Текст и интервью Наиры Аматуни
Фото предоставлены компанией CAPPELLINI

Джулио Каппелини.

Джулио Каппелини.

Джулио Каппеллини называют не иначе, как «легенда мирового дизайна». Как это нередко случается, будущая легенда вовсе не намеревалась надолго задерживаться в профессии: так, хотел поработать немного в родительской мебельной компании, чтобы потом пуститься в большое плавание по архитектуре. Но то ли гены оказались сильнее, то ли дизайн, так или иначе, мир приобрел одного из самых креативных и безумных в хорошем смысле этого слова дизайнеров. У Каппеллини также репутация человека, открывающего новые таланты. Благодаря ему на звездном небосклоне современного индустриального дизайна засверкали англичане Джаспер Моррисон и Том Диксон, австралиец Марк Ньюсон, итальянец Родольфо Дордони и французы братья Буруллек. Каппеллини считает, что каждый предмет должен создавать образ, быть экспрессивным и сексуальным. Вещи Каппеллини производят странное впечатление. Они слишком похожи на шедевры авангардного дизайна, которые были созданы за весь ХХ век и сейчас стоят в музеях. В них можно найти практически все: техно и дзен, минимализм и хай-тек, постмодернизм и фьюжн. Собственно, достаточно посетить Музеи современного искусства в Нью-Йорке и Сан-Франциско, Музей декоративного искусства и Центр Жоржа Помпиду в Париже, Национальную галерею современного искусства в Риме, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, чтобы воочию убедиться в сказанном. Преподает в Академии Домус (Domus Academy) и Европейском институте дизайна (Istituto Europeo di Design) в Милане. Джулио Каппеллини родился в Милане в 1954 году. Уже в 25 лет он получил ученую степень по архитектуре, закончив также Школу управления Университета Bocconi в Милане. Тогда же, в 1979 году, он начал работать в компании отца, где совершенствовал ее имидж, а затем, видимо, втянувшись, возглавил ее. В действительности тогда Cappellini была маленькой мебельной фабрикой, семейным предприятием, производившим обычную, традиционную мебель и не имевшим с авангардным дизайном ничего общего. Молодой Джулио Каппеллини решил изменить в ней все: мебель, ею производимую, подходы к дизайну и производству, сам образ и дух компании. Но прежде всего он стремился во что бы то ни стало «выйти за рамки привычного и создать что-то по-настоящему новое». Неудивительно, что по пути, развивая брeнд Cappellini, он основал компанию Mondo.k4 Это случилось в 1987 году, а спустя пять лет -Progetto Oggetto. Еще через год, в 1996, появилась компания Units (изделия для кухни). Сегодня магазины Cappellini есть в Милане, Париже, Вене, Сан-Паулу, Москве, Лос-Анджелесе и других городах мира. «Всемирный дом» -слоган Cappellini. Компании не только удалось собрать под одной крышей Cappellini дизайнеров разных национальностей и различных культур, но и объединить разностилевые модели в одну «интернациональную» коллекцию эксклюзивной мебели. Минималистские творения Пьеро Лиссони и футуристические объекты Марка Ньюсона, предельно строгий японский дзен и ироничный поп-арт, хай-тек и постмодернизм -все это удивительным образом объединено каким-то особым видением Cappellini, наполнено ее содержанием и настроением. Мебель Cappellini спокойно нарушает все привычные представления о материалах, нетрадиционных и недоступных ранее для производства мебели. В Cappellini могут запросто изготовить кухню целиком из дерева, включая раковину и рабочий стол, изваять кресло из мраморной гальки, сплести стул из проволоки или обтянуть веревкой журнальный столик. Cappellini использует дерево, стекло, сталь, алюминий, кожу, стараясь «выжать» возможности каждого материала полностью. Ведь говорил же другой знаменитый дизайнер Мис ван дер Роэ, что «любой материал хорош, когда используется по назначению». Вот что говорит сам Джулио Каппеллини по этому поводу: «Есть несколько вариантов «определения назначения». Что-то получается уже исходя из того, какой материал есть. То есть мы думаем о кресле, думая о дереве. Другое, это когда мы придумываем форму, а потом уже решаем, какой материал использовать. Наоборот, что-то рождается, когда мы смотрим на материал и думаем, что из него сделать». Для него главное – это делать то, что нравится, получать удовольствие от своей работы и видеть, что компания развивается. Не было бы смысла в вещах, которые нравятся людям, если бы сама компания не развивалась. У Джулио Каппеллини получается сочетать и то, и другое. А вот интервью, которое мы сделали с самим Джулио Каппеллини

