Текст Соны Сосян

Луис Исидор (Израэль) Кан – один из пионеров современной американской архитектуры. Американец неамериканского происхождения прошел долгий путь от исполнительской работы до созданных им шедевров мировой архитектуры. Его теории преподают студентам архитектурных вузов по всему миру.

l7А те кому посчастливилось воочию увидеть его работы, не перестают удивляться и восхищаться их величием, простотой и странной легкостью, которая и сегодня вдохновляет людей. Луис Исидор Кан, по мнению многих историков, один из выдающихся и значимых американских архитекторов второй половины ХХ столетия. Его архитектура стала в своем роде революционной.

l8Сам по себе он был человеком вдумчивым, философом с богатым внутренним миром, который находил свое проявление в его работах. Родился Луис в Лайзер-Итс в Пярну (Эстония), и семья носила фамилию Шмиловски. Прожив некоторое время на острове Эзель (ныне Саареамаа), в 1904 году, когда мальчику было три года, семья эмигрировала в США. А позже, в 1912 году, его отец принял решение сменить фамилию на Кан. Так еврейские эмигранты стали американцами. А сам Луис, выросший в Филадельфии в ужасной бедности, создалдесяток величественных зданий, геометрических композиций из кирпича, конкретных и светлых, которые, выражаясь словами критика, «изменяют твою жизнь».Как и многие его современники, Кан изучал архитектуру в средней школе. И она пленила его навсегда. Луис обладал уникальными способностями к музыке и рисованию и решил поступить в Пенсильванский университет на архитектурный факультет, который и закончил в 1923 году. Старт его творчества многообещающим не казался. Он работал в качестве конструктора с несколькими филадельфийскими архитекторами, став впоследствии консультантом по вопросам гражданского строительства и проектирования городов в офисе Джона Молитора.

l9Но пребывал он на этом посту всего несколько лет, и после окончания масштабной работы над зданиями для Полуторавекой международной выставки (Sesqui-Centennial International Exposition), проходившей в Пенсильвании в 1926 году, отправился в путешествие по Северной Европе, чтобы увидеть архитектуру, которую он изучал удаленно. В то же время он побывал в гостях у своего школьного друга – архитектора Нормана Н. Райса, эту дружбу Кан поддерживал долгие годы.

l2Познакомившись с авангардистской европейской архитектурой в 1928-29 годах, он призадумался о своих убеждениях во всемогуществе доктрин классицизма. Самое запоминающееся впечатление Луис Кан получил от работ Ле Корбюзье, что и подтолкнуло его к переходу на функционализм. В апреле 1929-го Луис вернулся в США и начал сотрудничать с различными архитекторами, став лидером движения современнойархитектуры в Филадельфии.

l3В начале 1932 года вместе с Домеником Бернингером он создал Группу архитектурных исследователей (ARG). Впоследствии Группа оказала огромное влияние на развитие не только филадельфийской, но всей современной американской архитектуры и просуществовала до 50-х годов. Однако в годы экономического кризиса Кану не удавалось найти настоящего применения своим силам. Десятилетия Кан работал как помощник и соавтор заурядных архитекторов, лишь изредка самостоятельно выполняя не очень крупные заказы. До 1950-х годов ничто из сделанного им не поднималось выше среднего профессионального уровня. Особый перелом в карьере и жизни архитектора произошел в сорокасемилетнем возрасте, когда он стал преподавать в Йельском университете.

l5Он старался осмыслить истоки архитектуры, проникая в ее суть, и разработать абсолютность теоретической концепции зодчества. Педагогическая деятельность Кана дала мощнейший толчок его творчеству, что позволило ему перешагнуть рутину, уйти от наборов известных ранее элементов и добиться нового уровня качества в своих сооружениях.

