Ваагн Арутюнян, архитектор, мастерская “Архитекторы Асс”, г.Москва. Род. в 1976 году в Ереване. В 1998г. окончил Ереванский Архи-тектурно-строительный институт. В 2000-2001 работал в «Архитектурно-художественной мастерской Карена Бальяна». С 2001 работает в проектном бюро «Архитекторы Асс». Лауреат международных конкурсов «АрхМосква», “Пять фасадов частной архитектуры”. Мы не впервые публикуем работы наших коллег-соотечественников из-за рубежа. На этот раз мы представляем ин тервью с архитектором московской мастерской “Архитекторы Асс” Ваагном Арутюняном.
Ваагн, как Вы попали в мастерскую “Архитекторы Асс”?
С подачи моего преподавателя и первого учителя в профессии Леонарда Давтяна со студенческих лет я знал о Мастерской Экспериментального Учебного Проектирования в МАРХИ под руководством Валентина Раннева и Евгения Асса. Леонард Суренович поддерживал связь, обменивался опытом и преподавательской программой с Евгением Ассом, а затем знакомил нас, своих студентов, с этой и своей программами. Его программа была в некотором смысле оппозиционна академической программе института. Я уже тогда понял и почувствовал, что идеи и философия этой мастерской мне крайне близки и родственны. После учебы в институте я решил поступить на работу в частное архитектурное бюро «Архитекторы Асс» (основанную Евгением Ассом в 1997 году), понимая, что именно это и есть то продолжение учебы и школа профессионализма, к которому я стремлюсь и готов. Переехав в Москву, я примерно год проработал с Кареном Бальяном (интервью с К.Бальяном опубликовано в N1 Design DeLuxe – ред.), занимаясь дизайном частных интерьеров. Это был интересный опыт, в некоторой степени традиционный старт для молодого архитектора. После обратился в «Архитекторы Асс», прошел испытательный срок и был принят на работу. Годы работы в этой мастерской действительно стали для меня серьезной школой.
А в чем заключается ее философия?
Мне придется, пожалуй, пересказывать многочисленные статьи и публикации, как Евгения Асса, так и архитектурных критиков, что, естественно, невозможно. Их действительно лучше прочесть, и для этого необязательно быть архитектором (часть из этих статей и практически все работы представлены на сайте мастерской www.asse.ru, а также в спецвыпуске журнала ТАТЛИН N3/4/2006 – монографии, посвященной работам периода 1998-2006гг.). Поэтому я попробую рассказать вкратце о том, что привлекло лично меня. Я всегда стремился доводить проектируемый мною объект, будь то архитектурный, художественный или ювелирный, до понятного мне завершенного, «правильного» состояния. С юношеских лет, мастеря вещи из различных материалов и разного назначения, я всегда стремился к этому внутреннему ощущению «правильности». Это стремление перешло в профессиональное русло во время учебы в институте, где мне посчастливилось, как я уже говорил, быть в группе Леонарда Давтяна. Потом, работая с Евгением Ассом и став уже практикующим архитектором, я нашел поддержку в своих поисках и размышлениях в этом направлении. Именно стремление и честность перед самим собой в создании правильной вещи, невозможность создания недоработанного, но приемлемого для публики объекта, а также внимание к деталям вне зависимости от их масштаба и привлекло меня в философии мастерской. И как результат этой философии – стилистическая особенность создаваемой архитектуры. Архитектуры с философией, в которой все детали объяснимы, необходимы и достаточны, не более и не менее, без циркового стремления ошеломить зрителя.
Как вам кажется, национальная архитектура сейчас существует? И влияет ли Ваша национальность на архитектуру, которую вы создаете?
Неожиданный вопрос. Думаю, термин «национальная» не совсем удачен для определения архитектуры. Существует региональная архитектура, обусловленная местностью, стройматериалами и сложившимися культурными традициями и т.д. Современные строительные технологии, практически единое информационное поле и общий объект, для которого создается архитектура, – человек, с общими анатомическими особенностями и габаритными размерами вне зависимости от национальности, делают ее в известной степени схожей. Жилье, кинотеатр, офис, по сути, одинаковы везде. Где-то дом из камня, где-то изо льда, но помещение редко проектируется, скажем, сильно ниже человеческого роста. Если честно, я не представляю, каким образом моя национальность может влиять на архитектуру, которую я создаю. Использовать орнаменты как основной художественный прием я не склонен.
