b3Истин­ны­е це­ни­те­ли кра­си­вой жиз­ни по­ни­ма­ют, что кра­со­та – э­то не толь­ко то, что на нас на­де­то, но и то, что нас ок­ру­жа­ет. Кра­со­та о­би­хо­да, кра­со­та ма­нер… К счасть­ю, луч­шим у­чи­те­лем Art de Vivre мо­жет вы­сту­пить бла­го­род­но­е се­реб­ро, тон­кий хру­сталь, неж­ный фар­фор, нап­ри­мер, та­кой, как зна­ме­ни­тый ли­можс­кий. Счи­та­ет­ся, что фар­фо­ро­вы­е из­де­ли­я по­я­ви­лись на сты­ке э­пох: приб­ли­зи­тель­но­е вре­мя их про­ис­хож­де­ни­я да­ти­ру­ют ин­тер­ва­лом меж­ду 185 г. до н. э. и 88 пос­ле. Но э­то ки­тайс­кий фар­фор, вве­зен­ный в Ев­ро­пу Мар­ко По­ло, над раз­гад­кой сек­ре­та про­из­водст­ва ко­то­ро­го би­лось не­ма­ло свет­лых го­лов. На­сто­я­ща­я фар­фо­ро­ва­я ли­хо­рад­ка, по­доб­но клон­дайкс­кой зо­ло­той, ох­ва­ти­ла в на­ча­ле XVIII ве­ка Ев­ро­пу: все пы­та­лись раск­рыть сек­рет про­из­водст­ва бла­го­род­но­го проз­рач­но­го фар­фо­ра срод­ни ки­тайс­ко­му. И ког­да в 1710-х го­дах ев­ро­пей­цы на­ко­нец-то пре­ус­пе­ли, на­чал­ся гло­баль­ный по­иск сырь­я.

b7Отк­ры­ти­е ка­о­ли­но­во­го ме­сто­рож­де­ни­я под Ли­мо­жем в 1768 го­ду при­ве­ло к за­ко­но­мер­но­му соз­да­ни­ю Ко­ро­левс­кой Ли­можс­кой Ма­ну­фак­ту­ры, на ба­зе ко­то­рой бы­ло соз­да­но бо­ле­е со­ро­ка ке­ра­ми­чес­ких про­из­водств. Од­на из са­мых ста­рин­ных фаб­рик – Bernardaud, ос­но­ван­на­я в 1863 г. Bernardaud ов­ла­де­ла тех­но­ло­ги­ей и «ал­хи­ми­ей» превра­ще­ни­я сырь­я в го­то­вы­е фар­фо­ро­вы­е из­де­ли­я неп­рев­зой­ден­ной э­ле­гант­но­сти, по­луп­роз­рач­но­сти и чи­сто­ты. Из не­боль­шой ма­стерс­кой в Ли­мо­же де­ло вы­рос­ло в ми­ро­вой бренд клас­са люкс. Bernardaud – ве­ду­щий про­из­во­ди­тель и экс­пор­тер фар­фо­ра во Фран­ци­и. Се­год­ня е­го возг­лав­ля­ет Ми­шель Бер­нар­до пред­ста­ви­тель пя­то­го по­ко­ле­ни­я семь­и. Он го­во­рит: “Ког­да мы сот­руд­ни­ча­ем с ди­зай­не­ром, мы Да­ем е­му карт-бланш. Я ни­ког­да не ска­жу: “Нет, э­то­го мы не мо­жем сде­лать”.

