l9Огюст Мон­фер­ран – вы­да­ю­щий­ся ар­хи­тек­тор пер­вой по­ло­ви­ны 19-го сто­ле­тия. Фран­цузс­кий зод­чий, не пост­ро­ив­ший на ро­ди­не ни од­но­го со­о­ру­же­ния, Мон­фер­ран бо­лее 40 лет про­вел в Рос­сии. Его твор­чест­во – на­и­бо­лее яр­кое яв­ле­ние на гра­ни двух ар­хи­тек­тур­ных эпох. Бу­ду­чи од­ним из ве­ду­щих ар­хи­тек­то­ров вы­со­ко­го клас­си­циз­ма, или рус­ско­го ам­пи­ра, а так­же круп­ней­шим ма­сте­ром позд­не­го клас­си­циз­ма, он ед­ва ли не пер­вым сде­лал шаг в нап­рав­ле­нии зод­чест­ва вто­рой по­ло­ви­ны XIX сто­ле­тия. Мон­фер­ран оп­ре­де­лил пу­ти даль­ней­ше­го раз­ви­тия рус­ской ар­хи­тек­ту­ры вто­рой по­ло­ви­ны XIX ве­ка: от вы­со­ко­го клас­си­циз­ма к эк­лек­ти­ке. Не­да­ром его уче­ни­ком на про­тя­же­нии де­вя­ти лет был А. И. Шта­кенш­ней­дер – круп­ней­ший ар­хи­тек­тор пе­ри­о­да расц­ве­та эк­лек­ти­ки. И, по мне­нию мно­гих ис­сле­до­ва­те­лей, ес­ли бы да­же он не пост­ро­ил за всю свою жизнь ни­че­го, кро­ме Иса­а­ки­евс­ко­го со­бо­ра и Алек­санд­ровс­кой ко­лон­ны, его имя вош­ло бы в зо­ло­той фонд ми­ро­вой ар­хи­тек­ту­ры и зод­чест­ва.

l1 Од­на­ко Мон­фер­ран был ав­то­ром еще це­ло­го ря­да ин­те­рес­ней­ших про­из­ве­де­ний ар­хи­тек­ту­ры как в Пе­тер­бур­ге, так и в дру­гих го­ро­дах Рос­сии. За бо­лее чем 40 лет жиз­ни в Рос­сии Мон­фер­ран вы­пол­нял за­ка­зы двух им­пе­ра­то­ров – Алек­санд­ра I и Ни­ко­лая I. Зод­чий за­нимал­ся со­став­ле­ни­ем про­ек­тов для крупней­ших про­мыш­лен­ных и тор­го­вых центров Рос­сии: Пе­тер­бур­га, Моск­вы, Ниж­не­го Нов­го­ро­да (1817-1822 гг.); ру­ко­во­дил подъ­е­мом на по­ста­мент Царь-Ко­ло­ко­ла в Моск­ве (1836 г.); при­ни­мал уча­стие в про­ек­ти­ро­ва­нии уве­се­ли­тель­но­го са­да в Ека­те­рин­го­фе и ря­да па­рад­ных за­лов и жи­лых по­ме­ще­ний Зим­не­го двор­ца.