А кто из архитекторов вызывает ваше безмерное уважение?
Это может оказаться большой список имен. Я бы в первую очередь назвал два имени: Евгений Асс и Петер Цумтор. Архитекторы, которые определенно являются для меня ориентирами в профессии.
Евгений Асс считается мэтром российского минимализма. Что привлекает лично Вас в этом направлении архитектуры?
Простота, понятность и обязательность всех элементов создаваемого пространства, их осмысленность. Без специального наведения “красоты”. Видение красоты именно в этой осмысленности и простоте. От обильного “макияжа” у пространства не возникает прекрасной души. Этим оно может сиюминутно ошеломить и даже заинтриговать, но не влюбить по-настоящему. Ведь потом следуют будни, обычная жизнь, и она трагична и смешна в карнавальном украшении: конфетти попадает под ноги и мешает ходить, а цвета режут глаз и будоражат по поводу и без. Хотя….есть и такой подход, но это не мое.
Проекты, в которых Вы принимали участие, чаще реализованы в природном ландшафте, нежели в городском. В чем причина?
Ландшафтный проект не обязательно загородное явление. «Ландшафт» в переводе с немецкого означает упорядоченная, обустроенная земля, территория. Подобные проекты имели место в последние два года, это общественные парки как в городе, так и за его чертой, градостроителные проекты, которые мы решили именно как ландшафтные. Загородное строительство в основном инициируют частные заказчики, а они в последние годы преобладали среди наших клиентов. Нас, в свою очередь, привлекала возможность быть свободными от ограничений, действующих в городской черте. Эти правила, хотя и понятные, разумные и абсолютно обоснованные, несколько ограничивают свободу творчества, но это не означает, что мы избегаем проектирования в городе. У нас немало и городских проектов.
И качество архитектуры в зависимости от места, как видите, не пострадало. В России мы в некотором смысле оказались пионерами в этой области, и успешный опыт первых проектов, естественно, подогрел наш интерес. Это очень интересный и серьезный тип проектирования, с совершенно другим геометрическим масштабом, пропорциями, кропотливая и объемная работа. Я употребил эпитет “серьезный“, так как до сих пор обустройство территории ограничивалось проектированием поъездных дорожек во дворах, обозначением указанных в СНиПе элементов: детская и спортивная площадки, парковка и т.д., остальное – газон. Что-то, следующее за проектированием зданий, довесок. Или градостроительные проекты, состоящие из транспортных путей и зданий вдоль них. Местами парки. Между тем это территория, где живут, работают и отдыхают люди. И эта среда обитания должна состоять из событий, а не просто путей следования и точек остановки.Проектирование именно этих событий и есть ландшафтное проектирование, как и вообще архитектурное проектирование в целом. Крайне важная и увлекательная задача. Ведь мы говорим о принципиальной основе проектирования, создании пространства с событиями. Понимая и чувствуя этот принцип, можно проектировать как комнату или квартиру, так и квартал, город, страну, планету – любой масштаб.
Чистота, простота, прозрачность, крайнее уважение к окружающему ландшафту – принципы вашей работы. Это не совсем вяжется с современными российскими тенденциями. Кто заказчики, которые обращаются в «Архитекторы Асс», какие это люди?
Это заказчики, которые обращаются в «Архитекторы Асс» адресно, зная и желая получить в результате именно такую архитектуру. Это люди, готовые понять, принять и почувствовать ее.
Расскажите, пожалуйста, о двух Ваших любимых объектах.
Самое сильное архитектурное переживание для меня – это нора в одноименной повести Франца Кафки, удивительное пространство, создаваемое на протяжении всего повествования. Кстати, интересный факт: Кафка написал этот рассказ под впечатлением от своей новой квартиры в Берлине. И второй объект – это терраса кафе или просто вынесенные на тротуар столики в лучших традициях жанра, за которыми можно посидеть с чашкой кофе или бокалом вина и наблюдать за окружающим миром, параллельно приводя в порядок свои мысли, раскладывая их по полочкам, и даже слегка планировать дальнейшую жизнь.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.