Интервью / Асмик Шамцян
Фото / Арег Агасарян

y18

За несколько лет общения с людьми разных профессий я выделила для себя две области, интервью с представителями которой заставляют меня предвкушать необычные маршруты развития творческих идей. Это парфюмеры и ювелиры. Они индивидуалы, мыслящие нерамочно и находящие оригинальные концепции зачастую там, где, казалось бы, все уже придумано и разложено по местам. Как раз тот случай, когда придумывание велосипеда имеет смысл. Сегодня героем рубрики «Декор» стал ювелир-дизайнер. Он из принципиальных перфекционистов, наполняющих каждое изделие смыслом, философским содержанием и придающих ему техническое совершенство. Некоторые его работы поражают воображение, настолько нестандартно и оригинально они придуманы и выполнены. Что такого революционного может таить в себе, казалось бы, предсказуемость и ограниченность форм украшений? Однако по мере разговора с этим человеком и внимательного рассматривания его работ понимаешь, что даже повседневные украшения могут нести в себе множество смыслов: практически все они разбираются, содержат несколько уровней, скрытых механизмов и т. д. Поэтому их часто носят те, кто так или иначе пытается продемонстрировать жизненную позицию, философские убеждения или желают обозначить важные этапы жизни. Ювелир не останавливается перед комбинированием самых разнообразных материалов вроде бетона, дерева или керамики с золотом и драгоценными камнями… Итак, знакомьтесь – Арег Агасарян.

y14Арег, вы сказали, что у вас нет профессионального образования. Что же помогает вам выполнять на таком высоком уровне свои изделия? Расскажите о своем пути.

Сколько себя помню, с самых ранних лет я что-то мастерил – модели самолетов, кораблей, машин, гравировал по дереву, пластмассе. В 91-м году, когда мне было 20 лет, один из моих знакомых, занимавшийся изготовлением крестиков и литьем свечек для церкви, предложил моему другу помогать ему в работе. Друг сначала согласился, потом отказался, и я вызвался заменить его. И вот тогда я впервые и столкнулся с драгметаллами и считаю это время началом моей ювелирной карьеры. Первое изделие я подарил маме. Тогда у меня не было инструментов, и я сделал его наконечником какого-то напильника…

y15По сравнению с нынешними работами оно, конечно, было очень примитивным, но для первого раза очень даже неплохо. Это было начало трудных лет, я занимался ювелиркой и каждый раз открывал для себя что-то новое. Я вообще склонен всегда искать что-то новое, необычное – в материале, дизайне, технологиях. Я постоянно работаю над собой… И вот результаты. Когда говорят, что ювелирному делу нужно учиться, я могу согласиться, что это верно для большинства людей.

Но не для вас…?

Ну, на тот момент я не думал, что буду заниматься этим профессионально. Но со временем самостоятельно овладел и азами, и более сложными навыками. Это вопрос времени и техники. Хочу сказать, что даже если человек окончит самый лучший университет, он должен работать над собой, до конца жизни.

y16А можно научить придумывать ювелирные украшения?

Как можно научить придумывать машины, делать одежду, очки, музыкальные инструменты и т. д.? Всякого художника, например, в институте учат основам живописи, могут даже научить разным стилям, но никто ему не скажет, что писать. Поэтому, конечно же, из них могут получиться прекрасные исполнители, но никак не творцы.

Вы интересуетесь ювелирными школами?

Я часто участвую в дискуссиях на форумах, выставках и т. д. Они могут дать результат для тех, кто мыслит и творит стандартно. У меня, как правило, нет каталогов ювелирных фирм или производителей, я никогда ничего не ищу на специализированных сайтах, и я это делаю намеренно, чтобы не отвлекаться от моего стиля.

y12Опасность все же существует…

Для многих есть соблазн скопировать что-то красивое. Большинство даже самых знаменитых брендов, я считаю, сидят именно на этом.

А кто авторы оригиналов?

Это может быть никому не известный человек, который сидит у себя дома и творит.

y10Я чувствую, что мы незаметно подбираемся к вам. Вас тоже копировали?

Да, но речь идет о копировании концепции, элементов, а не о полной кальке. Тенденции моды, например, повторяются через определенные интервалы с разницей в деталях и элементах. Скажем, кто-то придумал что-то и выложил в интернет. Об этом сайте может знать ограниченное количество людей, в отличие от сайтов известных брендов, куда заходят десятки тысяч человек ежедневно. Поэтому если один из крупных брендов возьмет твою идею и осуществит ее, то естественно, что он раскрутит изделие как свое. Поэтому у тебя не будет никакого шанса доказать свою причастность к этому изделию.

y19Как вам, индивидуалу, живется в наш век корпораций, холдингов и т. д.?

