Текст Соны Сосян
Луис Исидор (Израэль) Кан – один из пионеров современной американской архитектуры. Американец неамериканского происхождения прошел долгий путь от исполнительской работы до созданных им шедевров мировой архитектуры. Его теории преподают студентам архитектурных вузов по всему миру.
А те кому посчастливилось воочию увидеть его работы, не перестают удивляться и восхищаться их величием, простотой и странной легкостью, которая и сегодня вдохновляет людей. Луис Исидор Кан, по мнению многих историков, один из выдающихся и значимых американских архитекторов второй половины ХХ столетия. Его архитектура стала в своем роде революционной.
Сам по себе он был человеком вдумчивым, философом с богатым внутренним миром, который находил свое проявление в его работах. Родился Луис в Лайзер-Итс в Пярну (Эстония), и семья носила фамилию Шмиловски. Прожив некоторое время на острове Эзель (ныне Саареамаа), в 1904 году, когда мальчику было три года, семья эмигрировала в США. А позже, в 1912 году, его отец принял решение сменить фамилию на Кан. Так еврейские эмигранты стали американцами. А сам Луис, выросший в Филадельфии в ужасной бедности, создалдесяток величественных зданий, геометрических композиций из кирпича, конкретных и светлых, которые, выражаясь словами критика, «изменяют твою жизнь».Как и многие его современники, Кан изучал архитектуру в средней школе. И она пленила его навсегда. Луис обладал уникальными способностями к музыке и рисованию и решил поступить в Пенсильванский университет на архитектурный факультет, который и закончил в 1923 году. Старт его творчества многообещающим не казался. Он работал в качестве конструктора с несколькими филадельфийскими архитекторами, став впоследствии консультантом по вопросам гражданского строительства и проектирования городов в офисе Джона Молитора.
Но пребывал он на этом посту всего несколько лет, и после окончания масштабной работы над зданиями для Полуторавекой международной выставки (Sesqui-Centennial International Exposition), проходившей в Пенсильвании в 1926 году, отправился в путешествие по Северной Европе, чтобы увидеть архитектуру, которую он изучал удаленно. В то же время он побывал в гостях у своего школьного друга – архитектора Нормана Н. Райса, эту дружбу Кан поддерживал долгие годы.
Познакомившись с авангардистской европейской архитектурой в 1928-29 годах, он призадумался о своих убеждениях во всемогуществе доктрин классицизма. Самое запоминающееся впечатление Луис Кан получил от работ Ле Корбюзье, что и подтолкнуло его к переходу на функционализм. В апреле 1929-го Луис вернулся в США и начал сотрудничать с различными архитекторами, став лидером движения современнойархитектуры в Филадельфии.
В начале 1932 года вместе с Домеником Бернингером он создал Группу архитектурных исследователей (ARG). Впоследствии Группа оказала огромное влияние на развитие не только филадельфийской, но всей современной американской архитектуры и просуществовала до 50-х годов. Однако в годы экономического кризиса Кану не удавалось найти настоящего применения своим силам. Десятилетия Кан работал как помощник и соавтор заурядных архитекторов, лишь изредка самостоятельно выполняя не очень крупные заказы. До 1950-х годов ничто из сделанного им не поднималось выше среднего профессионального уровня. Особый перелом в карьере и жизни архитектора произошел в сорокасемилетнем возрасте, когда он стал преподавать в Йельском университете.
Он старался осмыслить истоки архитектуры, проникая в ее суть, и разработать абсолютность теоретической концепции зодчества. Педагогическая деятельность Кана дала мощнейший толчок его творчеству, что позволило ему перешагнуть рутину, уйти от наборов известных ранее элементов и добиться нового уровня качества в своих сооружениях.
