Текст / Сона Сосян

Удивительно, но среди лауреатов престижнейшей Притцкеровской премии значится лишь один этнический китаец — Йо Мин Пей. Это при том, что четверть населения всей планеты составляют жители Поднебесной. Будучи обучен и профессионально «отшлифован» в США, выпестован современным космополитизмом, Йо Мин Пей сохранил в своих гениальных творениях национальные традиции. В фасадном остеклении пеевского зодчества, зеркально отражающем свое время, явно проглядывают иные, прежние эпохи и стили.

io10

Йо Мин Пей (Ieoh Ming Pei)

Йо Мин Пей (Ieoh Ming Pei) – выдающийся американский архитектор современности. Ученик и наследник великих Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса, навсегда оставшийся верным идеям модернизма. Почти 60 лет он строил в трех частях света – Америке, Азии и Европе. Его называют мастером света и волшебником интерьера. Он один из немногих, кто получил Притцкеровскую премию в 1983 г. именно за интерьерные работы.

Йо Мин Пей родился 26 апреля 1917 г. в Гуанчжоу (тогда Кантон). Свое детство сын богатого и видного банкира-экономиста, возглавлявшего Центральный банк Китая, провел в Шанхае и Гонконге, живя в особняке с роскошным палисадником, выстроенном в классической китайской традиции, с каскадами фонтанов и каменными скульптурами. Там он и пропитался пониманием законов гармонии архитектуры и ландшафта. После окончания средней школы в Шанхае в 1935 г. Йо Мин Пей переехал в Соединенные Штаты для продолжения учебы. Для изучения архитектуры он выбрал университет Пенсильвании, однако его собственная неуверенность в себе, точнее, навыках рисунка, поставила под сомнение обучение, т. к. вся программа на архотделении была построена на владении хорошей техникой рисования.

zamok_luvr_v_centre735Поэтому будущий архитектор поступил в Массачусетский технологический институт, где специализировался в строительной технике. Уильям Эмерсон, декан факультета, всячески способствовал тому, чтобы Йо Мин Пей не ограничивался только техническими навыками, но развивался и в творческом, архитектурном направлении.

io1Он и стал его первым наставником. На лекциях Пей познакомился и с великим Ле Корбюзье и считает это событие важнейшим в своей жизни, а книги Корбюзье своей библией. По окончании института в 1940 году Пей намеревался начать практиковать в Китае, однако жить там ему не хотелось.

Лувр-музей-в-Париже735 Вторая мировая война и послевоенная революция в Китае помешали ему вернуться, и Йо Мин Пей остался, став гражданином США. В 1942 г. он продолжил учебу в аспирантуре дизайна (Graduate School of Design) в Гарварде под руководством второго мэтра конструктивизма, основателя школы Баухаус Вальтера Гропиуса.

io0В 46-м году Пей получил степень магистра. Еще два года он преподавал, пока не решил «оторваться» от академии, чтобы работать архитектором для разработчика Уильяма Зекендорфа. Известная как Webb and Knapp, фирма недвижимости Зекендорфа была одним из самых агрессивных  строителей в послевоенный период. В отличие от молодых архитекторов, которые занимались проектированием в мелкомасштабных проектах, Йо Мин Пея сразу же допустили в мир больших зданий и крупного капитала. В 1955 г. Йо Мин Пей открыл собственную архитектурную фирму I. M. Pei & Associates, переименовав ее в 1989-м в Pei Cobb Free & Partners.

io2На счету долгожителя Йо Мин Пея 50 генеральных планов и 170 реализованных проектов, более 20 из которых можно назвать выдающимися архитектурными объектами. И вот самые знаменитые из них: облицованный алюминием небоскреб на Пайнстрит в Нью-Йорке; восточное крыло Национальной галереи искусств в Вашингтоне (треугольная в плане постройка из бетона, мрамора и стекла), Музей Эверсона в Сиракузах (шт. Нью-Йорк) и библиотека Джона Кеннеди в Бостоне. Созданное им западное крыло Бостонского музея изящных искусств с эффектным застекленным цилиндрическим сводом было открыто в 1981-м, а Музей и Дворец славы рок-н- ролла на берегу озера Эри в Кливленде, с пирамидой из бетона, металла и стекла над холлом, – в 1995-м; башня банка OCBC в Сингапуре – в 1975-м; библиотека имени Джона Кеннеди в Бостоне – в 1979-м; конечно же, пирамида Лувра – 1989; возведенная по всем правилам фэн-шуй башня Банка Китая в Гонконге – 1990; музей Михо в Киото – 1991 и относительно недавняя башня EDF в Париже – 2002.

