Текст Наиры Аматуни

f2

ФРЭНК ГЕРИ

ФРЭНК   ГЕРИ

(настоящее имя -Эфраим Оуэн Голдберг) -один из самых смелых и шокирующих архитекторов современности, проектирующий в стиле, близком к деконструктивизму. Гери создает необыкновенные с эстетической точки зрения объекты, деконструирует иллюзорную целостность архитектуры, но не пытается глобально переосмыслить саму историю европейской архитектуры и расчленить базовые ее принципы.

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ -это направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительстве идей визуальной усложненности, неожиданных изломанных форм, подчеркнуто агрессивного вторжения в городскую среду.

Корпус Массачусетского технологического университета

Работы Фрэнка Гери становятся полностью произвольными и геометрически скульптурными и относятся только к прихотям егофантазии, и в этом, по мнению коллег, состоит определенная опасность. Его деконструктивизм -это изогнутые, искаженные поверхности, наложение простых геометрических форм, обилие металлов (анодированный цинк, гофрированный алюминий и титановая кладка), новаторство и… непрактичность. Его почерк неофициален, полон противоречий и эфемерности, непретенциозности и жесткости. Себя Гери называет постпостмодернистом, и указывает на выдающегося финского архитектора и дизайнера Альвара Аальто (Alvar Aalto) как на одного из тех, кто оказал на него самое сильное влияние. Фрэнк Гери родился в Торонто 28 февраля 1929 года.

“Танцующий дом” в Праге

Дед Гери, иммигрант из Польши, занимался торговлей строительными материалами, отец был владельцем магазина торговых и игровых автоматов в городе Тименс (провинция Онтарио). Подростком Гери столкнулся с грубым антисемитизмом, и психологическая травма после избиения побудила его переменить фамилию и отойти от еврейских традиций семьи. В 1947 году он переехал в Калифорнию, получил американское гражданство и вскоре окончил университет в Лос-Анджелесе, а затем и Гарвардскую высшую школу дизайна.

Музей MARTа, Херфорд, Германия

После университета Гери начал работать в Лос-Анджелесе в мастерской В. Груэна, X. Сасаки и У. Перейры, а в 1962 г. основал собственную, которую назвал Frank O. Gehry and Associates. В 1979 она была преобразована в Gehry & Krueger Inc. Сейчас мастерская носит название Gehry Partners. Он выполнил десятки проектов в США, Японии, Западной и Восточной Европе. В 1952 году Фрэнк Голдберг женился на Аните Снайдер, которая и настояла на том, чтобы он поменял фамилию. Так Фрэнк Голдберг превратился во Фрэнка Гери. От брака с Анитой у Фрэнка осталось две дочери. В середине шестидесятых годов Фрэнк развелся с Анитой и в 1976 году женился вторично на Берте Исабель Агилере. Его нынешняя супруга родила ему двоих сыновей -Алехандро и Сами.В 1961 году Гери с женой Анитой и двумя дочерьми переехал в Париж и работал в мастерской Андрэ Ремондэ. В течение года Фрэнк изучал работы Шарля Ле Корбюзье и Балтазара Неймана и занимался реставрацией французских церквей.

Концертный зал Уолта Диснея, Лос – Анджелес, США

Первые работы его студии-проекты магазинов, торговых центров, интерьеров. В начале семидесятых им было спроектировано множество частных домов, отличительной чертой которых было исключение привычных, традиционных, форм. Так, в конце 70-х он спроектировал и выстроил собственный дом в стиле «антиархитектуры» в Санта-Монике. Фрэнк Гери от души поэкспериментировал с бывшими в употреблении строительными материалами-металлом, фанерой, кусками сетчатых заборов, обрезками пиломатериалов. Он поставил себе задачу полностью преобразить фасад здания, не трогая его внутреннего облика. Соседи, владельцы респектабельных вилл, хотели даже судиться с ним за такое вольное обращение с общим пространством. «Пещера» из розовых пластин асбеста, шифера и проволочной сетки производит впечатление нестабильности, самодельности и даже непрофессионализма, нарушая все возможные законы -от тяготения до гармонии. Вместе с тем она вполне созвучна фрагментированному пространству современного города, и ей не откажешь в живописности.

