Текст Соны Сосян

f3

Фриденсрайх Хундертвассер – архитектор-сказочник, эксцентричный и гениальный, провокатор, фанатик, бродяга, художник-фантаст, артист и космополит в творчестве и жизни. И не понемногу, а на всю катушку. Это настоящий философ, в двойном псевдониме которого переплелись яркость, романтичность и самобытность его натуры. Он был признан гражданином мира, кардинально изменил принцип красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что «дома состоят не из стен – это иллюзия, – а из окон». Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике.

Хундертвассер родился в 1928 году в Вене в еврейской семье, и звали его без всяких затей – Фридрих Стовассер. Через 20 лет этот мальчик стал редчайшим и гигантским генератором идей абстракционизма. Творческая звезда его взошла в 1949 году, когда Фридрих Стовассер приехал в Париж и сменил имя, взяв себе труднопроизносимый псевдоним Фриденсрайх Хундертвассер, что, по его собственному признанию, больше соответствует его мировоззрению. Friedensreich – «царство мира», Hundertwasser – «сто вод»…

f13Символами его творчества, абстрактного, сюрреалистического и насыщенно-орнаментального, напитавшегося эстетикой Гауди, стали окна как форма прорыва, как способ взглянуть в иной мир, и спираль как отображение скругленной бесконечной линии, показывающей вечное превращение форм жизни.Так и не окончив ни Венской, ни Парижской академий изящных искусств, он сначала развивался как художник, создавая эскизы гобеленов, разрабатывая дизайн обложек для книг и подбирая цветовое решение для фарфора. В Японии он разрабатывал макеты воздушных змеев в форме насекомых, показ которых осуществил в передвижной выставке «Картинки в небе».

f12Позже основал универсальную академию всех творческих областей под названием «Пинторариум». В любви был несчастлив, два раза женился, браки продлились год и пять лет. Вся жизнь Хундертвассера была такой же пестрой, насыщенной, нетрадиционной и яркой, как его сочные картины, раскрашенные самолеты, флаги и знамена, почтовые марки, «пряничные» дома, церкви, оздоровительные центры в Австрии, Германии, Японии, США и других странах. Он выступал против заплесневелости в архитектуре, говорил, что возможность проектировать должен иметь каждый. Считал, что, возводя дом, люди забирают часть природы и это необходимо компенсировать, предоставив деревьям и траве место в своем жилище. В гармонии, он верил, не должно быть прямых линий.

f11Прямая линия – безнравственна, а добровольное заточение в доме-коробке – худшее из преступлений. Прямые углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии. Дома с упорядоченными линиями фасадов он уподоблял концлагерю, считая, что каждое окно индивидуально и имеет право на свою жизнь. Каждый жилец имеет право выглянуть из своего окна и разукрасить или как-то изменить стену вокруг него, до куда рук и кисти хватит. Поэтому признанных мэтров архитектуры Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ он признавал врагами гуманизма и восхищался барселонским отшельником Антонио Гауди. Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов.

f10Идеальным домом Хундертвассер считал нору с множеством окон и кровлей, покрытой дерном. В Новой Зеландии он построил именно такой дом – его крыша является частью зеленого холма, на который нередко приходят пощипать травку местные бараны. Он воплотил в жизнь несколько проектов по реставрации бывших фабрик и заводов – скучных коробок, которые художник превращал в сказочные дворцы. Как и Гауди, Хундертвассер почти везде использовал битую керамическую плитку: создавал из нее мозаику, украшающую до этого ровную и унылую поверхность.Он также завершал дома золотыми или голубыми куполами-маковками, меняющими монотонность ровной крыши, и создавал в стенах ниши для деревьев.

f9 Самый образцовый такой проект Kunst Haus Wien – выставочный зал в Вене. Идея с деревьями не случайна: Хундертвассера очень интересовала экология, и он считал, что дать деревьям и траве место в доме и на крыше – хоть какая-то компенсация за вред, нанесенный природе. Долгие годы он шокировал общественность неординарными поступками. Она третью кожу», в котором разъяснял, что у человека три слоя: кожа, одежда и стены домов, каждый из которых пронизан порами. Видимо, для наглядности 39-летний возмутитель спокойствия прочитал перед изумленной публикой в Мюнхене этот манифест совершенно обнаженным в компании двух девушек с таким же количеством одежды.