io3Проект Музея исламской культуры в Дохе, последняя по времени архитектурная затея классика, был готов у мистера Пея еще в 2004 году, однако четыре года потребовалось на возведение здания и организацию постоянной экспозиции. Надо сказать, что Йо Мин Пей известен тем, что всегда необычайно щепетильно и даже как-то боязливо подходит к предлагаемым ему проектам. Так, например, известно, что когда в 1983 году президент Франции Франсуа Миттеран предложил ему заняться проектом в ансамбле Лувра, то щедро титулованный к тому моменту Йо Мин Пей в замешательстве отказался. Потом архитектор передумал и попросил у господина президента Пятой республики время на изучение истории искусств Франции. Президент разрешил, и мистер Пей на протяжении семи месяцев кружил по сельским дорогам Франции, Европы и Северной Африки. В результате его странствий появилась пирамида Лувра, ставшая в итоге одним из главных символов всего президентства Миттерана и самым спорным и даже скандальным проектом архитектора.

io4Предложение Пея было смелым жестом: полный разрыв с архитектурной традицией – стеклянная пирамида в центре исторического комплекса. Футуристическая архитектура в ансамбле Лувра стала шоком для французов и была воспринята как покушение на национальный символ Франции, однако очень скоро стала символом Парижа в не меньшей степени, чем Эйфелева башня, и считается архитектурным шедевром XX века. Просторный подземный вестибюль с выставочными залами и вспомогательными помещениями, названный «Холл Наполеона», объединяет все крылья музея. Благодаря прозрачности большая пирамида не мешает видеть дворец Лувра. И, как магический кристалл, сияет днем и светится ночью миф абстрактного искусства. Другое выдающееся произведение Пея – здание Музея исламской культуры – прежде всего поражает циклопическим масштабом даже на фоне всех титанических построек Дохи.

io5Сам Йо Мин Пей уже назвал Музей исламской культуры одним из наиболее сложных проектов в своей длинной трудовой биографии. «Трудность моей задачи заключалась в том, чтобы охватить все разнообразие исламской культуры. Культуры поистине огромной, начинающейся в Иберии, проходящей через Индию эпохи Великих Моголов до ворот Китая и идущей дальше», – сказал мистер Пей. Он привык работать с высотными зданиями, небоскребами и башнями. Музей в Дохе, конечно, совсем не небоскреб в прямом смысле этого слова. Он не устремлен вверх, как, например, башня Банка Китая в Гонконге, он скорее инопланетный небоскреб, разобранный руками человека по кубикам. Исламский музей в Дохе стал не просто музейным прорывом высшего архитектурного качества, но и катализатором культурного развития этого эмирата. Катарский музейный катарсис приключился в Дохе в 2007 году и стал крупнейшим в мире зданием музейного назначения. Отпечаток времени несет не только архитектура – «застывшая в камне музыка», но и музыка, запечатленная в нотах, звуках и на материальных аудионосителях.

io8Наверное, современная музыка, построенная на ассонансах и жестких ритмах, гармоничнее сочетается с построенными в современном ключе аудиториями. Совсем недавно в Северной Каролине по проекту Пея построен Зал рок-н-ролльной славы NASCAR. Рок-н-ролл по самому определению — музыка, которая грохочет и вертится… Знаком высочайшего почтения и данью признательности «отчему» банку выглядит здание Bank of China Tower в Гонконге. Возведенное в 1988–90 годах 367- метровое здание с антенной наверху высится над нынешним Сянганом. Этот небоскреб подчеркнуто национален и отличается от собратьев по взмыванию в небеса отделкой фасадов: диагональные белые линии задуманы как намек на бамбуковые переплеты и отсылают (хоть и условно) к традициям дальневосточной культуры.

io9До 1992 года здание было самым высоким не только в Гон-конге, но и вне Америки вообще. В 2010 году Йо Мин Пей был удостоен еще одной престижной архитектурной награды — Королевской золотой медали. Эта награда была учреждена королевой Викторией в 1848 г. Ежегодно она присуждается британским монархом выдающемуся архитектору, «работа которого прямо или косвенно послужила делу продвижения архитектуры». Президент RIBA (Королевский институт британских архитекторов) Рут Рид, возглавлявшая жюри премии, отметила, что очень редко лауреат награждается настолько заслужено и одновременно с таким опозданием, как в случае Й. М. Пея.Она причислила его к выдающимся архитекторам XX-XХI вв. и отметила его беспримерное влияние на более молодых представителей профессии, которым он передал идеи своих учителей – Вальтера Гропиуса и Марселя Брёйера. В 95 лет Йо Мин Пей продолжает активно работать с самыми разными заказчиками: коронованными особами, главами государств, несговорчивыми девелоперами, благотворительными организациями. Его талант создавать поразительно ясные произведения на основе сложных и противоречивых задач не перестает восхищать и удивлять.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.