Отель “Маркиз де Рискаль”, Риоха, Испания

Уже в это время стало очевидным умение Гери создавать крупномасштабные композиции, что подтвердилось комплексом супермаркетов (и стоянок рядом с ними) в Санта-Монике. Эти композиции напоминают традиционные здания, но лишь напоминают… Архитектура для Гери -это искусство и процесс, стоящие за пределами идеологии или социальных программ. Отсюда решительное неприятие «стеклянных коробочек» предшествующих десятилетий, равно как и устойчивая неприязнь к постмодернизму.

f9DZ-Bank в Берлине, Германия

К началу 1970-х, по мере того как формировалось его собственное видение архитектурных форм, Гери на время отходит от частной практики, создает функциональную скульптуру и мебель из гофрокартона, поражающую своей тектоничностью. Его признание «я – архитектор» прозвучало в 1972 году, как раз после трех месяцев удачной торговли картонными стульями серии Easy Edges, производство которых обходилось в семь долларов, а цена составляла семьсот тридцать, что по тем временам было немалыми деньгами. «Я решил, что буду архитектором, а не дизайнером мебели. Я не пойду дальше по этому пути», -заявил тогда Гери, но время от времени возвращался к созданию предметов, позволяющих представить архитектурные идеи, так сказать, в овеществленном виде. Гофрированная бумага кресел и стульев выглядит неожиданно, почти вызывающе, приобретает неповторимый шарм, притом как будто бы вполне естественно. На самом деле формы тщательно спланированы и отточены, а их относительная субтильность является результатом специальной обработки картона. Реклама тех лет изображала отнюдь не худосочного автора, сидящего на своей продукции. С другой стороны, материал обработан, но не облагорожен и предстает во всей своей полноте и фактурности.

Музей дизайна Витра, Вайль-на-Рейне, Германия

Он вообще часто подчеркивал свою инородность архитектуре, незаинтересованность ею. Ему важнее не буква, но дух -мобильный и вечно изменяющийся. Прохождение, проживание, осмысление и переосмысление делают архитектуру архитектурой. Гери создает, коротко отмахиваясь от упреков в сходстве некоторых решений. Его метод называется деконструкция, и речь идет прежде всего о разрыве привычных связей между объектом и смыслом, назначением и значением, зданием и его контекстом. Так происходит музеями и частными домами, лабораториями и спортивными комплексами. И уже произошло нечто очень важное. Этот человек взорвал унылые формы, которые заполонили наши города и заставили нас из разных соображений (но больше из экономического расчета) примириться с вялыми, скучными или изощренно-минималистскими сооружениями. Мы попрощались с модернистскими «коробками» для рабочего люда и перестали зевать.«Лишь очень малую часть из того, что строится, действительно можно назвать настоящей архитектурой, ставящей себе целью создать нечто прекрасное оптимистичными и гуманистическими методами, -говорит Гери. -Большинство же зданий построены просто как «коробки» для отмывания денег. Они не имеют ничего общего с архитектурой». Конец восьмидесятых -один из самых плодотворных периодов в жизни Фрэнка Гери. В разных уголках мира реализуется сразу несколько его крупных проектов. В Германии, в городке Вайл-ам-Рейн, в 1989 году построено здание музея Vitra Design Museum. Это частный музей, основная коллекция которого -мебель и интерьеры. Тогда же он конструирует восьмидесятиэтажное здание в Медисон-сквер-гарден в Нью-Йорке. В конце 80-х Гери побеждает в конкурсе на проект концертного зала Уолта Диснея в Музыкальном центре в Лос-Анджелесе. Массивное здание, украшенное легким, парящим стеклянным атриумом, было закончено в 1993 году. Тогда же, в конце 80-х, по проекту Гери построено здание ресторана «Фишанс» в японском порту Кобе с огромной скульптурой рыбы перед входом.

Штаб квартира компании IACInterActiveCorp, Манхэттен, Нью Йорк

А в 1989 году Фрэнк Гери создал здание, за которое и был удостоен Притцкеровской премии (Pritzker Architecture Prize), одной из самых престижных в области архитектуры. Это буддистский храм Todaiji Buddhist Temple в Нара, Япония.Однако не все объекты Гери удостаивались аплодисментов и наград с самого начала. Музей американской поп-и рок-музыки в Сиэтле (2000), спроектированный Гери по заказу Пола Алена, ожидал гораздо менее теплый прием. Пол Аллен -сооснователь компании «Майкрософт» и большой поклонник творчества Джимми Хендрикса. Первоначально проект задумывался как обычный мемориальный музей на родине рок-звезды в Сиэтле, но почти сразу же трансформировался в нечто большее -интерактивный музейно-выставочный центр, где люди учились бы любить, понимать и чувствовать музыку.EMP сравнивали с автокатастрофой, извержением вулкана, медузой и даже половым актом. Здание облицовано листами нержавеющей стали и крашеного алюминия. Предусмотрено, что красная алюминиевая облицовка со временем выцветет и изменит облик музея, как бы показывая бесконечную изменчивость музыки. В центре здания находится так называемая «Небесная церковь» -почти буквальное воплощение фантазий Хендрикса о концертной площадке. Это пространство 30-метровой высоты с превосходным освещением и акустикой украшено фризом из видеопроекций.

