41Мгер Чер­ке­зян, ар­хи­тек­тор, ру­ко­во­ди­тель ар­хи­тек­тур­ной ма­стерс­кой “Мгер Чер­ке­зян”, пре­по­да­ва­тель Е­ГУ Ар­хи­тек­ту­ры и Стро­и­тельст­ва .

Design DeLuxe: Ка­кой Вы пред­став­ля­е­те се­бе и­де­аль­ну­ю ар­хи­тек­ту­ру?

Мгер Чер­ке­зян: Не­воз­мож­но од­нознач­но от­ве­тить на э­тот воп­рос. Ког­да о­на ор­га­нич­но и хо­ро­шо “си­дит” в ок­ру­жа­ю­щей сре­де, то е­е мож­но наз­вать и­де­аль­ной. Я не от­да­ю пред­поч­те­ни­е ка­ко­му-ли­бо –из­му, хо­тя и боль­шой поклон­ник го­ти­ки и ба­рок­ко, но се­год­няш­ню­ю страсть к и­ми­та­ци­и, о­со­бен­но назван­ных сти­лей, я счи­та­ю не­до­пу­сти­мой, а тем бо­ле­е в пло­хой вер­си­и. Ес­ли рань­ше ар­хи­тек­то­ры в э­то вкла­ды­ва­ли ду­шу, собст­вен­но­е мыш­ле­ни­е и по­ни­ма­ни­е ми­ра, то се­год­ня э­то но­сит иск­лю­чи­тель­но под­ра­жа­тель­ный ха­рак­тер.

411

DDL: Мо­же­те наз­вать конк­рет­ны­е стро­е­ни­я?

М.Ч.: Я не мо­гу оп­ре­де­лить стиль мно­гих сов­ре­мен­ных стро­е­ний, по­то­му что э­то не что и­но­е, как по­пур­ри. Яр­кий при­мер – центр Гюм­ри. Но­во­е зда­ни­е мэ­ри­и вы­би­ва­ет­ся из ар­хи­тек­тур­ных тра­ди­ций го­ро­да, и­ме­ю­ще­го са­мо­быт­ный, при­су­щий толь­ко е­му об­лик. Я мо­гу объ­яс­нить про­ис­хо­дя­ще­е ам­би­ци­я­ми ар­хи­тек­то­ров. Од­на­ко чем стар­ше ар­хи­тек­тор, тем он скром­не­е и боль­ше ду­ма­ет о гра­мот­ном рас­по­ло­же­ни­и стро­е­ни­я сре­ди ок­ру­жа­ю­ще­го ланд­шаф­та, чем о сво­ей пер­со­не. К со­жа­ле­ни­ю, се­год­ня поч­ти весь ак­цент ста­вит­ся толь­ко на сов­ре­мен­ных тех­но­ло­ги­ях и ма­те­ри­а­лах, что я счи­та­ю у­ни­же­ни­ем ар­хи­тек­ту­ры. Тех­нок­ра­ти­чес­кий путь без ду­ши и мыс­ли ве­дет в ни­ку­да, в э­мо­ци­о­наль­ну­ю ни­ще­ту. Од­но из пос­ледст­вий – край­не­е су­же­ни­е спект­ра про­фес­си­о­наль­ных на­вы­ков. К э­то­му при­во­дит биз­нес-мыш­ле­ни­е, не “за­мут­нен­ное“ и­ны­ми со­об­ра­же­ни­я­ми.

 49

DDL: Судь­ба некоторых Ваших работ скла­ды­ва­ет­ся нем­но­го фа­таль­но: мно­го у­дав­ших­ся про­ек­тов, так и о­став­ших­ся на бу­ма­ге. До их ре­а­ли­за­ци­и не хва­ти­ло лишь ма­ло­сти.

