Марио Ботта – это Марио Ботта, и этим все сказано. Сам архитектор заявляет о своей приверженности историческому детерминизму, т.е. его проекты являются отражением эпохи. Подчеркнутый геометризм его построек сочетается с вниманием к их природному и архитектурному окружению. Своими корнями они уходят к структуре древнеримского атриума, жилые помещения которого группировались вокруг внутреннего двора, открытого небу в центральной части. Его здания ¬ простые геометрические фигуры, контраст крупных масс и легких ажурных деталей, глухие кирпичные стены, скупо прорезанные световыми щелями или внезапно разорванные стеклянными порталами, за что их часто называют «бункерами-бельведерами». Имя Марио Ботта сделал себе на частных домах, которых он построил в Швейцарии в количестве 25 штук.
Они сочетали модернистскую эстетику и обращение к языку базовых геометрических форм, навеянному аскетичной красотой древней и вернакулярной архитектуры, образцы которой часто можно встретить в родном кантоне Ботты Тессино. Самые характерные для них элементы – захватывающие дух атриумы, зенитные фонари, почти лишенные дверей «перетекающие» внутренние пространства.
Свою приверженность к вернакуляру Ботта сохранил, вместе с тем отдавая должное и традициям европейской архитектурной классики с ее принципами осевой пространственной организации и композиционной симметрии. Ботта начал заниматься архитектурой в 15-летнем возрасте, когда началась его трехлетняя стажировка в луганской архитектурной фирме «Карлони и Каменич». Свое первое здание он спроектировал в шестнадцать лет, а первую профессиональную степень Ботта получил в 1969 году, закончив институт IDA (Institute Universitario di Architettura) в Венеции. В студенческие годы ему довелось стажироваться у таких признанных звезд Современного движения, как Ле Корбюзье и Луис Кан. Идеи этих архитекторов, наряду с наследием своего непосредственного учителя Карло Скарпа, Ботта считает фундаментом своего творчества. Спустя год после окончания института Ботта обзавелся собственным офисом в Лугано, который занимался строительством вилл. Крупные заказы начали поступать в 1980-е.
Тогда Ботта спроектировал здания медиатеки в Виллербане (1984-88) и кафедрального собора в Эври под Парижем. Незадолго до этого он попробовал себя и в дизайне мебели. Архитектура Марио Ботта стала одной из первых европейских манифестов новой эпохи – эпохи постмодернизма. Не удивительно, что в последующие годы он не только получил известность как практикующий архитектор, но и стал играть заметную роль в мире архитектурной теории, регулярно выступая с лекциями в Европе, Азии, Северной и Латинской Америке.
Темы, найденные в его ранних жилых постройках, хоть трансформированно, но довольно ясно прочитываются в последующих масштабных городских постройках, созданных за последние три десятилетия. В первую очередь они проникнуты столь же пристальным интересом к различным аспектам историко-средового контекста, таким, как традиционная для данного региона строительная технология, особенности ландшафта, местная повседневная культура, включая ее прошлое и настоящее.
Наиболее значительными среди построенных архитектором общественных зданий являются Культурный центр Мальро в Чембери, Библиотека в Вийорбане (Франция), Банк Готтардо в Лугано, художественная галерея Ватари-Ум в Токио, Собор в Эвре (Франция), Музей Жана Тингели в Базеле, недавно законченная Синагога Цимбалиста и Центр еврейского наследия в Тель-Авиве, Муниципальная библиотека в Дортмунде (Германия), Центр Фридриха Дюрренматта в Невшателе (Швейцария), Музей современного искусства в Сан-Франциско.
Последний больше похож на гипертрофированный дизайнерский объект, и к нему трудно применить стандартные оценки. Но внутри все очень архитектурно, функционально и продуманно. Центральный световой фонарь, который снаружи смотрится как усеченный цилиндр (этот формальный прием Ботта любит и часто повторяет), снабжает 5 этажей здания, особенно галереи на верхнем этаже, светом. Остальные экспонаты музея тоже освещаются в основном верхним светом через оригинальные фонари.
