис­поль­зо­ва­ния на­ту­раль­ной сло­но­вой ко­сти в ка­чест­ве ма­те­ри­а­ла для кла­виш. Се­год­ня конст­рук­ция и тех­но­ло­гия соз­да­ния инст­ру­мен­тов пред­став­ля­ет со­бой зна­ме­ни­тую “Си­сте­му Стейн­вей”, ба­зи­ру­ю­щу­ю­ся на 129 па­тен­тах. Ос­нов­ные ин­но­ва­ции ком­па­нии (ре­зо­нанс­ная де­ка, ме­ха­ни­ка, мо­но­лит­ный кор­пус, чу­гун­ная ра­ма и дру­гие) ста­ли стан­дар­том, по ко­то­ро­му стро­ят­ся все сов­ре­мен­ные фор­те­пи­а­но. В 1972 го­ду фа­миль­ная ком­па­ния Steinway&Sons бы­ла про­да­на вла­дель­ца­ми ме­дий­но­му ги­ган­ту Columbia Broadcasting System. CBS в тот пе­ри­од ста­ви­ла сме­лые экс­пе­ри­мен­ты по прев­ра­ще­нию клас­си­чес­ких ма­рок му­зы­каль­ных инст­ру­мен­тов в элит­ные брэн­ды шоу-биз­не­са. С боль­шим ус­пе­хом прош­ла, нап­ри­мер, мо­дер­ни­за­ция имид­жа ги­тар Fender. CBS вы­ку­пи­ла стаг­ни­ру­ю­ще­го про­из­во­ди­те­ля, инст­ру­мен­ты раз­да­ли му­зы­кан­там про­дю­си­ру­е­мых ею мод­ных групп. Пос­ле нес­коль­ких кон­цер­тов до­ро­гая ста­ро­мод­ная ги­та­ра прев­ра­ти­лась в рок-н-роль­ный фе­тиш. Со Steinway&Sons этот фо­кус не про­шел. Бе­лый ро­яль, вок­руг ко­то­ро­го раз­во­ра­чи­ва­ют­ся со­бы­тия в са­мых ли­рич­ных кли­пах Джо­на Лен­но­на, Бил­ли Джо­э­ла и дру­гих куль­то­вых ис­пол­ни­те­лей 1970-80-х го­дов – это па­мят­ник ге­ро­и­чес­ко­му тру­ду сот­руд­ни­ков мар­ке­тин­го­во­го от­де­ла CBS, бо­лее де­ся­ти лет бив­ших­ся над не­раз­ре­ши­мой проб­ле­мой по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ния брэн­да Steinway&Sons в поп-куль­ту­ре.

b6 В 1985 го­ду Columbia за бес­це­нок от­да­ла Steinway&Sons брать­ям Бир­мин­гем, ко­то­рые, «оп­ти­ми­зи­ро­вав струк­ту­ру уп­рав­ле­ния» (чи­тай “вы­ста­вив из ру­ко­водст­ва пос­лед­них Стейн­ве­ев”), пе­реп­ро­да­ли ком­па­нию меж­ду­на­род­но­му про­из­во­ди­те­лю му­зы­каль­ных инст­ру­мен­тов Selmer, Inc. Но­вая ко­ман­да ме­нед­же­ров во гла­ве с пред­се­да­те­лем со­ве­та ди­рек­то­ров Кай­лом Кирк­лан­дом и СЕО Дан­ной Мес­си­но про­из­ве­ла еще боль­ший пе­ре­во­рот в хо­зяйст­ве Стейн­ве­ев: ак­ти­вы Steinway&Sons в 1996 го­ду бы­ли пе­ре­да­ны на ба­ланс кор­по­ра­ции Steinway Musical Instruments. Де­ла у ком­па­нии на­ча­ли на­ла­жи­вать­ся пос­ле то­го, как в 1991 го­ду по­я­ви­лись “на­род­ные” ро­я­ли и пи­а­ни­но Boston, а в 2001 – Essex, за­вер­шив­шие соз­да­ние це­ло­го се­мейст­ва инст­ру­мен­тов, раз­ра­бо­тан­ных Steinway&Sons, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют пот­реб­но­сти всех – от на­чи­на­ю­щих пи­а­ни­стов до вир­ту­о­зов. Они со­би­ра­ют­ся в ази­атс­ких фи­ли­а­лах и там же на­хо­дят сбыт. А кол­лек­ци­он­ные инст­ру­мен­ты, как и ан­тик­вар­ные, мо­гут слу­жить объ­ек­том ин­ве­сти­ций: их це­на еже­год­но уве­ли­чи­ва­ет­ся на 5%.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.