Текст и интервью Наиры Аматуни
Все права на фотографии приадлeжат www.presswall.com
На презентацию мебельной коллекции был приглашен и журнал Design DeLuxe. А во время пресс-конференции, состоявшейся после презентации, Жан-Поль Готье рассказал о новой коллекции все. И даже чуть больше…
Покинув этой весной Hermes, Жан-Поль Готье пообещал сосредоточиться на собственных проектах. И вновь удивил всех. На этот раз его безлимитный талант материализовался в коллекции мебели. Готье создал собственную линию предметов интерьера для французского мебельного дома Roche Bobois, который отмечает свой 50-летний юбилей. В честь этой даты коллекция получила название Jean Paul Gaultier Pour Roche Bobois Paris. Кутюрная, экстравагантная, экстраординарная, но и респектабельная, она явно превосходит то, что мы привыкли ожидать от мебельного дизайна: здесь атласные подушки со шнуровкой, словно бы речь шла о корсете дамского платья, а хорошо узнаваемая тельняшка с красными помпонами стала расцвет кой матрасов для модели дивана Mah Jong, созданного дизайнером Хансом Хопфером для Roche Bobois в 1971 году. Здесь же можно встретить любимые месье Готье принты Tatoo, фантазийную денежную банкноту Billet и прочие мотивы. Помимо модульного дивана, в коллекцию входит пара кресел на колесах Ben Hur, обитые благородным велюром и претендующие на роль забавного домашнего средства передвижения. На колеса дизайнер поставил и другие предметы — ширму, небольшой гардероб, а также модные ныне комоды, составленные из чемоданов. Зеркало, и то установлено на ручную тележку типа hand-trolley. Добавим ко всему вышесказанному, что интерьер создан для знаменитой квартиры Elle Decoration в музее архитектуры, расположенном в парижском районе Trocadero. Ранее интерьер для этих апартаментов создавали Мартин Маржиела и Кристиан Лакруа. Работая над интерьером, Готье обратился к своим “иконическим” темам: холл полностью отделан в морскую полоску, гостиная напоминает джунгли, а спальня – будуар цветаню, с кружевными принтами на ковре.
Как получилось, что вы решили перейти в лагерь интерьерного дизайна? И кто был инициатором сотрудничества с “Роше Бобуа”?
Понемногу с обеих сторон. В некотором смысле первый шаг сделал я, потому что пытался обновить старые образцы, которые были созданы мной, насколько помню, в 1992 году для VIA. И наконец, родилась идея Mah Jong и некоторых других предметов мебели. Это была реальная любовная история, начавшаяся с эскизных набросков и превратившаяся в глубокое и важное сотрудничество, которое, я думаю, будет развиваться позитивно. Мы хотели работать в спокойной и тихой обстановке при полном взаимопонимании. Это, конечно, не начало нового рискованного предприятия, поскольку я работал с VIA в 1992 году и проектировал мебель на колесах, которая на этот раз уже “выступила” с легкими улучшениями (смеется), потому что меняется менталитет, потребности людей становятся более изысканными, материализированными и специфичными. Можно сказать, это было началом, первым подходом. Не надо рассматривать меня как дизайнера мебели, но очевидно, что я на этом пути. По-моему, вполне логично и правильно интересоваться дизайном и всем тем, что связано с “внутренним миром”, если однажды вас уже занесло в дизайн интерьера. Деятельность в сфере моды и одежды также дает способность производить, приводить к балансу, синхронизировать цвета, материалы… впрочем, это почти что одно и то же. И представляя одежду, мы обязаны думать о контексте, выбрав наилучший способ показа. Иначе говоря, глаз не только должен видеть человека, но и проникать в его внутренний, индивидуальный мир. После того, как у меня родилось пристрастие к тканям, принтам и прочему, подходящему для квартир, то вполне разумно представить их для декоративных намерений.
Как вы думаете, чем выделяется ваша мебель для “Роше Бобуа”?
Это более либеральный подход к тому, что я пытался делать. Нынешняя коллекция более доступна публике, нежели та, которую я создал в прошлом с VIA. Здесь детали более понятны. По своему содержанию эта коллекция очень разнообразная. Здесь можно найти не только кресла и сундукообразную мебель, но также диван Mah Jong, которые привлекают внимание многих людей. Благодаря моим любимым мотивам, я могу дать больше людям, которых привлекает классическая морская полоска, в которую я одевал женщин, мужчин и детей в течение многих лет. Эти же мотивы я повторил в новой коллекции. Я люблю корсеты и принты, в некоторых случаях чисто растительного характера.