b4Так го­во­рят толь­ко неп­ро­фес­си­о­на­лы. На­сто­я­щий ху­дож­ник зна­ет: нет ни­че­го не­воз­мож­но­го”. Bernardaud це­нит вдох­но­ве­ни­е ли­де­ров в об­ла­сти ди­зай­на, при­да­ю­щи­е но­ву­ю э­сте­ти­ку э­то­му клас­си­чес­ко­му ма­те­ри­а­лу. Сов­ре­мен­ный ди­зайн ввел фар­фор в но­ву­ю об­ласть:те­перь он рас­смат­ри­ва­ет­ся как неч­то боль­ше­е, чем про­сто о­бе­ден­на­я по­су­да, про­ни­ка­я в сфе­ру пред­ме­тов ис­кусст­ва. Сей­час сек­ре­тов про­из­водст­ва фар­фо­ра у­же дав­но не о­ста­лось, е­го ре­цепт всем из­ве­стен. Но есть ма­лень­ки­е хит­ро­сти. “Мы бе­реж­но хра­ним на­ши се­мей­ны­е но­у-ха­у и стре­мим­ся по­сто­ян­но со­вер­шенст­во­вать тех­но­ло­ги­и руч­но­го про­из­водст­ва”, – де­лит­ся Ми­шель Бер­нар­до. и­можс­кий фар­фор от­ли­ча­ют не­о­бык­но­вен­на­я бе­лиз­на ос­но­вы и яр­кость рос­пи­си. Э­тот фар­фор всег­да от­но­сил­ся к на­и­бо­ле­е вост­ре­бо­ван­ным вы­со­ко­ка­чест­вен­ным и до­ро­гим то­ва­рам. Рав­но­душ­ным не о­ста­ет­ся ник­то. На фар­фо­ре Bernardaud ра­бо­та­ют все­мир­но из­вест­ны­е се­ти о­те­лей Ritz, Carlton и Four Seasons. Од­но из са­мых мод­ных и бо­гем­ных за­ве­де­ний Па­ри­жа – Hotel Costes так­же ис­поль­зу­ет ре­сто­ран­ный фар­фор мар­ки Bernardaud. Ли­можс­кий фар­фор не по­хож ни на о­дин дру­гой сво­им слож­ным со­ста­вом ми­не­раль­ных инг­ре­ди­ен­тов. 50%, как во­дит­ся, ка­о­ли­на для пла­стич­но­сти, 25% по­ле­во­го шпа­та для глян­це­ва­ни­я, о­ко­ло 20% квар­ца и с де­ся­ток дру­гих ком­по­нен­тов, и­ме­ю­щих не­боль­шой у­дель­ный вес в со­ста­ве фар­фо­ра, но о­бес­пе­чи­ва­ю­щих е­му не­пов­то­ри­мы­е свойст­ва.

b1 К 1825 го­ду на фар­фо­ро­вых фаб­ри­ках бы­ли от­ра­бо­та­ны, как бы сей­час ска­за­ли, экск­лю­зив­ны­е тех­но­ло­ги­чес­ки­е про­цес­сы. Бе­зуп­реч­но бе­ло­е фар­фо­ро­во­е «те­сто», а даль­ше – ка­либ­ров­ка, от­лив­ка, гла­зу­ров­ка, рос­пись кисть­ю, инк­ру­ста­ци­я, спе­ци­аль­ный об­жиг при тем­пе­ра­ту­ре от 680 до 900 гра­ду­сов. Как пра­ви­ло, пре­вос­ход­ный фар­фор, от­ли­ча­ю­щий­ся чи­сто­той фар­фо­ро­вой мас­сы и тон­кость­ю по­мо­ла, ни­ког­да не пок­ры­ва­ют рос­пись­ю це­ли­ком, что­бы под­черк­нуть кра­со­ту «при­род­но­го те­ла». Сов­ре­мен­ный ли­можс­кий фар­фор прек­ра­сен, как и поч­ти два ве­ка на­зад. Кол­лек­ци­и Bernardaud на ред­кость раз­но­об­раз­ны.

Здесь все пе­ре­да­ют из рук в ру­ки, в том чис­ле и каж­до­е из­де­ли­е. Для по­яв­ле­ни­я на свет од­ной чаш­ки ма­сте­рам вруч­ну­ю тре­бу­ет­ся про­из­ве­сти 30-40 о­пе­ра­ций. Вот та­кой не­хит­рый сек­рет конт­ро­ля ка­чест­ва. Са­мы­ми цен­ны­ми и до­ро­ги­ми счи­та­ют­ся сер­ви­зы из ко­стя­но­го фар­фо­ра с мар­ки­ров­кой bone China – их ста­вят на стол толь­ко по тор­жест­вен­ным слу­ча­ям. Ко­стя­ной фар­фор из­го­тав­ли­ва­ет­ся из бе­лой гли­ны с до­бав­ле­ни­ем кост­ной му­ки, от­сю­да и наз­ва­ни­е. По­су­да по­лу­ча­ет­ся тон­ка­я, лег­ка­я, по­луп­роз­рач­на­я на прос­вет, с ха­рак­тер­ным сли­воч­ным от­тен­ком и чи­стым зво­ном. Пра­виль­ный вы­бор сто­ло­во­го сер­ви­за прев­ра­ща­ет о­быч­ный о­бед в ис­кусст­во, ко­то­ро­е бу­дет под­дер­жи­вать­ся на про­тя­же­ни­и пос­ле­ду­ю­щих лет. Так что в сти­ле Bernardaud мож­но най­ти са­мы­е раз­лич­ны­е вли­я­ни­я. Так было в течение ве­ков. Но де­ви­зом во все вре­ме­на было всег­да быть на вы­со­чай­шем у­ров­не ка­чест­ва! Кро­ме то­го, по сло­вам Ми­ше­ля Бер­нар­до, их фар­фор дол­жен у­дов­лет­во­рять все вку­сы, кро­ме дур­но­го.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.