f8 Через три года повторил тот же трюк в Вене, явившись на телевизионное шоу «Как нам обустроить город» в одной клетчатой кепке. Так архитектор призывал повернуться к матушке-природе, отказаться от прямых линий и использовать в строительстве только натуральные материалы. «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде», – говорил он. После семидесяти художник всюду появлялся в сопровождении юных особ.

f7 Он как мог спасал мир от монотонности, и в этих целях в повседневной жизни даже носил разные носки! И когда люди интересовались: «Почему вы носите разные носки?» он каждый раз отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!» Графика Хундертвассера всецветна и геометрична. Сначала может показаться, что это абстракционизм, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена целая концепция. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление на два дня. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая у них буквально под ногами, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены.

f6 В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах, сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить задуманное и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. Спираль была его любимой темой, он рисовал ее, являясь чуть-чуть сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику психоделически яркие по краскам, с вьющимися линиями. Его стиль бесконечной линии вошел в число художественных эмблем Австрии. Любимое животное Фриденсрайха – улитка с домиком на спине.Его дизайн – это захватывающий аттракцион, спроектированные им здания вызывают эстетический шок, его жизнь – неприкрытое чудачество. Фриденсрайх Хундертвассер придумал флаг Новой Зеландии, обыграв образ улитки, он не гнушался рисовать марки и разрабатывать дизайн телефонных карточек и жетонов для казино, будучи известнейшим архитектором. Часть Вены невероятно гордится им, вторая часть возмущается, полагая, что, если дать архитектору возможность, он сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок братьев Гримм.

f5«Хундертвассер – это кич!» – восклицают противники. «Хундертвассер – гений!» – парируют сторонники. Из всех реализаций архитектора наиболее известен Дом Хундертвассера в Вене. Этот семиэтажный дом издалека бросается в глаза своей пестротой и вычурными формами. Это даже не дом, а чудо. Расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как ключевой элемент декора. Интересно, что в отделке здания применен строительный хлам. В этом доме вы не найдете и двух окон одинаковой формы и размера. И весь этот миракль украшен сумасшедшей буйной растительностью всех оттенков зеленого. Это сказочное жилье – одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. В нем живут, прежде всего, люди искусства. Каждый собственник квартиры, как уже было сказано, имеет право перекрасить свою часть фасада, но только насколько сможет достать вытянутой рукой. Внутри многих комнат посажены деревья. Здесь неровные полы как символ лесных и горных троп, а кривые и неравномерно оштукатуренные и окрашенные стены – водопады и морские волны, из осколков керамической плитки в виде аппликации сделаны деревья, бабочки, лебеди, совы и утки.

f4Здесь действительно нет прямых линий и острых углов, даже произвольно расположенные окна прячут остроконечные рамы под карнизами и нишами, украшенными кеглями для боулинга, греческими статуями и шапочками Санта-Клауса. Из многих квартир можно выйти в зимний сад или на террасу. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы и 250 деревьев и кустов. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго.

f1 Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, наверное, сложно передвигаться по неровным полам. Все зависит от того, кто перевешивает в душе жильца – эстет или обыватель. Кстати, несмотря на всю фантастичность воплощения, здание вполне соответствует жилищным нормам, а также требованиям противопожарной службы. В доме напротив (бывшей мебельной фабрике Thonet, возведенной в 1892 году) Хундертвассер спроектировал небольшое кафе и галерею с магазинчиками, где и сегодня можно купить сувениры на тему его произведений. Свой собственный музей Хундертвассер скромно назвал «Домом искусств» (тот самый «Пинторариум»). Здесь яркие красно-желто-зеленые капители колонн упираются в «лоскутное одеяло» черно-белого керамического фасада.

