“Дизайн всегда формировал культурную картину мира. С его помощью создавались системы, города, потребительские товары, решались мировые проблемы. Теперь задачей дизайна является не решение насущных проблем, а непрестанная эстетизация созданной нами среды. Дизайн призван улучшить жизнь на поэтическом, эстетическом, экспериментальном, чувственном и эмоциональном уровнях. Мое главное желание – видеть, что люди живут сегодняшним днем, участвуют в современной жизни, избавившись от ностальгии, изживших себя традиций, устаревших ритуалов, китча и ничего не значащих вещей. Мы должны осознавать этот мир, быть с ним в созвучии каждую конкретную минуту.Если желание жить прошлым заложено в природе человека, то изменить мир означает изменить человеческую природу”.
Отрывок из манифеста Карима Рашида
Карим Рашид – один из самых известных современных дизайнеров США, профессор Университета Искусств в Филадельфии. Его работы оказывают влияние на развитие мирового дизайна. Он не только практик индустриального дизайна, но и автор книг, статей, лекций. Родился Карим Рашид в Каире в 1960 году, по национальности наполовину египтянин, наполовину англичанин, но по иронии судьбы не говорит по-арабски. Он настоящий космополит и успел пожить в Великобритании, окончить Университет промышленного дизайна в Канаде, пройти стажировку в Италии, а в 1993 году он открыл свою мастерскую в Нью-Йорке. Своим домом дизайнер считает весь мир. На теле Карима Рашида 12 татуировок, каждую из которых он сделал в стране, в которой работал. За год дизайнер не один раз облетает вокруг земного шара, но возвращаясь в свою дизайн-студию в Нью-Йорке, часто сталкивается с проблемой при прохождении таможни, – по нелепому совпадению его имя фигурирует в списке террористов! Карим Рашид считает, что “…нейтральность, как и дурацкий патетичный минимализм – мертвы. Модернизм – отжившая свое концепция. XXI век заботится о новой энергии, о нематериальном, об утрате формы и ее обретении, о прозрачности, цвете, запахе.
О цифровых технологиях, способных создать место обитания одновременно реальное и ирреальное, метафизическое и физическое”. Дизайнер хочет проектировать то, что “влияет на наше самочувствие: автомобили, самолеты, одежду, дома, роботов”. Его предметы всегда окрашены в оптимистичные цвета: розовый, белый, серебристый, оранжевый и др.Карим Рашид – дизайнер на все руки, а через них прошли отели, банки, мусорные корзины, пылесосы, женские туфли, книги, диджейские пульты. Цель его работы – сделать дизайнерские объекты доступными, а окружающий нас мир красивее. При этом дизайнер старается делать каждую вещь для человека так, чтобы она несла в себе утилитарное значение – была максимально полезной. К примеру, таковы пластиковые шахматы, которые никогда не падают, потому что вставлены в специальные лунки, помады в конусообразных корпусах, которые невозможно опрокинуть. Карим Рашид – неиссякаемый фонтан идей.Муки творчества ему не знакомы, он не ищет вдохновения, он впитывает его всем своим существом из окружающего мира и тут же воплощает в предметы. Карим Рашид подарил миру 2400 ярких предметов, для которых сделал более 70000 набросков, только каждая из 30 его идей материализуется. Как говорит сам дизайнер, как только он получает заказ на создание того или иного предмета, перед его глазами сразу же появляется с десяток образов, каждая минута жизни для него уже вдохновение.Придуманные им интерьеры максимально продуманы, все в них удобно и рационально. Однако его конструкции, будь то мебель или флаконы для парфюмерии, больше похожи на предметы обихода из далекого будущего, нежели на мебель или аксессуары для жилых помещений. Карим считает, что его футуризм – это смелая попытка соединить виртуальный мир с реальным, хай-тек с природой, физическое с социальным. Фантазии дизайнера не всегда понимаются заказчиками. Известен случай с бутиком для итальянского модельера Джорджио Армани. Карим Рашид тогда предложил следующее: в магазине нет никаких одежды и мебели – только голые стены-экраны.На экранах маршируют манекенщицы в арманиевских моделях.
Потенциального покупателя сканируют и, как в компьютерной игре, виртуальным образом примеряют на него понравившуюся одежду. Примерку при желании можно продолжить у себя дома, получив дискету с программой. Армани не соглашался на пустой магазин и хотел повесить там хотя бы немного одежды, “…а то ведь получится бутик Карима Рашида, а не Джорджио Армани…”. Дизайнер не согласился, так и не договорились. Крупные реализованные проекты интерьеров: рестораны в Нью-Йорке, гостиницы в Лондоне, Афинах и Лос-Анджелесе, интерьеры нескольких магазинов.Дизайнерский диапазон Карима Рашида позволяет ему разрабатывать как общий стиль интерьера, так и стиль каждой его небольшой детали, включая, например столовые приборы. Так, проектируя отель Semiramis в Афинах, он спроектировал все: от архитектуры и интерьеров до формы персонала и флаконов для шампуня. Цветовая гамма типично рашидовская: белый оттенен зеленым лаймом, оранжевым, желтым, розовым. Материалы: полимерные полы, цветное стекло, стеклянная плитка. Масcа медиапроекций, беспроводных устройств и прочих электронных новаций.В 2001 году вышла книга “Я хочу изменить мир” (“I want To Change The World”) в издательстве Universe Publishing. В ней представлены основные его идеи и проекты. Одно из намерений Карима Рашида – поставить компьютерные технологии на службу индивидуализации массовой продукции, придумать способы удешевить предметы дизайна.