l0Ан­ри Луи Огюст Ри­кар де Мон­фер­ран ро­дил­ся 23 ян­ва­ря 1786 го­да во Фран­ции, в Шайо, пред­местье Па­ри­жа. Отец его был учи­те­лем вер­хо­вой ез­ды, по­том ди­рек­то­ром Ко­ро­левс­кой ака­де­мии в Ли­о­не. Дед Мон­фер­ра­на Ле­же Ри­кар – ин­же­нер, стро­и­тель мо­стов. Мать бу­ду­ще­го ар­хи­тек­то­ра Ма­рия Фран­су­а­за Лу­и­за Фи­оть­о­ни, италь­ян­ка, бы­ла до­черью тор­гов­ца. В воз­ра­сте 20 лет Мон­фер­ран по­сту­пил в Спе­ци­аль­ную шко­лу ар­хи­тек­ту­ры (так при На­по­ле­о­не на­зы­ва­лась Ко­ро­левская Ака­де­мия ар­хи­тек­ту­ры). Его уче­ба и на­ча­ло са­мо­сто­я­тель­ной де­я­тель­но­сти не­од­нок­рат­но пре­ры­ва­лись со­бы­ти­я­ми на­по­ле­о­новс­ких войн, в ко­то­рых мо­ло­дой Мон­фер­ран при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие и да­же пос­ле сра­же­ния при Ар­но был наг­раж­ден ор­де­ном По­чет­но­го ле­ги­о­на. Во­ен­ная служ­ба да­ла Мон­фер­ра­ну жиз­нен­ный опыт, уме­ние на­хо­дить вы­ход из труд­ных си­ту­а­ций, вос­пи­та­ла чувст­во от­ветст­вен­но­сти. Заг­ра­нич­ные по­хо­ды ар­мии На­по­ле­о­на не толь­ко не по­ме­ша­ли Мон­фер­ра­ну за­вер­шить об­ра­зо­ва­ние, но и обо­га­ти­ли его зна­ни­я­ми в области ар­хи­тек­ту­ры, в част­но­сти, ан­тич­ной и эпо­хи Воз­рож­де­ния.

l6Пос­ле окон­ча­ния уче­бы мо­ло­дой ар­хи­тек­тор нес­коль­ко лет ра­бо­тал у ге­не­раль­но­го инс­пек­то­ра ар­хи­тек­ту­ры де­пар­та­мен­та Се­ны и Па­ри­жа. Но у мо­ло­до­го ам­би­ци­оз­но­го ар­хи­тек­то­ра бы­ло ма­ло шан­сов обес­смер­тить свое имя во Фран­ции, осо­бен­но пос­ле разг­ро­ма на­по­ле­о­новс­кой ар­мии. Сов­сем дру­гое де­ло – по­пы­тать счастья в мо­ло­дой, быст­ро раз­ви­ва­ю­щей­ся сто­ли­це по­бе­до­нос­ной Рос­сии – в Санкт-Пе­тер­бур­ге. К трид­ца­ти го­дам про­цесс фор­ми­ро­ва­ния ху­до­жест­вен­ных иде­а­лов Мон­фер­ра­на за­вер­шил­ся, а он еще ни­че­го не пост­ро­ил по собст­вен­ным про­ек­там. Оза­бо­чен­ный эти­ми мыс­ля­ми, он в 1814 го­ду вос­поль­зо­вал­ся пре­бы­ва­ни­ем в Па­ри­же Алек­санд­ра I и под­нес ему рос­кош­ный аль­бом со сво­и­ми про­ек­та­ми, на ти­туль­ном ли­сте ко­то­ро­го бы­ла вы­ве­де­на кал­лиг­ра­фи­чес­кая над­пись: «Раз­ные ар­хи­тек­тур­ные про­ек­ты, пред­став­лен­ные и пос­вя­щен­ные Его Ве­ли­чест­ву им­пе­ра­то­ру все­рос­сийс­ко­му Алек­санд­ру I Ав­гу­стом Мон­фер­ра­ном, чле­ном Фран­цузс­кой Ака­де­мии ар­хи­тек­ту­ры. Па­риж. Ап­рель, 1814». Мон­фер­ран пон­ра­вил­ся им­пе­ра­то­ру и в 1816 го­ду был приг­ла­шен в Пе­тер­бург.

