Грач Кешишян, режиссер

Грач Кешишян, режиссер

Ты не впервые обращаешься к армянской классике. Она актуальна по нынешним временам?

Грач Кешишян: Актуальной в смысле современности литературы и кино нам в жизни хватает. Для хороших фильмов требуется хороший сценарий, а поскольку у нас туго со сценаристами, то лучше обращаться именно к классике, к армянской литературе. Тема «Дневника крестокрада» Раффи очень актуальна и болезненна, думаю. Судьба многими армянами распорядилась весьма своенравно: испокон веков они покидали свои дома в поисках счастья или хлеба насущного.

h17И не всегда эти поиски велись честными способами. Главное в жизни человека – это дом, семья, одина. Нельзя искать счастья в чужих краях. Оно само найдет тебя там, где ты родился, живешь, работаешь. В «Дневнике крестокрада» есть важный, на мой взгляд, фрагмент в рассуждениях главного персонажа Петроса. Он не хочет оправдываться перед людьми за то зло, которое причинил им сознательно.

Композитор фильма Айко (студия HAYKO MUSIC PRODUCTION)

У тебя из фильма в фильм «кочуют» одни и те же актеры. Почему так происходит?

Скорсезе как-то сказал: «Попробуйте поработать с одним и тем же актером в двух фильмах, и вы почувствуете, насколько это тяжелая работа». Это действительно так. Когда ты знаешь характер, возможности и диапазон актера, с ним труднее работать из фильма в фильм, потому что хочется «вытянуть» из него другую натуру. Я из тех, кто высоко ценит талант и работу других, и уверен, что актеры, снимающиеся у меня, очень талантливы, с ними мне приятно, хотя и трудно работать. Не буду жаловаться на судьбу: съемки фильма «Дневник крестокрада» доставили и мне, и актерам большое удовольствие, потому что свою работу все выполняли с огромной отдачей. У нас хорошая актерская школа, но мало практики. Я позволю себе сказать, что на моей площадке актеры думают. Кино – это пространство для профессионалов, где каждый отвечает в большей степени за себя.

У тебя из фильма в фильм «кочуют» одни и те же актеры. Почему так происходит?

Скорсезе как-то сказал: «Попробуйте поработать с одним и тем же актером в двух фильмах, и вы почувствуете, насколько это тяжелая работа». Это действительно так. Когда ты знаешь характер, возможности и диапазон актера, с ним труднее работать из фильма в фильм, потому что хочется «вытянуть» из него другую натуру. Я из тех, кто высоко ценит талант и работу других, и уверен, что актеры, снимающиеся у меня, очень талантливы, с ними мне приятно, хотя и трудно работать. Не буду жаловаться на судьбу: съемки фильма «Дневник крестокрада» доставили и мне, и актерам большое удовольствие, потому что свою работу все выполняли с огромной отдачей. У нас хорошая актерская школа, но мало практики. Я позволю себе сказать, что на моей площадке актеры думают. Кино – это пространство для профессионалов, где каждый отвечает в большей степени за себя.

Ты намерен и дальше экранизировать произведения армянских писателей или замахнешься на нечто большее?

Грач Кешишян: Сейчас идет работа над сценарием по биографии Хачатура Абовяна. У него была интересная судьба, достойная того, чтобы о ней был снят фильм. А для кино на современную тематику я ищу нечто другое, возможно, что-нибудь по мотивам актуального сейчас французского писателя Бернара Вербера. Скорей всего, это будет артхаусное кино.

Как вы оцениваете возврат к армянской классике?

