Интервью / Асмик Шамцян
Фото / Сона Григорян
Некоторое время назад мое внимание привлекли украшения, сделанные нашей соотечественницей Соной Григорян, живущей в Барселоне. Они и в самом деле необычны, наполнены каким-то особенным видением мира, в них чувствуется немного мрачное дыхание готики и заметно влияние одного из самых великих зодчих – Антонио Гауди. Связавшись с ней, мы договорились об интервью и сейчас представляем его вам.
Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в Барселоне и как началось ваше увлечение дизайном украшений.
Я очень давно мечтала жить в Европе, быть свободной от всех стереотипов и жить, как мне хочется. И вот моя мечта осуществилась: в 2009 году мой любимый поехал в Барселону работать, а спустя несколько месяцев – я. Я окончила дилижанский филиал Ереванской государственной художественной академии как дизайнер одежды. Творить начала с самого детства. Тогда я шила целые коллекции одежды для моей Барби, строила для нее дом и делала мебель. А вот здесь, в Барселоне, увлеклась полимерной глиной, идеальной, я считаю, для создания не только бижутерии, но и для художественно-скульптурной тренировки и развития. С ней легко работать и экспериментировать, а самое главное – очень приятно. И я так сильно увлеклась, что до сих пор не проходит ни одного дня без лепки.
Как вы разрабатываете дизайн своих украшений?
Вдохновение – вот что самое важное. Меня может вдохновить все, что я вижу, слышу и чувствую. В моих работах отражается моя сущность. Иногда муза приходит во время работы, рождаются самые неожиданные идеи. А иногда тщательно обдумываю все детали. Работа с полимерной глиной похожа на забавную игру, результаты которой нельзя предугадать.
Есть ли у ваших работ общая концепция?
Есть общий принцип – они должны быть максимально органичные, оригинальные и эмоциональные, если так можно сказать об украшениях.
Невозможно не заметить влияние эстетики Гауди в ваших изделиях. Что вас притягивает в творчестве этого великого человека?
Да, вы правильно заметили. В возникновении и становлении моего собственного стиля очень большую роль играл обожаемый мной Гауди. Это произошло в прошлом году. Я проснулась вся влюбленная, вдохновленная, подошла к рабочему столу и стала создавать из проволоки какую-то конструкцию. Руки двигались будто сами по себе. Так родилась моя первая работа – скульптурный браслет по мотивам Дома Бальо (Casa Battló). Сначала я копировала некоторые его работы, а потом понемножку начала вносить что-то от себя. Я, как и Гауди, питаю большую любовь к природным формам, таинственности и обладаю такими же чертами характера – депрессивностью, упрямством и упорством. Мне кажется, мы очень близки по натуре.
Черпаете ли вы вдохновение также в творчестве дизайнеров?
Меня не вдохновляют конкретные дизайнеры. Не люблю повторяться. У меня и так полно идей. Но, хочется нам того или нет, в нашем подсознании оседает все, что мы видим каждый день, и иногда мы можем повторить чью-то идею, даже не догадываясь об этом.
А кто из дизайнеров украшений восхищает вас?
Я уважаю всех дизайнеров, художников, творческих людей. Они все хороши по-своему. Но выделить кого-то конкретно не могу.
В ваших работах есть нечто инфернальное, простите за такое сравнение. Откуда оно?
Да, могут быть такие ассоциации. Как я уже сказала, мои работы отражают мое душевное состояние. Так получилось, что моя жизнь была непростой с самого детства. Я росла замкнутой, со своими мыслями, обидами, которые со временем превратились в глубокую депрессию и стали частью меня. И хотя сейчас в жизни все иначе, все же эта черта стала моим вечным спутником и отражается на моем стиле.
Вы относитесь к этому со знаком плюс или минус?
Конечно, отношусь со знаком плюс. Это часть меня, и ее не изменить. Ничего случайного нет во вселенной. Происходит то, что должно происходить. А нам остается свыкнуться, продолжать жить и стараться быть счастливыми. Вот я и считаю себя счастливым человеком.
Расскажите, пожалуйста, о колье “Манускрипт”. Оно очень интересное. Как появилась эта идея?
Она отражают мою тоску по родине. У меня есть серия работ на армянскую тему, с соответствующей символикой, она еще в стадии осуществления. Каждый раз, когда у меня начинается приступ тоски, я немедленно обращаюсь к манускриптам. Они проходят через мою душу и выходят грязными, старыми, рваными, но изящными… Я обращаюсь к нашим сочным гранатам, и они выходят сухими… Эти мои работы рассказывают то, о чем я обычно молчу.
Вы помните свою первую работу? Какова ее судьба?
Моя первая работа из глины была просто пробой материала. Получилось смешное кольцо, но, если честно, я по-настоящему намучилась. Сейчас лежит себе в коробке, даже не знаю где.
Любите ли вы носить свои изделия?
Да, я их люблю, они – дети мои. И ношу, конечно. Иногда шокирую людей, мне ужасно нравится это состояние. Когда иду по улице, некоторые даже не знают, как реагировать, особенно когда надеваю очки-макраме.
Вам нравится шокировать людей?
Да. Иногда очень даже нравится шокировать, но, конечно, по-доброму. А то временами так скучно бывает. И я быстренько делаю что-то шокирующе-смешное. Надо же как-то оживить народ. Например, делаю смешные очки и загружаю в Фейсбук.
Какие материалы на вашем рабочем столе? И как выглядит ваша мастерская?
Сейчас на моем столе алюминиевая проволока, которую я использую для армирования изделий, глина бежевого цвета и льняная веревка. Решила сделать каменно-деревянные бусы. В моей спальне есть уголок с маленьким столиком, где всегда царит беспорядок и можно найти все, что угодно. Это и есть моя мастерская. Но я не жалуюсь, честно.
Хендмейд стал в последнее время очень популярным. Как по-вашему, что вызывает такую любовь?
Хендмейд, если сделан с душой, несет в себе конкретную энергию и маленькую частицу души своего создателя, какие-то эмоции, чувства, и есть люди, которые умеют уловить все это и сделать частью себя. То есть появляется возможность индивидуального выбора. Правда, таких людей очень мало. Другие покупают потому, что иметь индивидуальное украшение – это модно. По разным причинам, но хендмейд популярен.
Что вам ближе – создание одного независимого изде лия или коллекции?
Мне интересно и то, и другое. Бывает, что начинаю делать независимую вещь, а она требует продолжения, и получаются серии, которые я часто оставляю открытыми. Они у меня всегда в развитии.
Участвуете ли вы в выставках, ярмарках и т. д.? Вам важно быть узнаваемой?
В выставках пока не участвую. У меня маленький ребенок, и времени не хватает. Все сделки пока виртульные. На днях заключила сделку с владельцем одной галереи из Германии и скоро отправлю туда несколько работ. Конечно, мне бывает очень приятно, когда меня узнают, и еще приятнее, когда понимают, хотя последнее бывает не так часто.
Собираетесь ли вы сохранять стиль, в котором начали работать?
Думаю, да. Это то, что у меня получается, то, что мне по душе. Конечно, со временем что-то изменится, но почерк останется всегда.
Возможно ли, что вы захотите приехать со своими изделиями в Армению?
Пока об этом не думала, но возможно. Если однажды все станет очень серьезно, и я начну выставлять и продавать мои творения, то, конечно, буду на родине обязательно. А пока у меня есть кое-что в планах. Все только начинается.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.