Какой предмет из этой коллекции вам нравится больше всего?
Довольно сложно сказать, это как отвечать на вопрос: “Кого из ваших детей любите больше всех?”. Все они в некотором роде мои дети: и корсеты, и принты, и морская полоска. У нас уже набрались три ключевые особенности. Мне нравится идея универсальности коллекции. Мне нравятся диваны Mah Jong, поскольку их можно перемешать и собрать в единое целое, это действительно очень важный фактор. Например, морская полоска может отлично смотреться с кружевами и кружевными принтами. Если вдруг в середине окажется цветок, то такая красивая комбинация будет смотреться гармонично. Некоторые предметы мебели, такие как, например, гардероб на колесах, отделаны зеркалами. В моде зеркала важны так же, как в повседневной жизни… Мебель в наряде от ГотьеОни отражают наш силуэт, недостатки и достоинства. Мне нравится работать с зеркалами. Во время примерок и показов я становлюсь позади модели и смотрю на нее в зеркало, чтобы понять, как она выглядит, так сказать, “в перспективе”: “Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду доложи” А ведь это важно, ли? Я думаю, что да! (Смеется) Вот почему я использую так много зеркал.
Какое сходство между производством одежды и мебели? Что вам больше понравилось?
У меня одинаковый подход к дизайну и к моде. Когда создаешь одежду, надо также думать о конструкции, о том, как должна вещь сидеть на фигуре, о том, как двигается тело. В конце концов, работать над дизайном мебели или интерьера то же самое. Надо думать о человеческом теле и о его взаимодействии с окружающей средой. Мебель не жалуется, когда ее колете булавкой, и не теряет сознание от жары, если на нее надеть мех летом, что часто происходит с супермоделями. Кроме того, мебель не нуждается в дополнительных рабочих часах! (Смеется).
Это неплохо… Нет, это, конечно, имеет свои преимущества. Если те, кто купит мебель, одеяла или диваны Mah Jong, смогли бы провести на них несколько часов и еще сверхурочно, то это было бы абсолютным взрывом! Это будет полным успехом, и коллекцию будут ценить намного больше.
Расскажите о ваших личных правилах создания чего-то нового.
Не надо бояться ошибок. Часто создание чего-то нового похоже на счастливый случай. Также возможно перейти границу так называемого “хорошего вкуса”. Хороший вкус одного поколения может быть дурным для предыдущего.
Как вы охарактеризуете вашу мебель для “Роше Бобуа”? Ведь вы работали с культовыми произведениями дизайна подобно серии Mah Jong…
Ну, я знаю, как одевать людей, и я начал одевать также мебель. Все ткани, использованные для Mah Jong, были вдохновлены моими коллекциями. Например, принт Kiss несколько лет назад я поставил на одежде от кутюр. Подушка с вышивкой Gaultier была плодом вдохновения от моей коллекции Sport Chic, где я по-новому представил спортивную одежду. Конечно, матросские полоски и принты-татуировки в какой-то степени являются моим фирменным стилем. Работать над мебельной коллекцией я начал с такими же мыслями, какие рождаются во время создания одежды. В действительности я наслаждался своей работой, поскольку мебель, как я уже говорил, не так чувствительна, как модель, чтобы жаловаться, когда в нее втыкаешь булавку.
Имеет ли для вас значение город, в котором вы творите?
Я люблю думать о себе как о парижанине и искренне надеюсь, что влияние моего родного города на меня очевидно. Я люблю парижские клише – Эйфелеву башню, Монмартр, Большие бульвары. Я часто включаю их в мой дизайн.
Существует для вас некий персонаж, для которого вы создавали мебель?
Кто он или она? Каков его или ее дом? И т.д. Нет, я не работаю, думая об особенных клиентах. Я никогда так не делаю. Просто надеюсь, что публике понравится то, что я ей предлагаю. Я создавал мебель в 1992 году для VIA, однако это было ограниченное производство. Работа с “Роше Бобуа” позволила мне приблизиться к более широкой публике, и я думаю, это прекрасно.
