Текст / Сона Сосян

P 2

Ренцо Пиано

Италию называют родиной всего: живописи, скульптуры, моды, кулинарии, оперы и архитектуры. Если бы архитектурная «нобелевка» не была столь молода, то в списке лауреатов Притцкеровской премии значилась бы не одна сотня уроженцев Апеннин. Несколько итальянских имен в нем – это тоже немало.И среди них – Ренцо Пиано. Если ренессансная Флоренция прославилась своим правителем Лоренцо Великолепным, то современная Генуя – своим архитектором Ренцо Экстравагантным. 

r17Под его прозрачными куполами и навесами себя чувствуют комфортно ценители изящного во многих городах мира. Слова «genuine» (качественный), «Генуя» (Genova) и «гений» звучат и пишутся весьма похоже.

r18В примере с Ренцо Пиано они практически сошлись: этот уроженец Генуи если не гениаль- ный, то очень «качественный» архитектор. На свет Ренцо Пиано появился в Генуе 14 сентября 1937 года в семействе потомственных строителей. В юности изучал аэродинамику, планеры и автомобили, а потом закончил Школу архитектуры в Миланском политехническом институте в 1964 году. Еще студентом он работал под руководством Франко Альбини и все свободное время проводил на строительных площадках отца. В 1965–1970 годах Пиано трудился в офисах Луиса Кана в Филадельфии и С. Маковского в Лондоне.

r19 С 1971го он начал свое знаменитое сотрудничество с Ричардом Роджерсом (Piano and Rogers), которое завершилось практически одновременно со сдачей Центра Помпиду в 1977-м. Потом Ренцо Пиано сотрудничал с Питером Райсом (Atelier Piano & Rice), а теперь имеет собственные офисы в Генуе и Париже под скромным названием Renzo Piano Building Workshop. Его детские и юношеские годы пришлись на времена Муссолини и последовавшую послевоенную разруху.

r16Каждое воскресенье отец брал его в порт, где он, еще совсем маленький мальчик, смотрел на корабли, похожие на огромные плавучие дома. Казалось, еще секунда – и дома- корабли оторвутся от глади воды и полетят: «Это было похоже на какой-то нереальный город, в котором все постоянно движется». Потом Ренцо Пиано не раз подчеркивал, что детские впечатления во многом повлияли на его восприятие архитектуры и стали катализатором формирования идеи о зданиях, вступающих в спор с гравитацией.

r15Он принадлежит к той нации, вклад которой в развитие западной архитектуры сложно недооценить. Как говорит сам Пиано, любой архитектор, родившийся в Италии, находится в пространстве традиции. В данном случае традиция была еще и семейной. В интервью журналу Guardian Пиано рассказывал, что вряд ли мог бы вспомнить хоть какую-то деталь из своего детства, которая не была бы связана со строительством: «Отец, конечно, не был особенно выдающимся зодчим, он не создал Эйфелеву башню. Он делал дома.

r11Но если вы с детства наблюдаете за строительством и видите, что, например, колонна, которую вы помогаете возводить, с каждым днем становится все выше и выше, что это можно сделать своими собственными маленькими руками, то понимаете, что архитектура – это чудо». Именно у отца он перенял идею о сущности настоящего мастерства, и впоследствии умение Пиано сочетать в своих объектах и искусство, и конструкторскую мысль было оценено членами жюри Притцкеровской премии как почти равнозначное таланту таких итальянских мастеров, как Леонардо и Микеланджело.

r12Ренцо Пиано трудится с присущими итальянцам темпераментом, энергией и полетом фантазии. Талантливый генуэзец фонтанировал множеством проектов, число которых перевалило за сотню. Так что Пиано, несмотря на «тихую» фамилию, тихоней никак не назовешь – скорее, «качественно проектирующим генуэзцем». Творения Ренцо Пиано можно увидеть в Европе, в Америке, в Австралии и даже в Новой Каледонии. Футбольный стадион в городе Бари на юге Италии, самый большой в мире аэровокзал Канзаи в Осаке, амстердамский Национальный научно-технологический институт, совсем недавно завершенный музей в Базеле, культурный центр Тжибау в Нумеа — вот далеко не полный перечень сооружений, построенных по проектам Ренцо Пиано.