l4В 1950-м он снова отправился в турне по Европе, в течение девяти месяцев подбирая материалы о монументальности, а также влиянии света и формы в древних зданиях и объектах, которые использовал потом в своих лекциях. Параллельно он стал весомым архитектурным критиком.В своем творчестве он придерживался и утверждал вечные ценности. Выдающийся вклад Луиса Кана в архитектуру заключается в возвращении ей архитектурного пространства, дающего ясное представление о том, как оно создано. Он был убежден, что всякое крупное здание должно начинаться с того, что не поддается измерению; в процессе проектирования, пройдя сквозь измеряемые средства, оно становится в конечном итоге вновь неизмеримым. Создавать пространства, по Луису Кану, значит создавать и свет; без организованного света разрушается ритм, музыка архитектуры, без которых она мертва. «Композитор записывает ноты, чтобы услышать звуки, – писал зодчий. – В архитектуре ритм создается, чтобы родилась музыка соответствий между светом и пространством.

l0Символы музыки и архитектуры поэтому очень близки. Я верю в то, что архитектура – разумный способ организации пространства. Она должна быть создана так, чтобы конструкция и пространство проявлялись в ней самой. Выбор конструкции должен учитывать организацию света. Структура обслуживающих помещений должна дополнить структуру обслуживаемых. Одна – грубая, брутальная, другая – ажурная, полная света».Наиболее значительные постройки Луиса Кана 1960-х годов – здание медицинских лабораторий Пенсильванского университета в Филадельфии, принесшее ему известность; Биологический институт д-ра Солка в Сан-Диего (Калифорния); Правительственный центр в Дакке (Бангладеш); Индийский институт управления в Ахмадабаде – отмечены ясностью архитектурных форм, простотой и суровой монументальностью. Они-то и стали постройками с ярко узнаваемыми характерными чертами Кана, в которых проявилось авторское стремление к выдержке композиций с акцентированной весомостью формы, геометрической четкостью ее трехмерной структуры, подчеркнутой цветом и грубой фактурой материалов, которые присущи естественным строительным материалам, уравновешенностью и симметричностью в организации пространства и объема.

l11 В последующие годы Кану удается единовременно спроектировать целый ряд крупных объектов по всему миру. С 1948 года и вплоть до своей смерти в 1974 году архитектор предпочитал работать в одиночку. Основой его архитектурной поэзии стали легкость, уважение и трепет перед материалами и окружающим ландшафтом, а также вера в простые геометрические формы. Его исследования оказали огромное влияние на современную архитектуру. А его шедевры не перестают удивлять своей простотой, изысканностью, необыкновенной легкостью и одновременно монументальностью. Он мастерски орудовал простыми формами и материалами, создавая лишь впечатление необъяснимой легкости величия.В то время как художественное наследие Кана – это бескомпромиссный поиск истины и чистоты, его личная жизнь состояла из тайн и хаоса: он умер в нищете и безызвестности, в туалете на станции «Пенн» в Нью-Йорке, оставив три семьи – жену, с которой прожил много лет, и двух женщин, с которыми у него были длительные романы. Плодом одной из внебрачных связей является Натаниэль Кан, режиссер, лауреат различных премий.

l1В фильме «Мой архитектор» он повествует о жизни и творчестве своего загадочного и разрываемого внутренними противоречиями отца. Размышляя о причинах, по которым он решил снять этот фильм, режиссер заявил журналу Metropolis: «Маленьким мальчиком я не знал, в каком мире живет мой отец. Но то, что я увидел, поразило меня до глубины души. Вы также хотели бы знать о человеке, который привел вас в этот мир. Я снимал другие фильмы, но долгое время я не решался на подобный проект, потому что боялся возвращаться в прошлое. Ведь никогда не знаешь, что там найдешь».

l6В процессе работы он нашел нескольких героев, которые пленительны, веселы, исполнены любви и критичны: таксистов, которые возили Кана по его родной Филадельфии, бывших любовниц и клиентов, всемирно известных архитекторов, таких как Фрэнк Гери, И. М. Пей и Филипп Джонсон. Несомненно, фильм нарушает баланс между двумя мирами, в которых жил Луис Кан: с одной стороны, в нем прославляются его впечатляющие творения, с другой – освещена интригующая двойная жизнь. «Это была очень интересная страница, – говорит Натаниэль. – Фильм задумывался как повествовательный, как рассказ сына об отце. Но отец оказался великим архитектором. Я думал, что людям важно понять, кем был этот архитектор. Люди, пишущие об архитектуре, очень часто попадают в ловушку: они просто описывают здания как объекты. Когда вы видите архитектуру Кана, вы чувствуете ее».

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.