Текст / Асмик Шамцян
Фото / Элен Арзуманян, фотоателье “Марашлеан”

s4

Свое первое серебряное изделие из старинных деталей Мгер Сааякян сделал в 13 лет, придумав необычный дизайн. Цепочка с подвесками разных форм и размеров была продана за 350 долларов, что лет 15-20 назад было большими деньгами. Ее покупали два раза и оба раза возвращали из-за излишней оригинальности. Но потом украшение все же обрело своего владельца. 

Сегодня автор этой работы – обладатель звания народного мастера, а на серебряных украшениях, вышедших из-под его руки, с недавних пор появилась печать «Нарекацин», т. е. буквально «родившая Нарека», но об этом чуть ниже. Это очень армянские украшения – колье, браслеты и серьги.

s3

Ценители аутентичных вещей буквально охотятся за ними, потому что они сделаны либо как прямые реплики старинных изделий, либо очень близко к ним. В том, что мастер неукоснительно следует канонам армянского ювелирного искусства, сомневаться не приходится, потому что для «Нарекацин» это очень принципиальный момент. Характерно и то, что во всех изделиях использованы настоящие старинные детали. Такой подход заложил отец Мгера –Норайр Саакян, один из первых, кто занимался серебряным бизнесом в Ереване.

s2

Он владел довольно большой коллекцией антикварных серебряных поясов, украшений, столовых приборов и т. д. Бизнес в основном заключался в купле-продаже. Тогда в руки Норайра попало старинное ожерелье «Васпуракан» с орнаментом вишап, которое чуть позже будущая мама Мгера надела на свадьбу.

s5

А спустя еще немного времени Норайр с двумя сыновьями стали сами делать украшения. Начали с копии «Васпуракана», внеся лишь одну маленькую поправку – два сердоликовых камня заменили серебром. Получилось очень хорошо. Так началось производство копий старинных армянских украшений. Некоторые, впрочем, подвергались небольшим дизайнерским коррективам. Мастера придумывают и собственные украшения, но и они до самой незначительной детали и черточки пропитаны национальным духом.

s6

По рассказу Мгера, его отец, что называется, ходячая энциклопедия: «Он владеет огромным объемом информации и в процессе изготовления украшений дает бесценные советы. Он в точности знает, какие именно детали являются настоящими армянскими, что с чем носили, кто, когда и как. Мой отец – баскетболист, спортивный тренер, но всю жизнь изучает архитектуру, живопись, культуру народов мира; мать – пианистка. Я пошел по стопам матери и окончил консерваторию по классу кларнета. У меня было немало успехов, но поскольку классика в нашей стране не в чести, а рабис я не переношу, то зарабатывать музыкой я не смог. Какое-то время я преподавал в школе имени Саят -Новы, потом полностью ушел в изготовление серебряных украшений».
«Все наши изделия сделаны с использованием старинных деталей, которые собирал еще мой отец, – продолжает Мгер. – Они приобретают новое звучание, используются совершенно иначе.

s7

Но все имеют свое назначение, значение и название – «Васпуракан», «Зангезур», «Ван», «Карабах». Например, пуговица с серебряного пояса может стать главным украшением перстня, или колье или же старинная царская монета может перекочевать в серьги и т. д. Деталям примерно 100 или 120 лет. Наши украшения расчитаны на разные случаи жизни – и для торжества, и для повседневного ношения. Есть ожерелья, например, «Васпуракан», которые мы можем дублировать много раз – люди хотят иметь их. Оно стало нашей визитной карточкой. Исконная ар- мянскость – наше кредо. Многие заказчики не знают, что, например, браслет, соединенный с кольцами цепочками, пришел к нам из мусульманской культуры. Мы предупреждаем сразу. И часто покупатели оказываются от своей идеи. Это не плохо и не хорошо. Но если люди хотят иметь настоящую армянскую вещь, им надо знать».
Сегодня мастера стоят перед проблемой: детали понемногу заканчиваются. Поэтому Мгер с отцом присту- пили к их отчеканиванию, что позволит и в дальнейшем производить прекрасные образцы серебряного ювелирного искусства. Этот метод сложнее, но лучше – детали получаются красивее, чище и качественнее, дольше сохраняют красоту. На ожерелья «Нарекацин», собранные на кожаной полоске, мастера дают 50-летнюю гарантию.

s8

Активное участие в семейном бизнесе принимает жена Мгера – Элен Арзуманян. Именно благодаря ей на серебряных украшениях появилась печать «Нарекацин», да и название – тоже порыв ее души. «С детства я была влюблена в Нарекаци, в его бессмертное произведение «Книга скорбных песнопений», которое в народе часто называют просто «Нарек». Нашего сына зовут Нарек. А название «Нарекацин», то есть «родившая Нарека», пришло ко мне во время молитвы. Оно полюбилось многим, сразу обрело жизнь, и люди уже знают нас именно по этому названию, хотя ему лишь три месяца. Мне стоило немалых усилий уговорить Мгера выложить фото колье в соцсеть. Но когда за неделю одно из украшений набрало 3500 лайков, мы поняли, что нужно придумать название, потому что многие, ценя наши украшения, не знали автора. Разумеется, мы далеки от мысли приписывать себе авторство оригинальных украшений, мы всегда подробно информируем наших клиентов о приобретаемой вещи, но на последних украшениях уже появилась печать мастера.

s9

Меня радует, что наши люди наконец начали ценить истинно армянское и понимать, что важно сохранять чистоту». К их числу относятся некоторые представители армянского шоубиза – Инга и Ануш Аршакяны, Лианна, Шушан Петросян и другие. Эти украшения очень любят и иностранцы.

s1

Мгер и Элен мечтают открыть свой салон-магазин, где будут продаваться их изделия, а также работы мастеров, следующих национальным традициям. Цель – сохранить целостность и идентичность, привить молодежи наши ценности, пусть на уровне декоративного искусства.
Ношение украшений все чаще превращается в осознанный акт, демонстрацию своих убеждений и взглядов на жизнь. А некоторые изделия, по словам Мгера, даже приносят счастье, особенно в судьбоносные моменты жизни. Но какие именно, об этом сообщается только после покупки.
Такая вот интрига.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.