Художник и скульптор Мовсес Тадевосян выглядит как благородный идальго, появивишийся из Поднебесной. По его утверждению, так и выглядят истинные представители наших широт. Не берусь оспаривать это мнение, поскольку сталкиваюсь с ним впервые. Столь же необычно выглядит все, что выходит из-под его умелых и многоопытных рук, будь то живопись, батик, витражные работы или стеклянные скульптуры. Чтобы рассказать о поворотах его жизни и творческих исканиях, понадобится значительно больше места, чем несколько скромных журнальных страниц, поэтому мы решили остановиться на одном из проявлений его многогранного таланта – скульптурных композициях из винных бутылок. Через некоторое время их можно будет наблюдать на персональной выставке Мовсеса, а пока он рассказал нам, как много можно увидеть в обычной таре (слово, очень часто используемое им).

h0Мовсес Тадевосян Родился 27 апреля 1976 г. в г. Раздан 1985-1992 гг. – художественная школа им. Ер. Кочара, г. Раздан 1992-1997 гг. – училище им. П. Терлемезяна, г. Ереван С 2010 г. член Союза художников Армении С 2010 г. член ЮНЕСКО С 2011 г. член Объединения армянских художников мира 2002-2008 гг. – сотрудничал в качестве дизайнера с салономгалереей «Гойя», г. Стамбул, Турция Участник множества групповых и персональных выставок в Армении и за рубежом Художник-постановщик художественных и документальных фильмов Участвовал в художественной постановке Ашота Саркисяна по мотивам рассказа А. Бакунца «Фазан» («Мирхав») www.artbymovses-hayk.com

Мовсес, расскажите, пожалуйста, немного о спектре своего творчества – он довольно широк.

Начну с рисования, потому что свои первые шаги я начал именно с него. Чувство цвета и формы у меня было всегда. Но все же когда родители отдали меня в художественную школу, то я не выказывал особых стараний в учебе. Я бы даже сказал, что вообще не выказывал, часто сбегал с занятий и был ужасно непослушным. Меня даже два раза исключали, но я снова и снова оказывался в школе – что-то тянуло меня туда. А после неудачной попытки поступить в училище имени Терлемезяна я настолько углубился в рисование, что в итоге через год все же поступил на отделение живописи с высокими оценками. Тогда и понял: не только живопись, но и вообще искусство в моих венах навсегда. Поэтому сейчас я и картины пишу, и витражи делаю, и батик, и сценографией занимаюсь, много чем еще. И вот сейчас начался этап стеклянных композиций.

h18Есть для вас разница в том, какими средствами выражать свою мысль или идею? Какими материалами?

Мне без разницы, из чего создавать. Не существует ни материалов, ни вида, ни жанра. Если хочешь что-то выразить, донести до людей, а также откорректировать себя и очиститься, то это единственный путь. Это меняет тебя, обновляет и доводит до идеала, который видится тебе в цвете, в форме…

h12А изменение себя – это обязательное условие?

Ну как сказать, это тоже довольно условное понятие. Речь идет о смене духовных ценностей. Тут можно говорить о некоем глобальном синдроме. Каждый член общества рождается человеком, но лишь 35 процентов умирают как люди. Проблема в сохранении своего вида как ЧЕЛОВЕКА.

h11А как возникла идея бутылочных скульптур? Бутылок набралось много?

А тут все довольно просто. Каждая бутылка это тара, со своим содержанием, видом, вкусом, запахом, цветом, воздействием, силой… Неважно, алкоголь или нечто совершенно иное… Например, это может оказаться человеческим телом – футляром, в котором находится его душа. Как коньяку требуется время для выдержки в дубовых бочках, так и человеческой душе нужно определенное время, чтобы набраться сил, зрелости, выстроить систему ценностей. Постепенно эти понятия, цепляясь друг за друга, образуют идею. Поэтому все мои скульптуры – отражение моей собственной жизни, того, что было прожито и пережито мной лично в самых разных жизненных ситуациях и географических точках.

h10У вас довольно богатая биография, насколько я знаю, а эти скульптуры – совсем новое для вас направление. Можно считать его пиком творчества на данный момент?

Нет, это всего лишь процесс. Тут главное же все-таки идея, а она заключена в том, что человек, как я уже говорил, это тара. И этой идее уже несколько тысячелетий. Просто я попытался воплотить ее посредством резки стекла, а не плавки. Некоторое время назад, когда я был в Париже, мне предложили сделать скульптуру из гигантской бутылки для установки во дворе роддома в качестве символа. А разговоры начались, когда французы увидели один из моих эскизов под названием «Беременность». Тара, возникающая в другой таре. Бутылка обычно «рождается» из стеклянного шарика, в который вдувают воздух. Точно так же человек созревает в чреве матери и появляется на свет. Символ очевиден, думаю, не стоит объяснять.

h9Не стоит. В чем специфика техники работы со стеклом?

Стекло – это тот материал, который никогда никуда не исчезает в природе, почти вечный, разумеется, при должном обращении. У меня много идей, связанных со стеклом, но, к сожалению, многие из них не для наших, армянских, условий. Кроме того, стекло требует космополитичного мышления. Его используют все народы. Вот посмотрите, винная бутылка. В ней гораздо больше духовного, чем физического. Вино является одним из символов не только христианства, но и других религий и требует особых условий и тары для хранения. В вине человек топит все – радость, горе… И тогда на первый план выходит его воображение… А технически это очень сложный и капризный материал, что очень притягивает меня. Когда стекло плавится в муфельной печи, ты остаешься сторонним наблюдателем, никак не влияя на процесс. Когда же ты режешь его, то правила диктуешь ты. Но! Процесс резки может пойти в каком угодно направлении. Твоя линия может быть испорчена секундально, и приходится начинать все сначала. Каждая потеря сопряжена с болью, подобной той, которую переживает женщина, потерявшая ребенка. Это и в самом деле непростой процесс. Часто не можешь даже продолжать работать в этот день. Ведь иногда неудача подстерегает тебя в самом конце работы…

h8Вы используете только бутылки из-под вина?

