Текст Асмик Шамцян
Фото Завена Хачикяна и из архива мастерской Fabula terrene
                                                                                                        

g6

ГЕВОРГ ГИАЗАРЯН

Родился в 1963 году в городе Гюмри, Армения. 1978-1983 гг. – училище имени Терлемезяна. 1985-1986 гг. – Художественная академия им. Репина, Санкт-Петербург. 1986-1987 гг. – Ереванский художественно-театральный институт. С 1994 года – член Союза художников Армении. 2005 г. – основал экспериментальную керамическую мастерскую «Салазард» Экспозиции: 1994-2010гг. – групповые и персональные выставки в Армении, США, Швейцарии, Франции и Израиле.

ГЕВОРГ ЕГИАЗАРЯН: «Керамика для меня – вопрос сохранения национальной самоидентификации. Самая важная задача – возродить потерянное примерно несколько столетий назад искусство и сделать его узнаваемым пластом исконно армянской культуры во всем мире».

g1Почему так мало визуально узнаваемых символов Армении? Почему исконно армянское искусство особой обработки керамики многие принимают за исламское творчество? Куда исчезла наша керамическая культура? Как возродить ее и сделать узнаваемой во всем мире как армянское искусство? Этими далеко не праздными вопросами задался художник Геворг Егиазарян несколько лет назад.

g0«Бывая в отделах керамики в музеях мира – в Вашингтоне, Париже, Женеве или Вене, я видел керамические работы армянских мастеров под указателем «Islam art» и каждый раз переживал глубочайшую боль. Специалист по керамике из Италии, когда я спросил его, почему происходит такая подмена, дал следующий ответ. «Когда мы основывали отдел керамики в музее, я много ездил по разным странам в поисках материалов, мастеров и т.д. Был в том числе в Армении и Турции. В Армении я не нашел ни мастеров, ни самого наследия, в Турции же оно живо и развивается. Получается, что именно турки были носителями керамического искусства, а не армяне. А если вы утверждаете, что это искусство принадлежит вам, то где оно? Культуру не теряют».

g2 Это стало для меня потрясением, и я понял, что это серьезнейшая проблема, решать которую нам. Если нам удастся возродить национальное искусство керамики, мы будем считать свою миссию выполненной. Меня эта идея захватила всецело». В жизни Геворга Егиазаряна этот древний вид искусства присутствует давно. Еще лет шесть назад он основал керамическую мастерскую «Салазард», выпускавшую особый вид керамической плитки, скорее напоминавшую картины или панно, собранные из нескольких плиток.

g3А примерно полгода назад на свет появилась компания с эпическим названием Fabula terrena, что в переводе с латинского означает «сказка земли». «Когда мы, основатели компании – Артур и Амаяк Бабаяны, Ара Арсенян и я, определяли наши цели и задачи, – объясняет Геворг, – то пришли к единодушному мнению, что наш конечный продукт должен стать арт-объектом с глубоким смыслом, а не простым предметом обихода.Что он представляет собой?

g5 Это керамические плитки разных размеров, на которых воспроизведены мои работы, работы дизайнеров нашей компании, а также произведения знаменитых художников. Нам удалось перестать подчиняться имеющейся технологии декоративной керамики как материала (а диктат довольно серьезный) и достичь особого уровня воспроизведения всех тонкостей и нюансов картин, выполненных на полотне. Объясню, почему. Что такое линия?

g7Материализация или тело мысли. Любая фигура – это представление о чем-то, в основе которого лежит все та же линия. Четкость и чистота изображения теряется после второго-третьего обжига плитки, а само керамическое изделие просто лопается. Нам же удалось придумать свое ноу-хау. Обжигая керамическую плитку семь или восемь раз, нам удается сохранить все тонкости изображения и нюансы красок, даже штриховку. Чем больше обжигов, тем качественнее изображение. Мы решаем задачи живописи на керамике.

g8Декоративное мышление для этого материала – философия. Стихия огня становится участником творческого процесса, сообщая конечному продукту свою мощную энергию. Это чувство не может не доставлять удовольствия. Цвет же сообщает некую духовность. Без цвета мир выхолащивается. Наши предки владели ремеслами и мастерством, которые принесли известность не только им, но и всей стране. И тут начинается самое печальное. Немного истории. На территории Западной Армении, в городах Измир и Кютахья добывали керамическое сырье и получали уникальную глазурь.Причем производством керамических изделий занимались только армяне. Им удалось получить особый лазурный цвет, по которому легко определить «национальную принадлежность» работ. Их качество было столь высоко, что арабские и персидские властители заказывали оформление дворцов и мечетей армянским мастерам.