В 1950-м он снова отправился в турне по Европе, в течение девяти месяцев подбирая материалы о монументальности, а также влиянии света и формы в древних зданиях и объектах, которые использовал потом в своих лекциях. Параллельно он стал весомым архитектурным критиком.В своем творчестве он придерживался и утверждал вечные ценности. Выдающийся вклад Луиса Кана в архитектуру заключается в возвращении ей архитектурного пространства, дающего ясное представление о том, как оно создано. Он был убежден, что всякое крупное здание должно начинаться с того, что не поддается измерению; в процессе проектирования, пройдя сквозь измеряемые средства, оно становится в конечном итоге вновь неизмеримым. Создавать пространства, по Луису Кану, значит создавать и свет; без организованного света разрушается ритм, музыка архитектуры, без которых она мертва. «Композитор записывает ноты, чтобы услышать звуки, – писал зодчий. – В архитектуре ритм создается, чтобы родилась музыка соответствий между светом и пространством.
Символы музыки и архитектуры поэтому очень близки. Я верю в то, что архитектура – разумный способ организации пространства. Она должна быть создана так, чтобы конструкция и пространство проявлялись в ней самой. Выбор конструкции должен учитывать организацию света. Структура обслуживающих помещений должна дополнить структуру обслуживаемых. Одна – грубая, брутальная, другая – ажурная, полная света».Наиболее значительные постройки Луиса Кана 1960-х годов – здание медицинских лабораторий Пенсильванского университета в Филадельфии, принесшее ему известность; Биологический институт д-ра Солка в Сан-Диего (Калифорния); Правительственный центр в Дакке (Бангладеш); Индийский институт управления в Ахмадабаде – отмечены ясностью архитектурных форм, простотой и суровой монументальностью. Они-то и стали постройками с ярко узнаваемыми характерными чертами Кана, в которых проявилось авторское стремление к выдержке композиций с акцентированной весомостью формы, геометрической четкостью ее трехмерной структуры, подчеркнутой цветом и грубой фактурой материалов, которые присущи естественным строительным материалам, уравновешенностью и симметричностью в организации пространства и объема.
В последующие годы Кану удается единовременно спроектировать целый ряд крупных объектов по всему миру. С 1948 года и вплоть до своей смерти в 1974 году архитектор предпочитал работать в одиночку. Основой его архитектурной поэзии стали легкость, уважение и трепет перед материалами и окружающим ландшафтом, а также вера в простые геометрические формы. Его исследования оказали огромное влияние на современную архитектуру. А его шедевры не перестают удивлять своей простотой, изысканностью, необыкновенной легкостью и одновременно монументальностью. Он мастерски орудовал простыми формами и материалами, создавая лишь впечатление необъяснимой легкости величия.В то время как художественное наследие Кана – это бескомпромиссный поиск истины и чистоты, его личная жизнь состояла из тайн и хаоса: он умер в нищете и безызвестности, в туалете на станции «Пенн» в Нью-Йорке, оставив три семьи – жену, с которой прожил много лет, и двух женщин, с которыми у него были длительные романы. Плодом одной из внебрачных связей является Натаниэль Кан, режиссер, лауреат различных премий.
В фильме «Мой архитектор» он повествует о жизни и творчестве своего загадочного и разрываемого внутренними противоречиями отца. Размышляя о причинах, по которым он решил снять этот фильм, режиссер заявил журналу Metropolis: «Маленьким мальчиком я не знал, в каком мире живет мой отец. Но то, что я увидел, поразило меня до глубины души. Вы также хотели бы знать о человеке, который привел вас в этот мир. Я снимал другие фильмы, но долгое время я не решался на подобный проект, потому что боялся возвращаться в прошлое. Ведь никогда не знаешь, что там найдешь».
В процессе работы он нашел нескольких героев, которые пленительны, веселы, исполнены любви и критичны: таксистов, которые возили Кана по его родной Филадельфии, бывших любовниц и клиентов, всемирно известных архитекторов, таких как Фрэнк Гери, И. М. Пей и Филипп Джонсон. Несомненно, фильм нарушает баланс между двумя мирами, в которых жил Луис Кан: с одной стороны, в нем прославляются его впечатляющие творения, с другой – освещена интригующая двойная жизнь. «Это была очень интересная страница, – говорит Натаниэль. – Фильм задумывался как повествовательный, как рассказ сына об отце. Но отец оказался великим архитектором. Я думал, что людям важно понять, кем был этот архитектор. Люди, пишущие об архитектуре, очень часто попадают в ловушку: они просто описывают здания как объекты. Когда вы видите архитектуру Кана, вы чувствуете ее».
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.