r6Кроме того, он провел реконструкцию фабрики Lingotto в Турине (Италия), построил музей фонда Beyeler в Базеле (Швейцария). Его проекты включают дизайн-центр «Мерседес Бенц» в Штутгарте (Германия), комплекс концертных залов в Риме, офисно-жилой небоскреб в Сиднее, генеральный план реконструкции и развития Художественного музея Гарварда в Кембридже (штат Массачусетс, США), расширение Художественного института Чикаго.

r5 Еще Ренцо Пиано проектирует мосты, суда, лодки, автомобили и активно снимается на телевидении.Он стал известным очень рано по архитектурным меркам, всего в 35. Тогда он совместно с Ричардом Роджерсом выиграл тендер на постройку центра Жоржа Помпиду (Бобур). Это был рискованный проект, с которым они вошли в историю как основатели нового стиля хай-тек. Сам Пиано даже несколько раздражается, когда стиль этого здания определяют именно так. Он склонен считать, что центр Помпиду – веселый урбанистический механизм. «Бобур должен был стать веселой городской машиной, существом, которое, возможно, материализовалось из книг Жюля Верна, либо странным судном в пересохшем порту. Это был вызов академизму и пародия на технологические образы нашего времени. Видеть в нем колледж высоких технологий – это просто недоразумение». Центр Жоржа Помпиду – это многофункциональный культурный центр, полностью посвященный современному искусству, кино, музыке и театру.

r9Поначалу он поверг население Парижа в шоковое состояние – исполненный в урбанистически-ироничном стиле, словно вывернутый наизнанку: на внешней стороне здания находятся каркас и инженерные коммуникации. Каждой из них был присвоен свой цвет, что позволило создать необычную игру на фасаде. Постмодернистский стеб функционально оправдан: вынесение «внутренности» здания на фасад дало возможность изрядно расширить выставочные площади. Сегодня Бобур по популярности обогнал Эйфелеву башню. За два десятилетия 100 тысяч квадратных метров Центра Жоржа Помпиду посетили 150 миллионов человек. Более чем 25 000 человек в день – поразительный успех! Вокруг него царит непринужденная атмосфера артистизма и искусства. Именно Центр принес Ренцо Пиано славу, став отправным пунктом в его карьере. Занятно, что Притцкеровскую премию Пиано получил в 1998 г., спустя ровно 20 лет после завершения постройки центра, а Золотую медаль AIA (American Institute of Architects) – спустя 30 лет.

r8При вручении премии г-н Притцкер сказал, что произведения Пиано являются плодом «редкого и замечательного соединения искусства, архитектуры и инженерной мысли». Несомненно, то, что Пиано и Роджерс получили заказ на Центр, было судьбоносным событием. В процессе строительства центра архитектор познакомился с инженером Питером Райсом из Ove Arup and Partners. Созданное впоследствии бюро Piano & Rice стало поистине символом мира архитектуры. В его «репертуар» вошли самые разнообразные проекты: от музея, футбольного стадиона и концертного зала – до жилых и офисных зданий, а также церкви для паломников. «Все мои проекты навеяны мечтами детства», – сказал как-то Пиано.

r7Он всегда боролся против монументальности в архитектуре. Его стезя – легкие, изящные строения: «Архитектура должна быть олицетворением красоты. А для этого ей необходимо находиться в связи с другими видами искусства». Как и любой художник, который создал нечто известное в самом начале своей карьеры, Ренцо Пиано оказался в ситуации значительно более его ограничивающей, чем освобождающей. Для всех он был прежде всего архитектором, внедрившим монументальный высокотехнологичный обман в самом сердце Парижа. В жертву проекту Центра Помпиду, который требовал постоянного проживания в Париже, был принесен брак архитектора. Его жена предпочла жить в Генуе. А в 1989-м в офис Ренцо Пиано пришла работать Эмилия Россато и осталась в его жизни навсегда. Поженились они в 1992 году не без участия Жака Ширака, тогдашнего мэра Парижа. И с тех пор живут дружно и счастливо по соседству со своим парижским офисом и разъезжают по всему миру, осуществляя авторский контроль и читая лекции последователям. С высоты сегодняшних вершин своего творчества Ренцо говорит, вспоминая агрессивный дизайн центра Бобур: «Мы были молоды и хотели, чтобы здание было во что бы то ни стало замечено!»

