Роберт Элибекян – человек сногсшибательного обаяния и жизненной философии. Его профессиональный путь прошел через многие ипостаси изобразительного искусства – сценографию, графику, живопись. Вообще же пытаться говорить о работах Роберта Элибекяна – то же самое, что пытаться описать Вселенную. В них есть все: страсть, любовь, нежность, неистовство, милосердие и так до бесконечности. В истинное произведение искусства превращается все, к чему прикасaются его руки. Общение с его искусством приводит к изменению атмосферы вокруг зрителя, некий сдвиг в сознании заставляет глядеть на мир уже иными глазами. В его палитре есть все цвета – от всех известных в природе нежных оттенков до неоновых всплесков технологичного сознания. Наш визит в дом Элибекянов имел целью знакомство с его новым увлечением – декоративной росписью. Даже мимолетного взгляда на эти художественные объекты достаточно, чтобы навсегда полюбить их.
Когда-то Роберту Элибекяну подарили совершенно жуткую, по его определению, вазу, которая чуть было не оказалась в мусорном баке, однако, поостыв, художник решил оставить ее – авось пригодится. Лежала она в забвении 2-3 года, пока его не осенило, и он не превратил ее в произведение искусства. Глядя на нее сейчас, трудно поверить, что когда-то это было элементарным ширпотребом.Весь большой двухэтажный дом Элибекянов уставлен работами художника, из-за чего он приобретает какой-то сказочный, фееричный вид. Посуда – блюда, вазы, чайники, молочники и тому подобное – в большинстве своем была вопиющим символом пошлости, пока на них не пал взгляд художника-перфекциониста. Сейчас это истинные произведения искусства, тонкостью и изяществом исполнения напоминающие ювелирные изделия.
Начало этих работ было заложено давно, когда Элибекян работал в театре сценографом. Он оформил великое множество спектаклей и постановок, к примеру, балет Арама Хачатуряна «Гаяне», «Дон Кихот», «Паяцы», в общем, всего и не перечислишь. Роберт Элибекян говорит: – Театр – это громадное действие, мистерия, где участвуют человеческие образы. И ты одеваешь людей, которые играют бурлящие страсти. Видимо, оттуда и пошло мое увлечение росписью, – считает художник. Странно, – сказал он, – я впервые говорю об этом с вами, раньше я не задумывался над этим.Объяснять свое творчество в словах Элибекян считает невозможным. Да и нужно ли? Достаточно взглянуть на работы. – Я против массовости, – говорит мастер, – 90 процентов того, что вы видели из росписи, я покупаю за бесценок на вернисаже. Я называю это барахло. Как-то во Львове я купил двухэтажную подставку для блюд. Его хрустальные блюда выбросил сразу. А подставка пролежала у нас лет 20. И вот кто-то подарил нам две тарелки «мадонна» с дырочками, прямо для этой подставки, но я запретил домашним использовать их. Моя жена Мари меня очень хорошо понимает и любит искусство. Главное, что меня любит больше, чем искусство (лукаво смеется – ред.). И я говорю ей, давай я распишу эти блюда. С удовольствием, отвечает она. И я их переосмыслил. Но если приглядеться, то я оставил на ней маленький фрагмент прошлой росписи. Механизм кажется довольно простым. Он покупает простые белые блюда, на профессиональном сленге это называется «белье», а потом расписывает их. Есть краски, которые не боятся ни воды, ни солнца. Затем обжигает готовое изделие при 100-150 градусах. Изделия абсолютно декоративные, а пользование ими может быть сродни варварству. На роспись одной вещи уходит примерно неделя-другая. Серия картин Элибекяна «Сад любви» нашла свое продолжение на посуде. На каких-то можно найти даже автопортрет художника. Как он сам сказал, это некое воспоминание, где он грустно смотрит на своих персонажей. К своим работам Элибекян относится без придыхания. Закончил работу, отложил, и все, они умерли для него, интереса к ним больше нет. Они оживают лишь под чьими-нибудь взорами. Расставаться с ними ему совсем не жаль. «А как же художники, которые относятся к своим работам, как к своим детям?» – спросили мы. «Это все поза, – последовал ответ, – эмоции, выдуманные для профанов и обывателей».
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.