М.Ч.: Да э­то дейст­ви­тель­но так. У ме­ня мно­го ра­бот, вы­иг­рав­ших пер­вы­е пре­ми­и на кон­кур­сах, тен­де­рах и т.д. Нап­ри­мер, Ме­мо­ри­ал па­мя­ти жертв зем­лет­ря­се­ни­я в Гюм­ри, вклю­ча­ю­щий в се­бя у­чеб­ну­ю, му­зей­ну­ю и ме­мо­ри­аль­ну­ю ча­сти. Про­ект вы­иг­рал пер­ву­ю пре­ми­ю в 2004 го­ду на кон­кур­се про­ек­тов ме­мо­ри­а­ла жертв Спи­такс­ко­го зем­лет­ря­се­ни­я. Ме­мо­ри­ал как бы раз­де­лен на две ча­сти не­кой ось­ю, ве­ду­щей, с од­ной сто­ро­ны, в зал це­ре­мо­ний, у­чеб­ну­ю и му­зей­ну­ю ча­сти, а с дру­гой – к ме­сту, пред­наз­на­чен­но­му для за­жи­га­ни­я све­чей. Строение до­воль­но вну­ши­тель­ных раз­ме­ров – 120м, и не­су­щим конст­рук­ци­ям мы ре­ши­ли при­дать ху­до­жест­вен­ну­ю фор­му.Од­на – э­то стел­ла, по­хо­жа­я на ро­сток и не­су­ща­я в се­бе и­де­ю на­деж­ды на про­дол­же­ни­е жиз­ни, дру­га­я со­сто­ит из мно­жест­ва мед­ных труб раз­но­го ди­а­мет­ра, дейст­ву­ю­щих, что на­зы­ва­ет­ся, в ин­те­рак­тив­ном ре­жи­ме.

48По­то­ки воз­ду­ха, по­па­да­я в от­вер­сти­я труб, долж­ны бы­ли из­да­вать оп­ре­де­лен­ны­е зву­ки. К со­жа­ле­ни­ю, про­ект так и о­стал­ся на бу­ма­ге из-за от­сутст­ви­я средств и столк­но­ве­ни­я чьих-то ин­те­ре­сов. Из той же се­ри­и нес­быв­ше­го­ся: вы­иг­рав­ший тен­де­р про­ект мо­ло­деж­но­го ла­ге­ря в Ди­ли­жа­не; жи­лой комп­лекс, ги­по­те­ти­чес­ки рас­по­ло­жен­ный в ниж­ней ча­сти Ле­нинг­радс­ко­го прос­пек­та, с пот­ря­са­ю­щим ви­дом на А­ра­рат и А­ра­гац; част­ный за­каз на пост­рой­ку куль­тур­но­го цент­ра на уг­лу те­ат­ра и­ме­ни Сун­ду­кя­на, в ко­то­ром долж­ны бы­ли рас­по­ла­гать­ся биз­нес-центр, шко­ла ис­кусств и не­боль­шой те­атр. О­су­ществ­ле­ни­е про­ек­та ли­ши­ло бы центр го­ро­да не­нуж­но­го за­бо­ра, скры­ва­ю­ще­го за со­бой лишь гру­ды му­со­ра, а так­же пред­по­ла­га­ло постройку под­зем­но­го га­ража.

 47

DDL: А как Вы о­це­ни­ва­е­те си­ту­а­ци­ю в сов­ре­мен­ной ар­мянс­кой ар­хи­тек­ту­ре?