Стилистическое разнообразие, ритмично повторяющиеся полосы и геометрические фигуры в одной квартире… О таком “идеальном” доме вы мечтаете?
Вы уже сами сказали – мечта об идеальном доме… Я создал разные среды, которые отражают некоторые мои “навязчивые идеи”. Морфинг в морскую полоску в холле является плодом вдохновения от работы Юргена Бея, корсет и атлас цвета ню в спальне, размышления об Эйфелевой башне на террасе, джунгли в гостиной…
А где вам больше нравится отдыхать? Какое ваше любимое место в доме?
В моей спальне. Я люблю расслабляться, валяться и смотреть телевизор в постели.
Почему большинство предметов мебели вы “поставили” на колеса?
Думаю, приятно, когда вы можете передвигать ваши любимые домашние предметы. У вас есть гардероб на колесах в одной части дома, и когда вы решаете поменять его место, то делаете это с легкостью. Это дает вам большие возможности. Это даже лучше, когда вы сидите на стуле с колесами (подобно моему креслу Ben Hur) и легко передвигаетесь по всему дому, не вставая с него.
Вы согласны, что кресло Ben Hur можно назвать “поздней редакцией”?
Это повторное “издание” в абсолютно новой, вневременной концепции: оно соответствует периоду, когда я много путешествовал и работал, особенно в Италии. Между поездками мне приходилось поспешно паковать свои вещи, поэтому мне нужны были чемоданы на колесах для легкого и быстрого передвижения. Сам чемодан является прекрасным произведением искусства… Фактически то, что я переделал, не является кожаным изделием, а сделано из стекла и принтов, как я задумал (шкаф, собранный из чемоданов с многочисленными ящичками для хранения разных мелочей – прим. ред.). Другими словами, идея передвижения… Даже дома всегда лучше кататься в кресле на его собственных колесах, подобно Ben Hur. Учтите, что я не катаюсь на роликах, я просто играю в рулетку! (Смеется). Более удобно кататься на роликах, валяясь в кресле! (Смеется).
Одна из особенностей мебели заключается в ее долговечности, в отличие от одежды. Вас когда-либо интересовал факт, что люди будут хранить ваши изделия дольше?
Вы будете удивлены, если я признаюсь, что долгое время критиковал идеи, царящие в мире моды. Критерии новых сезонных тенденций абсолютно ложные! Это всего лишь иллюзия. Мода не меняется каждые шесть месяцев. В противном случае она менялась бы ежедневно, потому что каждая минута жизни переживает эволюцию. Настоящие изменения и нововведения происходят в нашем обществе и начинаются с социальных изучений, проходя через закон семестра. Другими словами, я всегда старался создавать вечные конструкции (хотя никогда не было легко). Я могу обновлять и модернизировать их для текущих тенденций, придерживаясь тех же классических принципов. С этой точки зрения мебель имеет такие же нестареющие характеристики, которые мы храним и не меняем. Для меня имеет большое значение, когда кто-то признается, что до сих пор носит одежду, которую я создал пятнадцать лет назад, это действительно лестно. Это понятие для меня имеет глубокую основу. Я люблю традиции и маневрирую ими. Лучшим примером тому может служить Mah Jong. То, что я придумал, позволяет смешивать друг с другом разные идеи. Летняя коллекция 2011 года может прекрасно смотреться в 2012 году после внесения легких изменений. Пять лет спустя, после добавления некоторых мотивов, первоначальная версия уже не будет выглядеть старомодной. Как видите, этот подход также очень важен в мире моды.
Когда вы говорите о пяти годах, говорит ли это о том, что ваше сотрудничество с “Роше Бобуа” может длиться вечно и не является временной связью в связи с празднованием 50-летия компании?
Это покажет только будущее. Любовный цикл длится 3, 7 и 13 лет. Я работал с “Эрмес” 7 лет, посмотрим, сколько продлится любовь с “Роше Бобуа”! (Смеется).
Вы поставили свою подпись на всех подушках… Было ли это простым желанием или обязательным условием?