l8 В рус­ской ар­хи­тек­ту­ре тог­да на­чи­нал­ся за­вер­ша­ю­щий этап раз­ви­тия клас­си­циз­ма. Твор­чес­кий путь ар­хи­тек­то­ра фак­ти­чес­ки свя­зан толь­ко с Рос­си­ей, и преж­де все­го с Пе­тер­бур­гом, где он жил на про­тя­же­нии бо­лее со­ро­ка лет, до са­мой смер­ти. Поч­ти сра­зу же по при­бы­тии в Пе­тер­бург на­чи­на­ет­ся го­ло­вок­ру­жи­тель­ная карь­е­ра Мон­фер­ра­на. 21 де­каб­ря 1816 г., в воз­ра­сте трид­ца­ти лет, он ста­но­вит­ся придвор­ным ар­хи­тек­то­ром, а че­рез де­сять дней оп­ре­де­ля­ет­ся на­чаль­ни­ком чер­теж­ной в Ко­ми­тет для стро­е­ний и гид­рав­ли­чес­ких ра­бот – круп­ней­шую стро­и­тель­ную ор­га­ни­за­цию то­го вре­ме­ни, возг­лав­ля­е­мую вы­да­ю­щим­ся ин­же­не­ром и та­лант­ли­вым изоб­ре­та­те­лем А. А. Бе­тан­ку­ром.

l5 В зна­чи­тель­ной сте­пе­ни Мон­фер­ран был обя­зан Бе­тан­ку­ру сво­им воз­вы­ше­ни­ем в пер­вые го­ды жиз­ни в Пе­тер­бур­ге. Осо­бен­но пло­дот­вор­ным для не­го ока­зал­ся 1817 год. В этом го­ду Мон­фер­ра­ну по­ру­ча­ют со­став­ле­ние про­ек­тов для круп­ней­ших про­мыш­лен­ных и тор­го­вых цент­ров Рос­сии – Пе­тер­бур­га, Моск­вы, Одес­сы, Ниж­не­го Нов­го­ро­да. В 1817 го­ду Мон­фер­ра­ну по­ру­че­но раз­ра­бо­тать про­ект Спас­ско­го со­бо­ра в Ниж­нем Нов­го­ро­де, стро­и­тельст­во ко­то­ро­го за­вер­ши­лось в 1822 го­ду и бы­ло од­ной из пер­вых зна­чи­тель­ных ра­бот ар­хи­тек­то­ра в Рос­сии. По сво­е­му ар­хи­тек­тур­но­му об­ли­ку этот со­бор очень на­по­ми­нал бу­ду­щий Иса­а­ки­евс­кий со­бор в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Са­мой зна­чи­тель­ной ран­ней пост­рой­кой Мон­фер­ра­на в Пе­тер­бур­ге яв­ля­ет­ся дом Ло­ба­но­ва-Ро­стовс­ко­го, рас­по­ло­жен­ный вбли­зи Иса­а­ки­евс­ко­го со­бо­ра.