Карим Рашид желает сделать так, чтобы новые технологии сделали повседневность удобной, удобство красивым, а красоту доступной. Рашид сравнивает дизайн с индустрией музыки. Кстати, к музыке у дизайнера особое отношение – около 10 лет он сам работал как ди-джей любитель. Как и в музыке, в дизайне существуют свои направления, Карим Рашид придерживается своего собственного – поплюкс (poplux). Дизайнер считает, что красивые вещи хорошего качества должны быть доступны всем, а не только элите общества.Своим творчеством Карим пытается сделать мир лучше, красивее, удобнее. Возможно поэтому он в таких количествах выбрасывает на рынок свои оптимистичные творения. Концепция демократизации дизайна по Кариму Рашиду включает в себя и простоту названий. Так, туфли на каблуках называются High (высокий), коврик для входной двери – Step (шаг), названия подставки для зонтиков и мусорной корзины для итальянской фирмы Casamania нам и переводить не надо – Zontik и Korzina. Несколько лет назад Карим Рашид исключил из своего гардероба черный цвет, его фавориты – белый и розовый. Также и в творениях дизайнера редко можно встретить черный цвет. Его яркие и удобные объекты привлекают многих, среди его заказчиков были Garrard, Coca Cola, Sony, Toyota, Alessi, Deutsche Bank, Yahoo, Swarowski, Prada, Ralph Lauren и многие другие. Модные марки любят заказывать дизайн флаконов для парфюмов у Карима Рашида: последние творения Kenzo (Amour, Summer), Davidoff (Echo), Issey Miyake (Le Feu, LEau).Первые наброски Карим Рашид начал делать в возрасте 5 лет, его привлекало все вокруг – мебель, радио, очки, обувь, чемоданы… Дизайн с самого начала был частью его структуры ДНК. Автор нескольких книг по дизайну, Карим Рашид также написал манифест и заповеди современного дизайна.
Согласно манифесту, современный дизайн представляет собой взаимодействия многих факторов: внешнего и внутреннего, личного опыта, социального поведения, экономической и политической ситуации.Но особенно важно точное понимание устремлений современной культуры. Несомненный интерес представляют “50 заповедей дизайнера”. “Вот заповеди, которым я следую, аксиомы, в нерушимость которых верю, элементы, из которых складывается мой стиль”,- объясняет Карим Рашид. Многие из этих постулатов дизайнера можно использовать в повседневной жизни. Вот некоторые из них:
1. Не ограничивай своих возможностей узкой специализацией, специализируйся в целом на жизни.
2. Не заваливай рабочий стол. Он всегда должен оставаться девственно чистым, как горная вершина. Это помогает ощущать себя выше рабочей рутины и сохранять как ясность мысли, так и бодрость духа.
3. Обращайся с коллегами, подчиненными и клиентами так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой.
4. Отвечай на каждый полученный е-mail, телефонный звонок или факс в тот же день, вне зависимости от того, где находишься и чем занят.
5. Прежде, чем создать что-то материальное, спрашивай себя, есть ли в том, что ты собираешься сделать, какая-то ценность или оригинальная идея.
6. Никогда не говори: “Я мог это сделать”. Ведь ты этого не сделал.
7. Знай, что судьба всегда на твоей стороне.
8. Работай for fun, а не ради вознаграждения. Или не работай вовсе.
9. Имей в виду, что если у тебя и твоего товарища наблюдается принципиальное расхождение во взглядах, то плодотворного сотрудничества не получится, даже если тебе кажется, что это не так.
10. Если понимаешь, что делаешь что-то плохо, займись чем-нибудь другим.
11. Избегай накопительства. Старайся сохранять материальное равновесие – покупая одну новую вещь, избавляйся от одной старой.
12. Не прибегай к помощи шоппинга в борьбе с депрессией. Не занимайся с той же целью и обжорством. Знай – это удел домохозяек.
13. Приобретай опыт, а не предметы.
14. Старайся избегать как в устной, так и в письменной речи следующих выражений: “вкус“, “класс“, “скука“, “уродливый“, “массы“.
15. Минимализм скучен, а вот чувственный минимализм – то, что надо.
16. Попытайся быть честен с самим собой: нормально не значит хорошо.
17. Знай, что форма следует за предметом так же, как предмет следует за своим предназначением.
18. Помни: настойчивость, последовательность и упорство – вот три главные составляющие успеха.
19. Всегда плати по своим счетам – учись этому у других.
20. Есть всего три категории людей: одни культуру производят, другие ее покупают, третьим на нее наплевать. Всегда держись первых двух.
21. Мысли широко, а не глубоко.
22. Мысли расслабленно, а не напряженно.
23. Опыт – самая важная составляющая жизни. Обмен идеями и человеческое общение – в этом суть существования.
24. Не бренд создает продукцию, а продукция создает бренд.
25. Прошлое лишено смысла.
26. Здесь и сейчас – это все, что у нас есть.
Карим Рашид интересуется всем и редко отклоняет заказы, так как считает, что для дизайна нет недостойных предметов. На вопрос же о своем любимом творении, он неизменно отвечает – сотворение женщины!
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.