Из-за коронавирусной пневмонии 15 марта этого года в Милане скончался знаменитый итальянский архитектор Витторио Греготти. Ему было 92 года.
Стефано Боэри, президент миланской триеннале, сказал о смерти Греготти, что «Италия потеряла не только архитектора, но и эссеиста, критика, учителя, редактора, полемиста, администратора, который создавал историю нашей культуры».
Греготти был известен как автор идей и воплощения современного итальянского неорационализма в архитектуре.
Он родился 10 августа 1927 года в северо-западной части Италии, в Новаре. Образование получил в Политехническом университете Милана. Еще до его окончания в 1952 году он успел приобрести хороший опыт у братьев Перре. Следующим его учителем стал Эрнесто Натан Роджерс, один из великолепной четверки знаменитой группы BBPR. Это акроним, составленный из первых букв фамилий архитекторов-участников – Банфи, ди Бельджойозо, Перессутти и Роджерс.
Сразу после окончания университета Витторио Греготти вступил в коллаборацию с Джотто Стоппино и Людовико Менегетти. Спустя пять лет он уже открыл собственную студию Gregotti Associati International. Вместе с этим он занимался и преподавательской деятельностью в Венеции, Милане и Палермо.
После основательного изучения опыта западноевропейских и советских авангардистов он написал эссе-манифест «Территория архитектуры», где поделился своими идеями относительно архитектуры.
«Сражаться с природой или ее постигать ее, извлекать диалектические аспекты из ее единства, геометрически организовывать или, разбивая сад, делать из нее природу идеальную, улучшенную, космологическую модель, земной рай, природу, благосклонную к человеческому бытию, противостоящему природе дикой, или зеркало правды и доброты, заложенных в человеке, – это трактовки, которые всегда находили свои точные и определенные ответы в архитектуре».
Эссе-манифест выдержало пять изданий, последнее из которых увидело свет в 2014 году.
При градостроительстве Греготти подходил к организации пространства с точки зрения гармонии и единства исторической застройки всей улицы или квартала. Сама же форма архитектуры могла не зависеть от функции.
Студия Виттория Греготти реализовала больше полутора тысяч проектов по всему миру. Самые знаменитые – стадион «Луиджи Феррарис» в Генуе, Олимпийский стадион в Барселоне, реновация промышленного района Бикокка на севере Милана со строительством театра Арчимбольди и комплекса университета, театр в Экс-ан-Прованс, культурный центр Белем в Лиссабоне, церковь Сан-Массимилиано-Колбе в Бергамо. Однако не все проекты были благосклонно приняты. Не до конца реализованный проект социального жилья ZEN в Палермо попал под град критики не только от коллег-архитекторов, но и самих жителей домов.
Однако студия Греготти занималась не только архитектурными проектами. Оформление внутреннего пространства круизных лайнеров, а также графический дизайн книг и журналов тоже попали в фокус ее интересов.
Витторио Греготти неоднократно курировал и был директором Венецианской биеннале в 70-х. Благодаря его стараниям, начиная с 1980 года, архитектурные биеннале стали чередоваться в Венеции с биеннале современного искусства.
В течение 14 лет, с 1982 по 1996, Греготти руководил журналом для архитекторов и дизайнеров Casabella. А после того, как его владельцем стал Берлускони, архитектор уволился (точнее, его уволили за левые взгляды) и начал писать книги. Всего было издано пять книг «По следам Палладио: причины и практика архитектуры», «Архитектура критического реализма», «Автобиография XX века» и «Мастерство архитектора», не считая огромного количества теоретических трудов.
Текст / Наира Аматуни
Фотографии из официальных источников
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.