Могут ли подобные фильмы иметь успех? Грач Арутюнян: Я рад, что среди неисчерпаемой телевизионной безвкусицы наконец появляются «продукты» хорошего качества. Это фильмы, снятые по мотивам произведений, за которые не стыдно браться. Многие из них несправедливо забыты, но это настоящие, серьезные вещи. Часто, говоря о классике, мы плохо представляем себе, актуальна она или нет. Да, классика всегда актуальна и современна, на то она и классика. «Дневник крестокрада» Раффи – высокохудожественное произведение, достойно прошедшее испытание временем. Его сюжет интересен людям разного возраста, а его персонажам есть что сказать даже сегодня. Образ главного героя Петроса, который я во-пло-тил (с иронией и растяжкой, потому что очень не любит избитых актерских выражений и фраз – прим. ред.), интересен тем, что содержит в себе все отрицательные и положительные черты реального, живого человека, очень рельефные, хитросплетенные и гипертрофированные благодаря художественности произведения. Его поступки я не принимаю, но понимаю – со всей их мерзостью и низостью. Тем персонаж и интересен. Это подтверждает истину: нет положительных и отрицательных людей. В каждом из нас столько всего смешано, что разобраться порой бывает невозможно. Человек, в конце концов, не подлежит окончательному анализу, он необъясним, а его загадки неразрешимы. Можно прожить целую жизнь и так и не уметь до конца понять, что же есть на самом деле человек. Поступок, воспринимаемый всеми как отвратительный, вдруг, на какой- то планете, оказывается вполне достойным. (Я уже перешел в область какой- то фантастики…) В этом смысле «Дневник крестокрада», безусловно, интересная работа, поэтому я согласился на нее.

h10

Есть волшебное слово «кассовость», которое определяет направление современного искусства. Вы можете поставить знак равенства между кассовостью и фильмами по мотивам произведений наших писателей?

Грач Арутюнян: Не знаю, стоит ли смешивать эти два понятия. Важно как, а не что. Качественная работа, проделанная командой творческих профессионалов, без натяжки может считаться произведением искусства. Отсюда и кассовость (впрочем, одно не всегда влечет за собой другое). Что касается нового фильма, я не знаю, каким он получится, потому что пока не видел его в окончательно смонтированном виде, но могу говорить о творческом процессе. Я очень рад, что имею дело с человеком со вкусом, я говорю о режиссере Граче Кешишяне. У нас получился очень хороший творческий контакт, соответственно, и съемочный процесс был увлекательным: фильм снимался в Армении, Узбекистане, России. Грач из тех, кто считается с желаниями и советами актеров, и это всегда приносит хорошие плоды. И потом, он один из редчайших режиссеров, посещающих театр и не пропускающих ни одного спектакля. Поверьте, это о многом говорит. Мне бы хотелось, чтобы фильм «Дневник крестокрада » стал пусть небольшим, но правильным образцом хорошего вкуса и качества. Хочу обязательно отметить моего партнера по съемочной площадке Самвела Топаляна. Это молодой и очень талантливый актер, с которым мне было очень комфортно работать в силу некоторой родственности наших натур.

h6

Вы представитель молодого поколения актеров. Насколько близка вам тема фильма?

Самвел Топалян: Я сыграл роль Мурада, пятнадцатилетнего подростка, который под влиянием Петроса начинает заново открывать мир. Мальчик из простой семьи, «выпавший» в жизнь и вдруг обнаруживший, что нужно играть по жестким правилам – воровство, ложь, убийства. Находясь изо дня в день под влиянием большого мастера и знатока темных сторон жизни, он постепенно начинает смотреть на эти ужасы как на нечто совершенно естественное. Для него украсть так же нормально, как поесть, если ты голоден. Кроме преступлений, больших и малых, он ничего не видит в этом мире, жизнь для него – сплошная цепь подобных действий. За каких- нибудь пять или шесть лет Мурад становится профессиональным убийцей. К сожалению, роль эта по нынешним временам актуальная, поскольку и явление распространенное. Тема, сюжет и персонажи очень интересуют современную молодежь. Уже хотя бы поэтому стоило снять этот фильм. Тем более, что там есть над чем задуматься. Кроме того, сейчас мы очень мало читаем, особенно армянскую классику. Я рад, что произведения наших писателей наконец начали экранизировать, потому что многие, посмотрев фильм, отправляются домой с желанием прочитать книгу. Ничего, кроме пользы, я в этом не вижу. Фильм «Дневник крестокрада» – подсказка, намек, который именно на наше время и рассчитан.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.