Интерьеры музея весьма незаурядны. “Вездесущая полосочка” применена мастерски, хотя кое-где (особенно на фасадах) звучит не просто иронично, но даже издевательски. Талант архитектора позволил сочетать парадоксальное – нарочитую неуклюжую массивность и тонкую, даже эстетскую элегантность – в одном здании. 25 апреля 1986 года снежная лавина стерла с лица земли деревушку Моньо в кантоне Тичино, в южной Швейцарии. Ее мэр Джован Луиджи Дацио обратился к Марио Ботта с просьбой создать поминальный храм.
Проект Ботта (вызвавший жесткую профессиональную критику, задержавшую его реализацию) стал первым в ряду его интереснейших церковных построек. Здание имеет овальный план и снаружи представляет собой уже знакомый срезанный цилиндр. Храм сложен из местного камня, белого печчианского мрамора и серого гранита из Ривео, и покрыт плоской стеклянной крышей. Несмотря на тщательно подобранное сочетание цветов и фактур полосатой кладки (увлечение Ботта итальянской романской архитектурой общеизвестно), здание сначала кажется чем-то индустриальным – кусок трубы, торчащий из земли (это и шокировало).
Но если снаружи может показаться, что постройка не соответствует своему назначению, то сомнения рассеивает ее изумительный интерьер. Это очень маленькое пространство, оно скорее соответствует часовне, чем церкви. Но оно обладает главным качеством сакрального интерьера: здесь есть ощущение мистической радости, близости к Богу. Чередование темных и светлых полос камня задает пространству собственный ритм, не связанный с окружающим миром.
Сквозь витраж крыши падают полосы света и, перекрещиваясь с полосами кладки, движутся по стенам и полу – зрелище космической, божественной геометрии. Это движение может быть медленным или стремительным, торжественным или драматичным, но это главное, что здесь происходит. Эффект скорее готический, чем романский – интерьер творится светом. Ботта говорит в одном из интервью: «Длительность архитектуры, которую видно в Валле Маджиа, показательна.
Она вне стиля или моды, даже вне местной культуры. Это архетип». Еще одна знаковая работа Марио Ботта – часовня на горе Монте-Тамаро (Тессино, Швейцария). Это одно из самыхdp -зрелищных произведений современной европейской архитектуры. Выложенный из грубо обработанного порфира, романтическое творение Ботта напоминает средневековый бастион и одновременно – римский виадук. Ботта снова использует свой срезанный цилиндр, только здесь он глухой. Выложенный из грубо обработанного порфира, объем выглядит будто рыцарский замок, контролирующий альпийские перевалы. Ряд прямоугольных окон-бойниц, каменные водометы и наблюдательная площадка на крыше усиливают впечатление крепости.
Часовня стоит на высоте 2000 метров над долиной Лугано. Интерьер Санта Мария дельи Анджели представляет собой настоящую романскую архитектуру, естественный свет дозирован и выхватывает из мистического мрака немногие, но значимые элементы – руки Спасителя (фрески итальянского художника Энцо Кукки), романские по рисунку, освещаемые сверху из скрытого источника в алтаре или помещенные в верхних откосах окон.
В 1999 году в Лугано, в Музео кантонале д`арте, проходила выставка, посвященная 400-летию Карло Борромини – самого “сумасшедшего” архитектора эпохи барокко. К этой выставке на озере в парке Чьяно Марио Ботта вместе со студентами Архитектурной академии Мендоризио соорудил грандиозную деревянную модель церкви Сан-Карло алле Куаттро Фонтане в Риме. Перед Марио Ботта стояла задача превратить академическую экспозицию, посвященную мастеру, умершему три века назад, в зрелище, способное увлечь собой далеких от архитектуры зрителей. Ботта выстроил разрез купола Сан-Карло в натуральную величину, переосмыслив прием профессионального архитектурного языка в прием сценографии. Ход, в значительной степени подсказанный самой архитектурой барокко с ее театральностью и с преобразованием театральной сцены в образ дома, у которого отрезана одна стена. И одновременно остросовременный из-за особенностей построения самого разреза.Элементарный разрез, которым Борромини владел ничуть не хуже Ботта, оказывается самой радикальной авангардизацией классики. Он переводит архитектуру в виртуальный мир объектов, одновременно и несомненных, и сомнительных в реальности своего существования.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.