М.Ч.: В пос­лед­не­е вре­мя у нас на­ча­ли стро­ить 22-24-э­таж­ны­е зда­ни­я, что по современным меркам про­сто смеш­но. В Ду­ба­е, нап­ри­мер, со­би­ра­ют­ся стро­ить до­ма вы­со­той 1500 м, так что ря­дом с э­тим на­ши сто­мет­ро­вы­е пост­рой­ки – ко­ме­ди­я. Наш го­род не хо­чет мно­го­э­таж­ных стро­е­ний.Пос­мот­ри­те на Е­ре­ван со смот­ро­вой пло­щад­ки Мо­ну­мен­та! Е­го об­лик со­вер­шен­но ис­ка­жен. Ка­ки­е-то зда­ни­я, воз­мож­но, и неп­ло­хо смот­рят­ся, но э­то вре­мен­но­е яв­ле­ни­е. Стро­и­тель­ны­е ма­те­ри­а­лы то­же пре­тер­пе­ли из­ме­не­ни­я. Сей­час мно­го ис­поль­зу­ют ме­тал­ла, но э­то не са­мый вер­ный вы­бор. Де­ло не в мо­ем же­ла­ни­и при­дер­жи­вать­ся “ка­мен­ных” тра­ди­ций.Про­сто для нас э­тот ма­те­ри­ал вы­год­не­е с точ­ки зре­ни­я э­ко­ло­ги­и и сто­и­мо­сти. Будь у тех же фран­цу­зов и­ли а­ра­бов ка­мень, о­ни с у­до­вольст­ви­ем ис­поль­зо­ва­ли бы е­го, а не а­лю­ми­ний и­ли же­ле­зо. У нас дол­жен быть свой путь. На­ша цен­ность – в силь­ней­ших бы­то­вых и стро­и­тель­ных тра­ди­ци­ях. Вме­сто то­го, что­бы до­бав­лять на­кап­ли­ва­ю­щий­ся о­пыт к сво­е­му нас­ле­ди­ю, мы е­го раз­ру­ша­ем, а но­во­е по­сто­ян­но ли­ша­ем ка­чест­ва.Так про­ис­хо­дит с так на­зы­ва­е­мы­ми “чер­ны­ми” до­ма­ми рус­ско­го пе­ри­о­да 150-200-лет­ней дав­но­сти, ко­то­ры­е мы сно­сим, а вме­сто них воз­во­дим а­лю­ми­ни­е­вый му­сор, пор­тя­щий об­лик го­ро­да. Раз­ру­ши­ли хо­ро­ши­е об­раз­цы со­ветс­ко­го пе­ри­о­да – Дво­рец мо­ло­де­жи, пы­та­ют­ся из­ме­нить быв­ший ки­но­те­атр “Рос­си­я”. А сей­час, по мо­им све­де­ни­ям, со­би­ра­ют­ся сносить а­э­ро­порт “Зварт­ноц” пос­ле то­го, как бу­дет го­тово но­во­е зда­ни­е. За­чем? По­нят­но, что тех­ни­чес­ки­е па­ра­мет­ры не со­от­ветст­ву­ют сов­ре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям, но э­то впол­не воз­мож­но из­ме­нить и­ли же пост­ро­ить та­ко­е же, но мо­дер­ни­зи­ро­ван­но­е. Из­лиш­ни­е ам­би­ци­и – вот в чем проб­ле­ма ар­хи­тек­то­ров. О­ни-то и не поз­во­ля­ют ду­мать об ар­хи­тек­ту­ре, по­то­му что в э­том слу­ча­е в и­сто­ри­и о­ста­нет­ся и­мя ар­хи­тек­то­ра, пост­ро­ив­ше­го о­ри­ги­нал, а не то­го, кто мо­дер­ни­зи­ро­вал е­го.

 46

DDL: А по ка­ко­му прин­ци­пу ра­бо­та­е­те Вы?

М.Ч.: Я не люб­лю “кар­тон­ну­ю” ар­хи­тек­ту­ру. Мне бли­же скульп­тур­но­е, трех­мер­но­е ис­кусст­во, ор­га­ни­зу­ю­ще­е прост­ранст­во, что я счи­та­ю глав­ной цель­ю ар­хи­тек­ту­ры. Сю­да вхо­дит це­лый комп­лекс раз­ных по­ня­тий и яв­ле­ний: свет, прост­ранст­во, воз­дух, солн­це и т.д. Нап­ри­мер, мож­но ши­ро­ко при­ме­нять фран­цузс­ки­е бал­ко­ны со стек­лян­ны­ми две­ря­ми от по­ла до по­тол­ка. Э­то поз­во­ля­ет рас­ши­рить прост­ранст­во, впу­стить в не­го свет и воз­дух, соз­дав кон­такт с внеш­ним ми­ром. А на­ши до­ма – пря­ма­я про­ти­во­по­лож­ность та­ко­му под­хо­ду. Об­ра­ти­те вни­ма­ни­е, в ка­ких до­мах пред­по­чи­та­ют жить поч­ти все ар­мя­не.

