Дизайнеры интерьера устремились в будущее, которое, впрочем, уже было в прошлом. Сотни и тысячи футуристических предметов интерьера заполонили сначала воображение дизайнеров, а затем магазины и шоу-румы. Каким только не видели дом будущего!
Кинематографисты, писатели и, наконец, сами архитекторы поднимали здания над землей, «переселяли» граждан в бесконечные башни с прозрачными стенами и солнечными батареями в качестве источников жизне обеспечения. Футуристические проекты 60-х годов прошлого века отличались безграничной верой в могущество новых технологий. Сегодня футуризм и авангард снова входят в интерьерную моду как символы веры в будущее и позитивного отношения к жизни. Образцом рационального интерьера в 60-е считалась кабина космонавта. Кухня, напоминающая скорей орбитальную станцию, где гаджеты находятся на расстоянии вытянутой руки и имеют обтекаемую форму – чтобы не пораниться в невесомости. Футуристические фантазии оказались вполне практичным и даже коммерческим изобретением. Будущее и космические дали лишаются своего романтического ореола.
Но от этого выглядят не менее привлекательно. Гигантские светильники-«кометы», диваны в виде нарождающейся Луны, вазы, «изрытые» кратерами, и кресла с рожками, напоминающими антенны для общения с собратьями по разуму… Вполне вероятно, что в XXII веке все это не понадобится и перекочует в музеи артефактов (ведь, согласно последним прогнозам, жить люди будут в квартирах-пеналах в окружении touch-панелей). Но почему бы в нашем настоящем не помечтать о далеких мирах?! Дизайнеры проектируют дома будущего, напоминающие интерьеры космических станций, жить в которых, по их уверениям, будет удобно и приятно. Примером могут служить монументальные футуристические проекты Захи Хадид, в которых используется неправильная, оплывшая форма, как будто созданная из неземного материала. Однако самым, пожалуй, известным специалистом данного направления можно назвать Карима Рашида, который говорит о своих работах: «Если бы мои произведения воплотились в материальный объект, то имели бы вид текущей волны в бесконечном движении».
Уже второе десятилетие он создает вещи, максимально приближенные к потребностям современного человека. Свой стиль он назвал “чувственным минимализмом” и попытался объединить мир виртуальный с миром реальным, соединить хай-тек с природой, физику и метафизику. Здесь ненужно придумывать ничего особенного, главное, продумать такие жизненно необходимые вещи, как правильное расположение окон, правильная высота потолка и многофункциональная, удобная мебель. А еще, если в доме появляется какой-то новый предмет, то вместе с ним должен исчезнуть какой-то старый – таким образом всегда сохраняется гармония. Ну, а дальше дело за интеллектуальными предметами, столь необходимыми в нынешнее время, а возможно, даже и роботами.
Киберпространство с каждым днем становится все более правдоподобным, реальные предметы все чаще напоминают теперь компьютерные изображения. Кровати с откидным верхом, кресла-трансформеры – идея трансформации мебели жива и набирает силу. На смену традиционной мебели приходят многофункциональные блоки, выполненные из материалов космической индустрии – полиуретана и фибергласа – по усовершенствованным технологиям. Многие дизайнеры конструируют мебель, основываясь на сложнейшей внутренней структуре растений. Это гимн в честь гармонии растительного мира. Появляется мебель на основе повторяющихся модулей: для ее создания используются формы, в точности повторяющие структуру живых клеток или медовых сот. Еще одно направление – надувная мебель, пневматика. Эта дутая мебель – как напоминание о детстве. Дизайнеры предлагают целые “надувные” интерьеры.
В освещении – неоновые лампы, светодиоды и металлические светильники. В цветовой гамме – серебристый, серый и бежевый. А на экранах мониторов, вмонтированных в стены, как на иллюминаторах звездолета – звездное небо. Как считают дизайнеры, дом будущего будет меньше по площади, обстановка в нем будет кардинально меняться гораздо чаще, в нем не будет лишних вещей и антиквариата. Архитектура и технологии сольются в одно целое, а инженерные системы в эпоху цифровой революции будут объединены мультимедийно. Мебель становится мобильней, ярких, радостных цветов, а формы – более органичными, меняющимися в зависимости от потребностей тех, кто ею пользуется.
Диваны и кресла – ниже и мягче, ближе к формам тела. Острые углы почти исчезнут, а самой мебели в интерьере станет меньше. Что касается материалов, будущее за синтетикой, прежде всего пластиком. Новыми материалами для изготовления мебели станут более экологичные уотерборн (обивочный материал, при производстве которого вместо органических растворителей используется вода), дюрат (композит на основе полиэстера), полиуретановая смола, кориан (композит из акрила, натуральных минералов и пигментов), карбон (сверхлегкий и сверхпрочный), техногель (пришедший на смену каучуку и силикону). Самыми популярными в этом сезоне стали мягкие линии и «оплывшие» шарообразные или яйцевидные формы. Блестящий металл или его имитация создают впечатление внеземного происхождения предмета, даже если это кресло классической формы от компании Baxter, созданное Паолой Навоне, или кресло в форме полумесяца (Parri).
Такой же предмет, но из мягкого материала, покрытого обивочной тканью теплых красных оттенков, скорее напоминает элемент природы (Domodinamica, PlusT). Эстетика футуризма основана на эпатаже, поэтому совершенно естественно, что он нашел свое место и в декоре. Да, далеко не каждый согласится оформить свой дом в виде “поля битвы”, но, тем не менее, всегда находятся неординарные люди, способные создать шедевры даже на такую тему. Конечно, как и во всем остальном, здесь должно быть чувство меры, ведь смысл этого стиля не в количестве шокирующих воображение деталей, а в оригинальности замысла и профессиональном его исполнении.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.