l3Его воз­ве­де­ние на­ча­лось в 1817 г., ос­нов­ные ра­бо­ты за­вер­ше­ны в 1820 г., а в пос­ле­ду­ю­щие три го­да про­из­во­ди­лась пе­ре­дел­ка фа­са­дов. В эти же го­ды ар­хи­тек­тор про­ек­ти­ру­ет и стро­ит да­чи для зна­ти, пар­ко­вые па­виль­о­ны в при­го­ро­дах Санкт-Пе­тер­бур­га. Осо­бен­но боль­шое ко­ли­чест­во част­ных за­ка­зов Мон­фер­ран вы­пол­нил в 1830-х гг. в Пе­тер­бур­ге. Мон­фер­ран стре­мил­ся ис­поль­зо­вать раз­лич­ные ар­хи­тек­тур­ные сти­ли, в осо­бен­но­сти го­ти­чес­кий, воз­во­дя пост­рой­ки в Ека­те­рин­гофс­ком пар­ке близ Пе­тер­бур­га, к со­жа­ле­нию, не сох­ра­нив­ши­е­ся. На­и­боль­шее раз­ви­тие го­ти­чес­кие при­е­мы по­лу­чи­ли в про­ек­те пе­ре­дел­ки зда­ния ста­ро­го Ли­тей­но­го дво­ра в Пе­тер­бур­ге, за­мы­кав­ше­го ког­да-то со сто­ро­ны Не­вы перс­пек­ти­ву ны­неш­не­го Ли­тей­но­го прос­пек­та. В 1824 г., пос­ле смер­ти Бе­тан­ку­ра, бли­жай­ше­го пок­ро­ви­те­ля и по­мощ­ни­ка Мон­фер­ра­на, ар­хи­тек­тор со­о­ру­жа­ет ему па­мят­ник на Смо­ленс­ком лю­те­ранс­ком клад­би­ще в Пе­тер­бур­ге. Са­мым вы­да­ю­щим­ся па­мят­ни­ком, соз­дан­ным Мон­фер­ра­ном, яв­ля­ет­ся Алек­санд­ровс­кая ко­лон­на, про­ек­ти­ро­ва­ние и со­о­ру­же­ние ко­то­рой про­дол­жа­лось в те­че­ние пя­ти лет – с 1829 по 1834 г. Ху­до­жест­вен­ная часть пер­во­на­чаль­но­го про­ек­та Алек­санд­ровс­кой ко­лон­ны пре­вос­ход­но вы­пол­не­на ак­ва­рель­ной тех­ни­кой и сви­де­тельст­ву­ет о вы­со­ком ма­стерст­ве Мон­фер­ра­на в этой об­ла­сти.

l2Для де­ко­ра­тив­но­го уб­ранст­ва по­ста­мен­та Мон­фер­ран раз­ра­бо­тал ри­сун­ки ба­рель­е­фов, в чем ему ак­тив­но по­мо­гал ху­дож­ник-де­ко­ра­тор Д. Б. Скот­ти. Но в свя­зи со смертью Скот­ти в 1830 г. ра­бо­ты за­вер­шил жи­во­пи­сец Ф. П. Брюл­ло. По уже го­то­вым кар­то­нам с тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ны­ми гра­да­ци­я­ми све­та и те­ни скульп­то­ры П. В. Свин­цов и И. Леп­пе вы­ле­пи­ли ба­рель­е­фы, рас­по­ло­жен­ные на пье­де­ста­ле ко­лон­ны. В ал­ле­го­ри­чес­кой фор­ме они прос­лав­ля­ют по­бе­ду рус­ско­го ору­жия и сим­во­ли­зи­ру­ют от­ва­гу рос­сийс­кой ар­мии. Ко­лон­на, рас­по­ло­жен­ная не в ге­о­мет­ри­чес­ком цент­ре Двор­цо­вой пло­ща­ди, а на оси ар­ка Глав­но­го шта­ба – цент­раль­ный про­езд Зим­не­го двор­ца, ор­га­нич­но впи­са­лась в об­щий ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль. Ес­ли на­зы­вать ар­хи­тек­ту­ру «за­стыв­шей му­зы­кой», то с уста­нов­кой па­мят­ни­ка выст­ро­и­лась ме­ло­дия пе­тер­бургс­ких пло­ща­дей с тре­мя ку­да­ми: вер­ти­каль ко­лон­ны, шпиль Ад­ми­рал­тейст­ва, ку­пол Иса­а­ки­евс­ко­го со­бо­ра. Од­на­ко на­и­бо­лее зна­чи­тель­ным про­из­ве­де­ни­ем Мон­фер­ра­на, при­нес­шим ему все­мир­ную сла­ву, яв­ля­ет­ся Иса­а­ки­евс­кий со­бор, про­ек­ти­ро­ва­ни­ем и стро­и­тельст­вом ко­то­ро­го Мон­фер­ран за­ни­мал­ся бо­лее со­ро­ка лет – с 1817 по 1858. Пос­коль­ку пред­по­ла­га­лось, что бу­ду­щий со­бор бу­дет цент­ром правосла­вия, царс­кое пра­ви­тельст­во при­да­ва­ло стро­и­тельст­ву ог­ром­ное зна­че­ние.