44О­ни стре­мят­ся стро­ить кре­по­сти с вы­со­ки­ми сте­на­ми, ез­дить в джи­пах с за­тем­нен­ны­ми стек­ла­ми: на­ли­цо же­ла­ни­е скрыть­ся, чувст­во­вать се­бя за­щи­щен­ны­ми, не­же­ла­ни­е жить сво­бод­но и отк­ры­то. Та­ка­я же кар­ти­на и в об­щест­вен­ных ме­стах. Го­во­ря же о сво­ем прин­ци­пе, мо­гу ска­зать, что я сле­ду­ю ка­но­нам кра­со­ты и гар­мо­ни­и. Ес­ли о­ни жи­вут в те­бе, то ты сле­ду­ешь им, не за­ду­мы­ва­ясь. Э­то как вдох-вы­дох. Вы зна­е­те, что зда­ни­я, пост­ро­ен­ны­е по прин­ци­пу “зо­ло­то­го се­че­ни­я”, о­чень нра­вят­ся де­тям, при­том, что те ни­ка­ко­го пред­став­ле­ни­я о нем не и­ме­ют? Сле­до­вать прин­ци­пу кра­со­ты и гар­мо­ни­и по­мо­га­ет да­же си­сте­ма на­ших ли­не­ек. А компь­ю­те­ры, на­о­бо­рот, ме­ша­ют. Эс­ки­зы всех сво­их про­ек­тов я чер­чу сам, а за­вер­шить ра­бо­ту мож­но и на компь­ю­те­ре. Глу­по спо­рить с е­го тех­ни­чес­ки­ми воз­мож­но­стя­ми. Мо­ло­дежь се­год­ня аб­со­лют­но ли­ше­на на­вы­ков руч­но­го и в ка­кой-то ме­ре умст­вен­но­го тру­да, ей го­раз­до про­ще сде­лать все о­пе­ра­ци­и на ма­ши­не.

 45

DDL: В та­ком слу­ча­е ка­ки­ми спе­ци­а­ли­ста­ми в бу­ду­щем Вы ви­ди­те сво­их сту­ден­тов?

М.Ч.: Я смот­рю на них с оп­ти­миз­мом, по­то­му что по­тен­ци­ал у них есть. Нет ни­ка­кой не­об­хо­ди­мо­сти, что­бы из 50 сту­ден­тов все ста­ли ге­ни­аль­ны­ми ар­хи­тек­то­ра­ми. Хо­ро­шо, ес­ли о­ни ста­нут про­сто гра­мот­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, ра­бо­та­ю­щи­ми по прин­ци­пу “не нав­ре­ди”. Из мо­их од­но­курс­ни­ков ар­хи­тек­то­ра­ми ста­ли лишь тро­е. Дру­гой воп­рос, что су­щест­ву­ет проб­ле­ма хо­ро­ших пре­по­да­ва­те­лей. Ведь не каж­дый хо­ро­ший ар­хи­тек­тор ста­нет хо­ро­шим пре­по­да­ва­те­лем. На мо­ло­дежь ог­ром­но­е вли­я­ни­е о­ка­зы­ва­ет ав­то­ри­тет про­фес­си­о­на­ла, ко­то­рый у­чит их мыс­лить в вер­ном нап­рав­ле­ни­и. Что же ка­са­ет­ся лич­но ме­ня, то я по­лу­ча­ю ог­ром­но­е нас­лаж­де­ни­е от ра­бо­ты с дип­лом­ни­ка­ми, и я ра­ду­юсь их вы­со­ким о­цен­кам боль­ше, чем о­ни са­ми, по­то­му что счи­та­ю, что о­ни – мо­е ли­цо.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.