r1ЦЕНТР ПАУЛЯ КЛЕЕ

Центр искусств Пауля Клее в Берне, Швейцария, отражает идею функциональности несколько иным способом: три холма из стекла и бетона, плавно перетекающие друг в друга, и словно бы совершенно естественным образом вырастающие из поверхности ландшафта, символизируют три направления деятельности самого Клее, который был и художником, и музыкантом, и поэтом. Отдельных восторгов заслуживает техническое решение здания. Конструкции из стекла и стали оборудованы многочисленными пластинками, которые преломляют солнечный свет, дабы сделать его более мягким и не повредить бесценным произведениям искусства. Ренцо Пиано это знает лучше многих, он один из величайших режиссеров свето-теневых спектаклей.

АМСТЕРДАМСКИЙ МУЗЕЙ НАУКИ NEMO

В поисках Немо следует устремиться в Амстердам – именно здесь, в гавани, расположен научный музейный комплекс NEMO, построенный по проекту Пиано в 1997 году. NEMO заметен уже издали, напоминая корабль, явно терпящий крушение, с погруженной в воду кормой. Но этот нюанс не помешал создать внутри «корпуса судна» необыкновенную интерактивную экспозицию, а на крыше устроить гламурную площадь с кафетерием, детской площадкой и отличным видом на окрестности. В NEMO располагается Националь- ный центр науки и технологии, а вовсе не специализированный музей океанологии, как могло бы ожидаться. Впрочем, и литературная субмарина капитана Немо, будь она на самом деле, относилась бы именно к чудесам технологии и науки навигации. Так что все логически сходится.

r2КЕЛЬНСКИЙ КОЛОКОЛ

В другом немецком городе – Кельне – к уцелевшим во время Второй мировой войны архитектурным достопримечательностям Пиано также добавил образцы зодчества XXI века. Так, неподалеку от знаменитого средневекового собора возник огромный стеклянный колокол – торговый центр фирмы Peek & Cloppenburg. Пятиэтажное здание универмага возвели на треугольном в плане участке; новый комплекс располагает 15 000 кв. м торговых площадей. Основа архитектурного образа постройки – слегка изогнутая обтекаемая стеклянная оболочка здания, отстающая на два метра от торцов плит этажей. Таким образом, внутри создается единое светлое пространство. Фасад облицован природным камнем. По завершении прозрачный колокол, уютно прикрывший торговый центр вместе с покупателями от ветра и дождя, стал одной из новых архитектурных диковин старого города.

r3КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЖАНА-МАРИ ТЖИБАУ

Главное творение Пиано пришлось на 1991 год, когда по его проекту был построен Канакский культурный центр в городе Нумеа в Новой Каледонии (находящиеся во владении Франции острова в Меланезии, в Тихом океане). Пиано удалось тогда чудесным образом увязать классические архитектурные традиции с природой тихоокеанского острова. В облике Культурного центра Жан-Мари Тжибау (так звали борца за сохранение культурных традиций Новой Каледонии времен французской колонизации) Пиано обыграл элементы народной архитектуры аборигенов, канаков. Десять павильонов-хижин высотой от 20 до 28 м красуются на полосе суши между Тихим океаном и лагуной, изображая канакскую деревню. Архитектор умудрился не только сделать реверанс в адрес национальной архитектуры заказчика, но и воспользовался ее достижениями: форма сооружений способствует хорошей вентиляции, что помогает экономить электроэнергию. Каркас здания создан из местного дерева ироко, способного противостоять циклонам, а окна при увеличении силы ветра начинают постепенно, снизу вверх, закрываться, защищая помещения от муссонов и циклонов. Экзотический образ Канакского культурного центра, найденный талантливым архитектором, служит хрупким равновесием между культурой туземцев времен Кука и культурой современной мировой цивилизации. В этой вещи зримо воплощен почерк Ренцо Пиано с его феноменальным умением довести любую проектную задачу до инженерных первоэлементов, которые могут сложиться в целое только так, как они сложились. Но всегда – красиво.