Цель корпораций в том и заключается, чтобы как можно большее количество людей оказалось под их влиянием. Это приводит к тому, что у них появляется ширпортреб, может, и очень хорошего качества, но ширпотреб, будь то одежда, обувь или ювелирные украшения.

y9И все же… При всем том, что вы стараетесь держаться подальше от известных брендов, есть ли такие, которые вы выделяете для себя?

Я их могу уважать за качество, идея может мне и не понравиться. Ну, это мое субъективное мнение. Я понимаю, что, например, хорошая музыка не может всем нравиться. Моцарта или Баха будет слушать максимум 10 процентов населения земли, а остальные 90 – попсу, из которых 20 или 30 – хорошую попсу, а оставшаяся часть – плохую. К чему я это? Сами производители понимают, что если сделают очень мудреную вещь, то ею заинтересуются те самые 10 процентов, а им нужно большинство. Ну, мысль понятна, я думаю. Что касается конкретных названий брендов, то у каждой есть своя изюминка – Wallace Chan, Van Cleef, Baraka, Mikimoto… Ни на одном не могу остановиться.

y6В чем основное отличие современного ювелирного искусства от прежнего?

В полнейшей деградации.

y1Да? Объясните, пожалуйста.

Деградация даже в технологиях. Вот пошли вы, к примеру, в Эрмитаж и зашли в Золотую палату. Там вы видите золотые изделия, возраст которых больше двух, трех или даже пяти тысяч лет. И они сделаны так, что даже при всех наших продвинутых современных технологиях повторить то же самое невозможно. Если люди могли делать вещи такой сложности три-четыре тысячи лет назад, а мы – нет, то да – мы деградировали и довольно серьезно.

y3Кто ваши заказчики?

Что это за люди? Те, кто предпочитает индивидуальность во всем и ценит в первую очередь идею. Кроме того, что они хотят иметь ювелирное изделие, они хотят иметь также историю, символику и философию, выраженную в украшении. Для меня нет никакой разницы между золотом, титаном, базальтом, бриллиантом или рубином. Потому что если можно сделать отличное ювелирное изделие из базальта, то нет проблем. Кто сказал, что базальт хуже золота? Потому, что золото считается драгметаллом?

y5Ну хотя бы потому, что его меньше.

Меньше? Его больше! Знаете, сколько золота из мировых запасов используется в ювелирной промышленности? Всего лишь четыре процента. А остальное в основном в электронике.

Есть ли для вас границы использования различных материалов?

Единственная граница для меня – искусственность. В мире так много натуральных материалов, что бегать за искусственными просто не стоит. Могу сочетать с золотом любые натуральные материалы.

Почему вам так нравятся «секреты» в украшениях?

Я не люблю стандартные вещи. Если все водят какую-то модель машины, я ее водить не буду.

y7А на какой машине вы ездите в таком случае?

Land Rover Discoverу.

Штучный товар?

Не штучный, но по армянским меркам – да.

Какие камни вызывают вашу любовь?

Любой нестандартный камень. Рисунок, цвет, фактура… Цена не в высокой стоимости, а в оригинальности. Даже бриллианты, если есть возможность, стараюсь выбирать разных фантазийных огранок.

Имеют камни и металлы влияние на людей?

В одной книге я прочитал мысль, которая мне очень понравилась. Если вы поедете в Китай, то вам скажут, что ваш камень нефрит просто потому, что этого камня у них много. И та же самая история повторяется в каждой стране в зависимости от природных богатств. Но ваш камень тот, который начинает вас притягивать, как только вы берете его в руки.

Где работают самые лучшие ювелиры?

Я бы сказал не где, а кто. Я считаю, что лучшие ювелиры (как исполнители) – это армяне и евреи.

y11Представляя свои работы, вы пару раз отметили, что в мире этого еще никто не делал. Откуда такая точная информация?

Я имел в виду разрекламированный товар. А почему я беру на себя смелость говорить такое? Как правило, любую новую концепцию или идею в мире сразу хватают и внедряют в производство. В любой области на сегодняшний день самая большая проблема – отсутствие новизны. Поэтому если кто-то придумывает что-то новое, особенно из «сильных» брендов, то сразу начинает рекламировать. Вот, собственно, исходя из этого я и могу более или менее уверенно делать подобные утверждения. Не раз случалось, когда совершенно незнакомые люди, живя в разных местах, придумывали одно и то же почти одновременно.

Были ли у вас идеи, реализация которых представляла собой серьезную сложность?