Сейчас да. Но уже начал подыскивать другие формы. Всякая тара имеет свое «лицо», «характер», наводит на совершенно разные размышления и идеи. Одна напоминает полную женщину, другая – худую, третья похожа на танцовщицу. Некоторые бутылки из-под водки напоминают дорические колонны или атлантов. Таким образом, каждая уже содержит в себе собственное композиционное решение.

h7То есть бутылка вам диктует, что делать, или все же наоборот?

Все одновременно.

Много бытылок было испорчено в процессе создания скульптур?

Сначала да, очень много! Для композиции «Стеклянный осколок» я испортил около 30 бутылок, пока не нашел правильное решение.

h6А содержимое потребляется вместе с друзьями, как я понимаю?

Обязательно! (смеется). Тара должна сначала попасть в мою мастерскую, там опорожниться, прожить какую-то жизнь и лишь затем стать композицией. История необходима.

h5Мовсес, тема сплетен в ваших работах повторяется не один раз. С чем это связано?

Когда люди переберут слегка, то начинаются разговоры, которые иначе как сплетнями не назвать. Как-то мы с друзьями собрались в моей мастерской и, как нередко бывает, выпили. Незаметно разговор с тем искусства перешел в обсуждение общих знакомых. Так и возникла эта идея.

h4Названия ваших композиций и картин – «Инь-Ян», «Начало-Конец», «Адам и Ева» – указывают на определенную закономерность. Эта двойственность необходима для закольцовки сюжета?

Как-то у меня из рук упала зеленая винная бутылка и разбилась. В оставшемся осколке я почувствовал некое величие, что ли. Другая бутылка была желтого цвета. Я поставил их рядом и увидел форму, по которой нужно было резать, в тени, падавшей на бутылку. Композиция сложилась, но была немного сырой, поэтому я начал добавлять кое-какие детали, делающие скульптуру более выраженной по половому Стекло – это тот материал, который никогда никуда не исчезает в природе, почти вечный, разумеется, при должном обращении. У меня много идей, связанных со стеклом, но, к сожалению, многие из них не для наших, армянских, условий. Кроме того, стекло требует космополитичного мышления. Его используют все народы. Вот посмотрите, винная бутылка. В ней гораздо больше духовного, чем физического. Вино является одним из символов не только христианства, но и других религий и требует особых условий признаку, более точной и целевой. Так и родились «Адам и Ева», от которых, в свою очередь, согласно Библии, началось человечество. Поэтому если соединить глобальную идею тары как некоей оболочки, физического тела – и алкоголя как некоего духа, то этот самый дух начинает в тебе работать и рождать новые идеи. Потому и рождаются такие противоположности, как инь-ян, начало-конец, Адам-Ева… Сейчас я думаю с этих скульптурных композиций написать картину, некий натюрморт. Они представляют собой не только самостоятельные работы, но и потенциальные элементы живописи. Многое в моем творчестве взаимосвязано, взаимодополняемо. Искусство – проявление божественного.

h3Некоторые считают, что художник должен быть беден, и только тогда он может создавать настоящие произведения искусства. Что вы думаете по этому поводу?

Нет, художник не должен быть бедным. Если вы зайдете в мою мастерскую, то поймете, сколько нужно средств, чтобы приобрести все материалы, которые я использую в своем творчестве. Ничто не приходит из воздуха. Поэтому естественно, что ты должен владеть хотя бы некоторыми денежными средствами. Эта фраза про бедного художника довольно относительна и актуальна сейчас только в Армении.

h2Фраза и идея в действительности русские…

Да, Армения, будучи частью СССР, конечно, была сильно затронута этой идеей, и мне кажется, что она никогда не выйдет из нас. В Европе все наоборот. Если ты человек искусства, при этом признанный, то ты не только почти обожествлен обществом и поклонниками твоего таланта, но и богат. Ван Гог был далеко не бедным, он предавал аскезе свое тело, питая душу. Так что говоря про бедность и богатство художника, нужно иметь в виду его дух, творческий запал, а вовсе не кошелек.

h1А как вы относитесь к телесной аскезе? Приемлете ее?

Ну вот смотрите. Вернемся к моей любимой таре. После того, как содержимое бутылки выпито, она выбрасывается, становится мусором и в итоге превращается в нечто иное. Существует закон, работающий в любой области: если что-то должно родиться, то другое должно умереть. И это логика природы. Ничто не исчезает бесследно. Почему бутылки превратились в скульптуры? Потому что до этого стали мусором. Сначала умерли, потом родились. Все то же самое относится и к телу. Когда тело (тара) условно умирает, то высвобождается нечто иное – идея, мысль, фантазия.

И напоследок расскажите, пожалуйста, о задуманной вами выставке. Какую идею вложите в нее?

Дело в том, что ничего конкретного о времени проведения экспозиции сказать не могу. Она должна созреть окончательно. Есть некоторые глобальные темы, которые еще ждут своего воплощения. Это мифология, контрасты человеческой жизни. Хочется разделить тему тары с другими «емкостями», другими «тарами» (смеется), услышать их диалог со стеклом, услышать их души.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.