“Женщине очень тяжело стать архитектором, потому что профессия оказывает на человека сильное давление и отнимает чудовищное количество времени, которое женщине хочется потратить на семью и детей. Посмотрите на меня: я все время работаю, и у меня ни семьи, ни детей. Но у меня другая цель. Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне”.
Из интервью Захи Хадид
Архитектор с мировым именем Заха Хадид не нуждается в представлении, и вопросов “а кто это?” и “чем занималась?” не возникает. Ее имя с восторгом повторяли во многих странах мира, стоило лишь ей реализовать очередной свой проект, будь то здание аэропорта или музей современного искусства… В переводе с арабского ее имя означает “блистательная”, что она неустанно доказывала несколько десятков лет. Заха Хадид родилась в Багдаде в 1950 году в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя крупной прозападной буржуазии.
Комплекс “Каир Экспо-Сити“ (Cairo Expo City). 2009
В 11 лет, во время поездки в Англию, она решила, что хочет стать архитектором. И стала. Знаменитые мастера Рем Колхаас и Элия Зенгелис были ее учителями в школе Архитектурной ассоциации Лондона. Она пошла по архитектурному пути, сразу заработав нелестные отзывы от практикующих мастеров, самый мягкий из которых – “эксцентричная чудачка”, а ее проекты считались не подлежащими воплощению. Зенгелис считал ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился. Но, как он вспоминает, ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей, особенно лестниц, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок.
Инсталляция Lilas, Гайд-парк, Лондон, Великобритания. 2007
А Колхаас увидел в ученице “планету на своей собственной орбите” и в 1977 году привлек ее к работе в своей мастерской ОМА (The Office for Metropolitan Architecture). Здесь будущая “королева деконструктивизма” проработала недолго. В 1980 году она сама начала преподавать в Архитектурной Ассоциации, где организовала собственную студию “Zaha Hadid Architects”.
Культурный центр в Абу-Даби, ОАЭ
Сильное влияние на нее как архитектора оказали советские конструктивисты, но ее творческий язык остался ярко оригинальным. У студии долго не было больших заказов. Фирма занималась “мелочами” (бары, мебель, дизайн выставок, горнолыжный трамплин), которые признавались выдающимися, но чересчур радикальными, а архитектурные идеи – слишком сложными и нереальными.
Многофункциональный комплекс “Танцующие башни“, Дубай, ОАЭ, 2006
Желающих вкладывать деньги в ее “безумства” было немного: необычной формы геометрии, похожие на застывшие потоки и ледники, остроугольные скалы, космические кометы, они переворачивали всякое представление о законах физики и математики строительства. Оригинальность ее высказываний пугала, но и притягивала внимание. Она же с упорством настоящего преобразователя мира не отказывалась от своих образно-художественных поисков. В 1990-е годы лондонская мастерская Хадид регулярно производила проекты для международных конкурсов, которые почти всегда выигрывала, но построить не могла почти ничего. Ее перевернутый небоскреб для английского города Лестера (1990) так и остался на бумаге, проект спортивного клуба “Пик” (1983) на холме над Гонконгом победил в международном конкурсе, но заказчик обанкротился.
За этот нереализованный проект она получила первую из своих многочисленных наград. Но говорят же: путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе. Ее слишком оригинальный и бескомпромиссный подход к творчеству вынудил ее остаться преподавать в Архитектурной Ассоциации, однако проектирование и участие в конкурсах она не оставила.
В 1994 Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект Оперного театра залива Кардифф. Но застройщик испугался оригинальности ее дизайна и после полутора лет конфликтов отказался от проекта. Одним из первых ее реализованных зданий стала пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели Vitra, напоминающая бомбардировщик “Стелс” (1991-1993).
По словам самой Хадид, всплеск интереса к ее творчеству начался после того, как в 1997 году было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао (Испания) по проекту Франка Гери (Frank Gehry). А после участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати (США), открывшегося в 2003 году, идеи Захи Хадид становились по-настоящему востребованными.
Это сооружение можно назвать вертикальной улицей: большие бетонные плиты мостовой плавно перетекают в пол вестибюля, пространство которого отделено от улицы только тонким стеклом. Для выставок предназначены огромные (высотой в два этажа) параллелепипеды из металла и бетона, “парящие” над вестибюлем. Вместо одинаковых галерей архитектор предлагает залы разнообразных конфигураций. Хадид варьирует высоту потолка и уровень пола, предпочитая мерности этажной системы ритм изменяющихся пространств.