r4ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР В ГЕНУЕ

Как известный генуэзец другому, гораздо более знаменитому генуэзцу, Ренцо Пиано воздал дань уважения Христофору Колумбу, но в довольно экстравагантной форме. К 500-летию открытия Америки, отмечавшемуся в 1992 году, Пиано перестроил часть зданий Старого порта Генуи (Porto Antico) и возвел там несколько своих модернистских творений – правда, со смыслом. «Навигацкие» и негоциантские мотивы прослеживаются во всех здешних архитектурных инновациях. По проекту Пиано выстроена металлическая конструкция Il Bigo, напоминающая собой древние ручные лебедки для разгрузки кораблей. Этот «букет металлических стрел» походит одновременно и на гигантскую карусель, и на залп салюта – особенно подсвеченный в ночное время. С панорамного лифта, поднимающего зрителей на высоту 50 метров, открывается захватывающий вид на город. Но самой главной точкой дани Колумбу можно считать огромный стеклянный шар, напоминающий глобус своей параллельно-меридианной сеткой переплетения стеклянных полотен. Бюро Ренцо Пиано, конечно, нельзя назвать самым большим в мире, но заказы, которые оно выполняет – одни из самых престижных. Сам же Пиано признается, что питает отвращение к современному стилю в архитектуре, который можно определить как такую форму нарциссизма, когда архитектор из раза в раз повторяет в своих работах определенные приемы, чем добивается узнаваемости – именнопоэтому работы Пиано на первый взгляд очень разноплановы, не похожи друг на друга. Но, несмотря на это, их объединяет не только мастерство, само по себе являющееся качеством вполне анонимным, не только талант и виртуозность, но и умение придавать пространству эстетические качества не в ущерб его функциональности. Вне всякого сомнения, Ренцо Пиано – настоящий мастер визуализации архитектурных оксюморонов: в его строениях мы можем видеть и легкий, не давящий на психику урбанизм, и изящный, тонкий, ироничный хай-тек.

r10ПОТСДАМСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Знаменитый архитектор оставил свой след и в Берлине – благодаря работе над застройкой Потсдамской площади. Девять из 19 возвышающихся на ней зданий построены по его проектам. С 1992 по 1999 годы Пиано, совместно с немецким архитектором Гельмутом Яном, работал над проектом комплекса, придающего германской столице особый колорит. Во время Второй мировой войны историческая Потсдамская площадь была разрушена. Потом на этом месте воздвигли Берлинскую стену, и лишь после ее падения центр немецкой столицы был застроен заново. Ренцо Пиано создал архитектурно- градостроительную концепцию, согласно которой было организовано пространство этого великолепного комплекса. В него входят жилые и офисные здания, магазины, рестораны, кафе, кинотеатры, ночные клубы и арт-галереи. Восемь из восемнадцати зданий (в том числе завершенный первым небоскреб Debis Tower) также были спроектированы его бюро Building Workshop. Ренцо Пиано превратил пустырь площадью в 600 000 кв. м в достойный Берлина общественный центр. Его работа над застройкой Потсдамской площади говорит о зрелости искушенного в житейских делах мастера. Архитектура Пиано стала более утонченной и технологически ориентированной.

r0МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В РИМЕ

Музыкальный комплекс Parco della Musica Auditorium в Риме, спроектированный Пиано в 2002 г., также состоит из трех отдельных зданий, форма которых вдохновлена музыкальными инструментами. Расположенные вокруг открытого амфитеатра, залы выглядят как три огромных музыкальных центра. Цвет и материалы, которые используются в этих зданиях, по мнению самого архитектора, создают аллюзию с куполами, которыми усыпан римский городской ландшафт. Конструкция залов выполнена таким образом, что пространство трансформируется в зависимости от специфики концерта или представления. Пол и потолок могут двигаться, создавая возможность изменять акустические свойства стен, а интерьеры декорированы деревом вишни, помогая достигать максимального акустического эффекта.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.