Не на всех подушках стоит моя подпись. Скажу вам одну вещь, никто меня не просил об этом, это всего лишь мое чрезмерное честолюбие! (Смеется). Я подумал, что будет неплохо вышить такую деталь на подушке с графическими линиями, которые будут служить рамкой. Вот почему я сказал, что нарядил подушки и мебель: это одежда. По краям видим имя “Готье”, потом ничего, потом маленькие помпоны и снова имя “Готье”. (Смеется). Как видите, без графично вышитого имени не было бы такого сочетания цветов и такой красоты. Таким образом, имя “Готье” прежде всего дополняет эстетическую часть подушек, потом уже говорит что-то обо мне. Кто-то может увидеть в этом совсем другой смысл…
С каким деревом могут сочетаться ваши диваны?
Зависит от обстановки и квартиры. Диваны могут хорошо сочетаться с темным деревом. В итоге получится что-то очень темное. В зависимости от сочетания цветов можно получить безвкусицу или совсем наоборот. Например, диваны могут хорошо сочетаться с белым или темным оттенком. Может получиться полный контраст, который подойдет конкретному человеку. Я предлагаю мир полной гармонии, где все элементы согласованы друг с другом. Это как в одежде, ведь пиджак выглядит иначе с джинсами или с шортами. Поэтому я советую сочетать предметы с тем, с чем они хорошо смотрятся. Моя мебель должна подходить человеку. Я не смогу верно подобрать детали, если не возьму в расчет некоторые факторы из домашней обстановки конкретного человека.
Может ли ваш опыт в мире мебели в дальнейшем отразиться на вашей деятельности в мире моды?
Думаю, что, несомненно, да, хотя бы с технической точки зрения. А творческий процесс очень схож. Например, царапинки, прозрачные части на мебели и на одежде смотрятся почти одинаково.Помпоны, полоски, кисточки, прозрачные фрагменты… все это можно использовать и в одежде! Работая над последней коллекцией “Эрмес”, я делал так, чтобы можно было легко приступить к работе над следующей. Почему бы нет? Я создаю вещи, которые со временем позволят мне наслаждаться ими. В чем сходство моей одежды? Я бы охарактеризовал ее как историю сочетания и смешивания. Разное мышление, одна графика… мне нравится “trompe I’oeil” (иллюзия – прим. ред.) и комфорт.
Важна и функциональность, и эстетичность, и дизайн. Маневры со шнурками, помпонами, канатными кисточками, когда из темных они постепенно становятся прозрачными и наконец исчезают… это часть иллюзии… Помпоны, полоски, кисточки, прозрачные фрагменты… все это можно использовать и в одежде! Работая над последней коллекцией “Эрмес”, я делал так, чтобы можно было легко приступить к работе над следующей. Почему бы нет? Я создаю вещи, которые со временем позволят мне наслаждаться ими. В чем сходство моей одежды? Я бы охарактеризовал ее как историю сочетания и смешивания. Разное мышление, одна графика… мне нравится “trompe I’oeil” (иллюзия – прим. ред.) и комфорт. Важна и функциональность, и эстетичность, и дизайн. Маневры со шнурками, помпонами, канатными кисточками, когда из темных они постепенно становятся прозрачными и наконец исчезают… это часть иллюзии…
Спонтанность и неожиданность идей – один из залогов творческого успеха. Однако это и риск. Часто вам приходится идти на такое?
Если хорошенько всмотреться, то получается довольно забавная картина. В любом случае я возвращаюсь к своему началу – одежде. Процесс создания одежды всегда вдохновлялся и был тесно связан с архитектурой. С чем еще связан дизайн, как не с архитектурой? Вспомните средневековье. Зубчатые стены замков и т.д. Это всего лишь пример, который показывает как эстетическую, так и техническую связь. И, конечно, я это вижу, изучаю и люблю. Мне очень нравится процесс восстановления, я нахожу его творческим. То же самое я делал с моей одеждой. Это было так давно, что вспомнить страшно.
И когда же это было? В 79-м году у меня была коллекция, сделанная по высоким технологиям того времени. Я тогда сделал свой первый браслет “консервы”, используя элементы салона автомобиля. Все, что я видел, превращалось в одежду. Я использовал мешки для мусора для платьев, но мне пришлось избавиться от них… Через год я использовал камуфляж, парашют, меха, старые джинсы… Сейчас я вижу те же тенденции в дизайне, старое и новое смешивается… я люблю оба…
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.