k7Господин Каппеллини, как вы воспринимаете присужденный вам статус живой легенды мирового дизайна?

Я всегда относился к своей работе с большой любознательностью и страстью, стараясь представлять на рынке красивые и функциональные объекты, которые заставили бы людей мечтать. Быть одним из героев Мира Дизайна -истинное удовольствие, однако это также заставляет относиться к работе с большей ответственностью и стимулирует к созданию новых проектов.

Вы известны как человек, находящий новые таланты, и в вашей компании работают некоторые из них. Часто они оказываются иностранцами. Что дает такая интернациональность в работе?

И есть ли вообще понятие национальности в дизайне? Мне нравится обнаруживать новые таланты по всему миру независимо от их возраста и национальности. Главное, создавать хорошие проекты, и совсем не важно, где родился дизайнер -в Сиднее или Милане. Очень важно считывать и познавать отличающуюся от остальных личность и культуру каждого дизайнера. Надеюсь, мы всегда будем видеть разницу в проектах дизайнеров различных национальностей.

k11Иногда возникает ощущение, что в дизайне сделано все что, что можно придумать. И тем не менее инновации появляются с регулярной частотой. В чем, на ваш взгляд, заключается это новое?

Думаю, что еще можно сотворить что-то новое, в частности, с точки зрения употребления материала и технологий. Самое главное, создавать проекты, превосходящие те, что делались 10 лет назад. Мы должны создавать вневременные проекты.

k3Есть ли некий предмет в мировом дизайне, который покорил вас?

Мне не нравятся образцы, излишне роскошные и напыщенные. Я люблю простоту и тонкость в каждой детали.

k6А какой предмет из ваших коллекций вы считаете своим личным достижением?

Трудно сказать, какие изделия из коллекций Cappellini больше всего отображают мою сущность. С другой стороны, мне нравятся, в частности, вращающийся кабинет от Широ Кураматы (Shiro Kuramata), «Стул думающего человека» (Thinking man’s Chair) от Джаспера Моррисона, а также деревянный стул от Марка Ньюсона.

k2Ваша мебель может нарушать всякие представления о правильности использованного материала. Об этом говорили все кому не лень. Как вы считаете, эта мебель действительно удобна и функциональна или особую прелесть ей придает бренд с мировым именем Cappellini?

Полагаю, что материал является фундаментальной частью любого проекта, нельзя думать о проекте, не подумав сначала о материале. Мис ван дер Роэ любил говорить, что все натуральные и искусственные материалы полезны, если их использовать правильно. Часто бывает интересно обходить стороной традиционные способы употребления того или иного материала и создавать нечто новое с помощью инновационной технологии.

k5Читая ваши интервью, данные другим изданиям, я заметила, что вы часто используете слово «мечта» в контексте эмоций, испытываемых другими людьми. А о чем мечтаете вы?

Я мечтаю создавать предметы, которые подарили бы людям смех и желание обставить свои дома ими. Мечтаю производить такие экземпляры, которые затронут нежные струны сердец наших покупателей.

k12В чем секрет вашего успеха?

Секрет моего успеха заключается в убеждении, что всегда можно что-то придумать, я нахожусь в вечных поисках и нахожу вдохновение во всем, что есть в нашем мире.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.