f0Пол выставочных залов кое-где вздыблен и напоминает песчаные дюны, а колонны внутри здания установлены под таким странным углом, что кажется, они вот-вот упадут. Еще одним из самых удивительных зданий с более чем утилитарным и малоромантичным предназначением стал мусоросжигательный завод, стоящий на въезде в город. Это самый настоящий арт-объект, вызывающий остановку дыхания у всех туристов, особенно когда они узнают о его функции. Секрет популярности этого заведения – эффектный декор из разноцветной керамической плитки и огромный шар, украшающий большую трубу. О деятельности этого строения гласит только вывеска на главном входе, никакими другимипризнаками оно не отличается от фешенебельных офисов. Тот же необычный и гипергуматистический подход Хундертвассера можно видеть и в церкви Св. Барбары в Бернбахе. Работа над ней заняла 4 года. Первоначально церковь представляла собой низкое длинное здание со скатной кровлей и прямоугольной колокольней, увенчанной остроконечным шатром. «Церковь должна быть прекрасна, вам должно нравиться входить туда и чувствовать себя защищенным. Люди должны находить там мост к Богу, к природе, к творчеству. Богу должно нравиться входить в дом Бога, построенный для Него людьми, чтобы там с Ним встречаться», – объяснил свою позицию Хундертвассер. Волею художника церковь была покрыта богатой керамикой и полихромной штукатуркой. Рельефные ребра колокольни словно вылеплены руками. Они расчленяют плоскость на отдельные элементы, на которых изображены символы христианства. Колокольня увенчана огромным позолоченным куполом-луковицей. Крыша покрыта цветной черепицей, а на порталах и карнизах растет трава. Полы неровно, по известному уже мотиву, выложены керамической плиткой. В местечке Блюмау на юго-востоке Австрии искали нефть, а открыли два минеральных источника. В этом регионе подобное не редкость, так что разочарованные геологи закопали кипящие струи обратно и залили все бетоном. Но местные власти не желали сдаваться. В Блюмау было решено построить оздоровительный центр. Как раз незадолго до этого Хундертвассер придумал модель «Катящиеся горы». Ее-то он и воплотил в строительстве термального комплекса. Блюмау превратился в уникальное произведение искусства, что не помешало ему стать элитным SPA-курортом. Несколько корпусов отеля построены в узнаваемой, так любимой некоторыми и ненавидимой другими манере. Окошки домиков, как водится, разных размеров и форм, бессистемной россыпью оживляют и без того забавные фасады.

f2При входе на территорию отеля стоят три источника (и три составные части?) – фонтан-трио фаллической формы, бьющий ключом. Все здания вписаны в причудливый местный ландшафт, поэтому крыши строений зеленятся травой и кустарниками, дома как бы выбираются из-под земли, не нарушая ее естественного покрова. Так работает принцип гармоничного союза человека с природой, который Хундертвассер проповедовал на словах и реализовывал на деле. В каждом из его объектов не найти двух одинаковых разноцветных колонн, окон, дверей или даже дверных ручек. Все линии кривые, а все формы максимально приближены к природным. Его здания – лучшее доказательство актуальности идей, вдохновлявших самого известного архитектора Австрии. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга». Его произведения щедро разбросаны по миру. Фриденсрайх скончался от инфаркта 19 февраля 2000 года на борту лайнера «Королева Елизавета II» в Тихом океане и обрел свой приют в столь любимой им Новой Зеландии в Саду Счастливых Умерших. Однако даже теперь его проекты продолжают воплощаться. Так, в Калифорнии открылась винодельня. Всего по проектам Хундертвассера построено 35 зданий в Австрии, Германии, Японии, США, Израиле, Швейцарии и Новой Зеландии. Вена при всей своей склонности к традиционализму признала в конце концов «блудного сына» и удостоила Хундертвассера Почетной золотой медали города. Не менее благодарной оказалась и юго-восточная Штирия, обязанная архитектору зданием церкви и архитектурным комплексом знаменитого водного курорта Рогнер-Бад-Блюмау. Здесь он получил вторую Почетную медаль.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.