Все они связаны воедино шахтой, пронизывающей Центр, и зигзагообразной лестницей у задней стены. И шахта, и лестница превращаются в площадки, откуда хорошо наблюдать всю архитектуру здания. После открытия Центра посыпались заказы и приглашения на большие конкурсы, где ее конкурентами становились самые выдающиеся мастера, включая учителя Колхааса. Заговорили о ее версии архитектуры как искусства, когда создается уникальный зодческий “образ”, ведущий из тупика постмодернистской и деконструктивистской архитектуры.
Главное в ее проектах не принципы эргономики и функциональности (они учитываются, но отходят на второй план), а собственный формальный язык – среднее между метафорой и абстракцией. Хадид не укладывалась ни в какой архитектурный жанр, кроме собственного. В одном из своих интервью она сказала: “В проекте обязательно должна присутствовать значительная доля странного. Проект, как любой подлинный объект желания, сначала должен казаться загадочным, словно незнакомая территория, которая ждет, чтобы ее открыли и исследовали.
Когда меняется форма, к которой мы привыкли, это развивает мышление человека в целом. Для инженеров, с которыми я работаю, мои проекты – это постоянная головная боль”. В 2004 Хадид совершила в архитектуре революцию, став первой женщиной в истории, получившей Притцкеровскую премию. Это престижнейшая премия в области архитектуры, которую приравнивают к Нобелевской. Стиль Захи Хадид, оригинальный творческий язык, основанный на принципах неомодернистской архитектуры, уходит корнями в конструктивизм и супрематизм начала XX века.
Ее дипломный проект, за который она, собственно, и была удостоена Притцкеровской премии, называется “Архитектон Малевича” в честь знаменитого супрематиста, который считал, что пространство можно ощутить, лишь оторвавшись от Земли и потеряв точку опоры. Тот же принцип лежит в основе многих проектов Захи Хадид – ее архитектура как будто порывает с гравитацией. Все реализованные (а особенно нереализованные) проекты Захи Хадид стремятся к изменению традиционных представлений об архитектуре и градостроении.
В ее работах всегда было место экспериментам, которые создали особую эстетику, диктующую новые правила современному дизайну. Она строила 170-метровую стеклянную башню с офисными помещениями, трехэтажную галерею и шесть жилых домов в Милане, небоскреб в Марселе и другой – “лежащий”, похожий на упавшее дерево – в Монпелье, железнодорожную станцию в Неаполе, “танцующие башни” в столице ОАЭ Дубае, музейные здания, мосты, библиотеки. Всего не перечислишь: планирование работ бюро Захи Хадид ведется уже на 2021 год и дальше, а строящихся крупных объектов до этого времени – 16. Победы в конкурсах и обилие предлагаемых ей грандиозных заказов удивляют, а слава катится волной “девятого вала”. Родина “первой любви” Хадид – конструктивизма – тоже пожелала сжать уже статусную даму зодчества в своих жестких объятиях.
Архитектор всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и “растянуть” рамки привычного пространства, придав ему мощный двигательный импульс. С этой же целью – усиления внутреннего движения и деформации – Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искаженную перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии. Сегодня западные критики по праву называют её самым перспективным архитектором ближайшего десятилетия. Её творческой энергии, художественному потенциалу и наполеоновскому размаху могло позавидовать не одна сотня “продвинутых” мастеров. Каждый новый проект выглядил еще более дерзким и новаторским по сравнению с предыдущим.
Кроме работы с крупными формами, Заха Хадид создала инсталляции (например, проект идеального дома, представленный на Imm Cologne 2007 в Кёльне), театральные декорации, выставочные и сценические пространства (например, для мирового турне группы Pet Shop Boys, 1999-2000), интерьеры (ресторан “Моондзун” в Саппоро, 1990), мебель (“органическая” коллекция Dune Formation), картины и рисунки, сотрудничала со многими известными брендами (Swarovski, Dupont, Sawaya and Moroni и др.). Живопись и рисунки Хадид есть во многих музейных коллекциях, таких, как MOMA, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и других. Также она читала лекции и устраивала мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории.
Это ведь входило в особенность ее видения архитектуры, помогающей общению, связывающей пространства и людей, а не изолирующей их. Она не строила маленькие “престижные здания”. Уровень ее славы таков, что ее же мастерская способна справиться с любым, самым невероятным проектным заданием, и всякий раз ожидания оправдываются неожиданной эстетикой.
Никто теперь не скажет, что среди женщин нет великих архитекторов. Заха Хадид нынче символ победы феминизма и политкорректности (мало того, что женщина, так еще и иранка по происхождению). Сегодня она одна из главных фигур в “звездном параде”, шагающем в историю архитектуры уже ХХI века. Пока пример ее звездного статуса в мужской, как было принято считать, профессии – исключение из правила. Однако все великие перевороты в культуре и науке начинались именно с исключений.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.