l7Бы­ла наз­на­че­на ко­мис­сия по пост­рой­ке Иса­а­ки­евс­ко­го со­бо­ра, в ко­то­рую вхо­ди­ли круп­ные го­су­дарст­вен­ные де­я­те­ли и спе­ци­а­ли­сты. Все об­щест­ро­и­тель­ные ра­бо­ты бы­ли за­кон­че­ны в со­бо­ре к 1841г., а его от­дел­ка дли­лась еще 17 лет. Мон­фер­ран пер­вым из ар­хи­тек­то­ров, ра­бо­тав­ших в Пе­тер­бур­ге, от­ва­жил­ся на воз­ве­де­ние пол­ностью ме­тал­ли­чес­ко­го ку­по­ла. При стро­и­тельст­ве Иса­а­ки­евс­ко­го со­бо­ра ар­хи­тек­тор впер­вые при­ме­нил уст­ройст­во воз­душ­но­го отоп­ле­ния по си­сте­ме Амо­со­ва, тех­ни­ку галь­ва­ноп­ла­сти­ки для из­го­тов­ле­ния скульп­тур и зо­ло­че­ние ку­по­лов ог­не­вым спо­со­бом. Ког­да обоз­на­чил­ся ко­нец ос­нов­ных стро­и­тель­ных ра­бот, ар­хи­тек­тор “отп­рав­лен был в Гер­ма­нию, Фран­цию, Ита­лию и Анг­лию для обоз­ре­ния при­ме­ча­тель­ней­ших зда­ний и соб­ра­ния нуж­ных све­де­ний к изыс­ка­нию вы­год­ней­ших средств для окон­ча­тель­но­го пост­ро­е­ния Иса­а­ки­евс­ко­го со­бо­ра”, при­нес­ше­го ему ми­ро­вую из­вест­ность. По возв­ра­ще­нии из-за гра­ни­цы Мон­фер­ран в ос­нов­ном за­ни­мал­ся от­дел­кой ин­терь­е­ров Иса­а­ки­евс­ко­го со­бо­ра.В пос­лед­ние го­ды жиз­ни ар­хи­тек­тор про­ек­ти­ро­вал па­мят­ник Ни­ко­лаю I.

l4 К это­му вре­ме­ни Мон­фер­ран выд­ви­нул ряд гра­дост­ро­и­тель­ных идей, свя­зан­ных с пре­об­ра­зо­ва­ни­ем цент­ра Пе­тер­бур­га. И ес­ли бы ар­хи­тек­тор ус­пел его ре­а­ли­зо­вать, то все цент­раль­ные пло­ща­ди Пе­тер­бур­га ока­за­лись бы свя­за­ны в еди­ный сти­ле­вой ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль. 26 ию­ня 1858г. Мон­фер­ран скон­чал­ся. На прось­бу же­ны ар­хи­тек­то­ра о пог­ре­бе­нии его в со­бо­ре после­до­вал ка­те­го­ри­чес­кий от­каз им­пе­ра­то­ра Алек­санд­ра II. Тог­да вдо­ва Мон­фер­ра­на увез­ла те­ло му­жа во Фран­цию и по­хо­ро­ни­ла его на од­ном из па­рижс­ких клад­бищ, где впос­ледст­вии мо­ги­ла за­те­ря­лась. Еще при жиз­ни Мон­фер­ран по­лу­чил все­мир­ное приз­на­ние. Се­год­ня же с уве­рен­ностью мож­но ска­зать: Мон­фер­ран – один из са­мых вы­да­ю­щих­ся зод­чих в исто­рии рус­ской ар­хи­тек­ту­ры, ко­то­рый сво­им твор­чест­вом ге­ни­аль­но под­вел чер­ту под ар­хи­тек­ту­рой клас­си­циз­ма и дал пре­вос­ход­ные об­раз­цы ран­ней эк­лек­ти­ки.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.