Буддистский храм Todaiji Buddhist Temple в Нара, Япония

Не сразу приняли и «Танцующий дом» в Праге. В свое время этот проект вызвал бурю критики: сверхмодерновое здание, по мнению поклонников и защитников классической старины, просто несносно будет выглядеть в историческом центре Праги, полном благородных архитектурных стилей – готики, ренессанса, барокко, рококо, кубизма… А вот новаторы пребывали в полном восхищении. Только поддержка со стороны президента Вацлава Гавела помогла проекту воплотиться в жизнь. Надо признать, что место было ему не безразлично: дом на набережной, чудом избежавший бомбы в январе 1945 года, был в 1905 году построен его дедом и до национализации принадлежал семье Гавела. А бомба разрушила соседний дом, и 50 лет место пустовало. Собственно, инициатором постройки «чего-нибудь» на пустыре и был Вацлав Гавел. Бурная дискуссия о целесообразности такого сооружения в центре Праги стихла после того, как «Танцующий дом» завоевал одно из первых мест в анкете американского журнала Time. В нем расположено Национальное представительство Нидерландов в Праге. Внизу находится кафе, а наверху -дорогой французский ресторан La Perle de Prague. Строительство шло с 1994 по 1996 гг. Этот необыкновенный и экстравагантный дом выполнен в виде прильнувших друг к другу танцоров и посвящен знаменитой голливудской танцевальной паре довоенной поры Джинджер Роджерс и Фреду Астору. Поэтому иногда дом так и называют -«Джинджер и Фред». Стеклянный объем -«леди в развевающемся платье», и выходящий к реке бетонный конус -«джентльмен в шляпе», точнее в цилиндре. Но в народе его часто называют также «стакан». Главная идея Фрэнка Гери в том и состояла: создать произведение искусства, своего рода скандальную достопримечательность, которую не сможет обойти вниманием никто из приезжающих в столицу Чехии. Автор добился своего. Сегодня это одна из визитных карточек Праги. В поражающих воображение сооружениях Гери добивается исключительной выразительности как художник-скульптор. При этом он остается архитектором, тщательно организовывая пространство и решая все функциональные проблемы сооружения. Фрэнк Гери -это архитектор, который показал нам, что функция современного общественного здания не только полезная площадь, удобство связей и освещенность, но и его образная сущность.Постоянно расширяющийся список новых проектов наверняка принесет архитектору еще больше славы -и еще больше хулы со стороны критиков. Каждый из них по-своему выражает недовольство тем, что в зданиях, построенных Гери, внешние эффекты преобладают над функциональностью, и тем, что здания эти не вписываются в окружающую архитектурную среду. В ближайшие годы у критиков будет множество поводов поупражняться в злословии. Скоро концертный зал Диснея покажется им милой проказой Микки Мауса: в Париже над Булонским лесом зависнет огромное стеклянное «облако» площадью 4366 м2, в котором разместится музей (правда, парижские власти пока раздумывают, стоит ли строить именно в этом месте). В центре Лас-Вегаса возведут медицинский научный центр, больше напоминающий американские горки. В Иерусалиме появится музей, который будет похож на развалившийся на части турбореактивный авиадвигатель. А в Бруклине строится Атлантик-Ярдс ¬ «город в городе» стоимостью около $4 млрд. На 9 га земли Гери строит башни и дворец спорта, которые станут для Бруклина тем же, чем должны были стать для Манхэттена здания Рокфеллеровского центра.

f8А в 2009 году архитектор вновь взялся за старое и преподнес нечто необычное. Фрэнк Гери вновь представил коллекцию мебели с простым названием Collection («Коллекция»). Ее создание началось в 2004, постепенно обрастая все новыми и новыми предметами. На первый взгляд холодная, твердая и непривлекательная, коллекция Фрэнка Гери на сегодняшний день состоит из стульев Easy chairs, скамейки, кресла, дивана и низкого пуфика, который при необходимости можно использовать и в качестве кофейного столика. Все эти предметы больше напоминают металлические бруски неправильной конфигурации или валуны странной формы, а не уютные домашние принадлежности. Мебель обтянута атласной тканью серебристого цвета, и подходит как для внутреннего убранства комнаты, так и для отдыха под открытым небом. По крайней мере, именно так ее позиционирует производитель, компания Heller.

Однако на этом Гери не остановился. Вместе с известным ювелирным брендом Tiffany он представил коллекцию украшений, отличающуюся неброским, но очень трендовым стилем. Массивные браслеты, строгие геометрические кольца, минималистские серьги, колье из серебра, металла, дерева, белого и черного золота украшают поделочные и полудрагоценные камни оникс, жадеит, а также бриллианты. Какими бы мудреными словечками ни сыпали академики и критики, описывая творения Гери, правда состоит в том, что обычные люди с улицы считают большую часть созданных им сооружений привлекательными. Все его работы, помимо креативности и концептуальности, несут романтическое начало человека, молодого душой, дарящего городам и миру мифы и легенды… В некоторых из его домов, может быть, не вполне удобно жить, но у него есть чему учиться и чем восхищаться. Если согласиться с тем, что архитектура в ХХI веке все более и более срастается с дизайном и другими искусствами, то вклад Фрэнка Гери очевиден.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.