Ну, разве только в финансовом плане. Границы сугубо личные, но не глобальные.

Ваше самое дорогое изделие?

Я скажу, почему я делаю только один предмет и никогда не повторяю его. Делая его, я как бы живу им. Закончив, я получаю моральное удовлетворение, и на этом все заканчивается. Оно и есть самое дорогое. Затем я приступаю к следующему изделию. Мне не интересно повторять процесс. Для меня изделие – это не готовый продукт, а его идея, которую я могу вынашивать месяцами и даже годами, а уже само изготовление – дело гораздо менее продолжительное. И бывает и так, что идея, концепция появляются прямо во время разговора.

Как происходит ваше общение с заказчиком?

Ну, как правило, это люди не бедные, и мы можем обсуждать какие угодно идеи. Если же у человека средства ограничены, то первым делом я спрашиваю, какой бюджет он хочет вложить. Исходя из этого я начинаю придумывать. Но хочу сказать, что его бюджет –это не догма для меня, потому что если моя идея будет превосходить его, я все равно осуществлю ее, никак не изменив стоимость. Идея для меня важнее, чем доход. Кроме того, для меня очень важно понять, в каком направлении человек мыслит, какая стилистика ближе его душе. У меня есть работы от классики до техно- и этностиля. И у меня нет понятия «клиент всегда прав». Я могу в каких-то вопросах уступать, если предложение логично и обоснованно, но если он пытается навязать мне идеи, противоречащие моим понятиям и представлениям, я отказываюсь от таких работ. Я не буду выполнять заказ, если он взят из каталогов других ювелирных фирм. Принципиально. Ни под каким предлогом, ни за какую сумму. Так же, как я не буду повторять свои собственные работы. Я не делаю поточные вещи, именно поэтому они нравятся многим, но не все могут позволить их себе. Это относится не только ко мне, разумеется, во всех областях это так. Собственно, и не надо, чтобы работы оказывались у тех, кто не ценит их. И дело не в деньгах. В каждую работу я вкладываю свою душу, и мне не надо, чтобы частицу моей души банально покупали и уходили. Я хочу, чтобы работу ценили по-настоящему.

На вашем пальце кольцо вашей работы. Это единственное украшение, которое вы носите? Делаете ли еще какие-либо вещи для себя?

Как правило, нет. Вообще интересная вещь всегда получается. Стоит моим друзьям или родственникам увидеть мое новое изделие, как они тут же говорят: «Это твоя лучшая работа!» Наверное, потому и не делаю для себя ничего, думая, что следующая будет еще лучше.

Как вы представлены за пределами Армении?

Дизайнер, который делает эксклюзивные изделия.

А в международных выставках участвуете?

Да, но не в полном объеме, потому что не могу собрать достаточное количество изделий: они продаются довольно быстро. Когда не работаю на заказ, то просто творю. В связи с этим вспомнил случай. Как-то я сделал три украшения для выставки. Позвонил мой очень хороший друг и спросил, есть ли у меня готовые вещи. Я сказал, да, но они не для продажи. «А могу я посмотреть на них?» – спрашивает он. «Да, конечно». Мы встретились, он взглянул на работы, не выразив ни одной эмоции. Равнодушно поинтерсовался примерной стоимостью. Я сказал. Под конец беседы он достал деньги и положил на стол. «Я покупаю», – говорит. «Они не продаются», – отвечаю. «Но ведь продашь же ты их когда-нибудь?! Кто-то лучше меня их купит? Нет. Вези их на выставку, потом вернешь мне», – говорит. Что тут ответишь? Вроде все логично. Ладно. «Какую ты выбрал?» – спрашиваю. «Все три». Я вышел от него в страшном гроге. У меня было полное ощущение, что я продал своих детей. Такое со мной было впервые. Я же не первую вещь продавал! Я не мог очухаться примерно неделю. Я даже ходил к этому моему другу, чтобы вернуть обратно эти украшения, но он не отдал. Естественно, я не поехал на выставку, уже расхотелось. Слыша раньше о таких историях, я считал их банальностью, но сам столкнулся с этим.

Делаете ли вещи просто так, незаказные?

Иногда.

Все ваши работы имеют свою идею, философию, историю. Своим логотипом вы выбрали свое имя, но в дизайн ввели дополнительный смысл.

Мое имя мифологическое и означает солнце, начало. Я интерпретирую его как начало новых идей, поэтому последняя буква в моем имени-лого перевернута, как бы зеркальное отражение, что означает, что ничего не заканчивается, все уходит в бесконечность.

Откуда вы берете идеи для таких необычных украшений?

От бога (улыбается).

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.