g9 За последние 300-400 лет это искусство было утеряно, сохранившись, однако, в армянской семье Балянов, перебравшихся из Кютахьи в Иерусалим. Они единственные, кто работает в старинной технологии, только у них можно видеть упомянутый лазурный цвет, а также особый, исконно армянский орнамент, заимствованный в свое время мусульманскими завоевателями. В итоге наша культура постепенно «перетекла» в мусульманскую и сегодня именно таковой и воспринимается.

g10Находясь в Иерусалиме по поводу своей выставки, я познакомился с этой уникальной семьей. Они попросили меня сделать для них несколько эскизов. Так наше знакомство переросло в нечто большее. Я у них научился многим секретам и тонкостям керамики, и именно у них я впервые увидел исконно армянские работы. Здесь, в Армении, таких не найти. Многие армянские храмы в Иерусалиме оформлены такой керамической плиткой.

g11После приезда мы провели в нашей студии многочисленные эксперименты, пока не получили то, чем действительно можем гордиться».То, что выходит из печей обжига в Fabula terrena, действительно продукт уникальный. А намерение создателей компании – сделать именно такую керамику национальной, но не кричащей, скрытой, но узнаваемой, современной и без намека на примитивный фолк – натолкнулось еще на одну проблему, далеко не технологического свойства. Что выбрать предметом изображения?

g12По словам Геворга, истинно армянских узнаваемых изображений не так много. Всякий, кто оказывается в Армении, бывает впечатлен архитектурой – церквями, строениями и т.д. Сувениры в виде гранатов или хачкаров – этого слишком мало. Мощная культура нашей нации визуально никак не выражается.

g13«Недавно мы получили разрешение изображать на нашей керамике произведения Минаса. В любой стране мира посредством сувениров можно познакомиться с великими представителями данной культуры. Они популяризированы в хорошем смысле этого слова. В Голландии, например, можно везде видеть работы Ван Гога, Рембрандта, Вермейера – на одежде, керамике, гравюрах и т.д. А что увозят туристы из нашей страны? В основном только упомянутый выше гранат.

g14В поисках ответов на наши вопросы мы отправились в Институт этнографии, где работают также специалисты по истории керамики. Мы провели с ними не один час в беседах. И часто разговоры приводили к тому, что выяснялось -исконно национальные предметы керамического искусства находились под сильным влиянием других народов. И тогда я спросил, а где же наше национальное? На какую основу легло это влияние? Мы встретились и с лингвистами, поскольку самое раннее проявление нации – языковое мышление. Наследие летописцев, мифология и т.д. – все это есть. Но как визуализировать эту информацию? Никто этого не делал раньше. На данный момент это наша основная задача». Продукция мастерской Fabula terrena – это образцы высокохудожественной керамики, предназначение которой – украшать пространство, являясь не только предметом утилитарного предназначения, но и культурным объектом.

g15«В современной армянской среде, – говорит Геворг, – керамику воспринимают несколько заземленно, а за рубежом ситуация совершенно иная. Мы хорошо изучили этот рынок. Работы такого порядка ценятся очень высоко как в материальном, так и художественном планах.На данный момент наши изделия выставлены в художественных галереях в качестве предметов искусства и стоят довольно дорого. Возрождение традиций армянской национальной керамики чрезвычайно сложно.

g16Это, скорее, философская задача, а не эксперимент. И как только преодолеваешь серьезное препятствие, открываются совершенно безграничные возможности». Новые и хорошие идеи, как известно, рождаются в умах людей не так часто.

g17А родившись, зачастую требуют для своего воплощения немалых финансовых вложений. Культура не может быть культурой как таковой, убежден Геворг Егиазарян, если в ее основе не будет лежать бизнес, и труд, не приносящий прибыли, становится бессмысленным.

g18Чаще же всего происходит подмена ценностей и понятий, и общество начинает привыкать к примитивным художественным решениям. «Новые идеи почти всегда обречены, – говорит художник, – когда общество не готово принять их. А не считаться с его мнением пагубно, когда ты затеваешь бизнес, пусть даже высокохудожественный. Мы добиваемся того, чтобы превратить наши изделия в ценность. И, кажется, уже нащупали зерно, которое представляется нам разумным и надеемся, что достигнем того, к чему стремимся. Слово «сказка» в названии компании очень верно указывает на характер нашей деятельности: в сказке возможно все».

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.