Интервью / Асмик Шамцян
Фото предоставлены дирекцией фестиваля «Ереванские перспективы»

В этом году международный музыкальный фестиваль «Ереванские перспективы» отметил свое 15–летие. По факту он старше на год, a по количеству концертных сезонов и на два, но по ряду обстоятельств отсчет решили вести именно так. В действительности это не так важно. Его мощь, сила, репутация и блеск зарекомендовали себя с первого же года. Это из тех культурных феноменов, которые рождаются уже сильными и жизнеспособными. Имена, вписанные в историю фестиваля, первые десять лет называвшегося «Перспективы XXI», это небожители классического и джазового олимпа, титаны и корифеи.

Венский филармонический оркестр, Королевский оркестр Концертгебау, Лондонский королевский оркестр, Берлинский государственный оркестр, Израильский филармонический оркестр, симфонический оркестр Мариинского театра, дирижеры Даниэл Баренбойм, Майкл Тилсон Томас, Лорин Мазель, Валерий Гергиев, Зубин Мета, солисты Пинхас Цукерман, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Миша Майский, Джошуа Белл, Гидон Кремер, Юрий Башмет, композиторы Кшиштоф Пендерецкий, Родион Щедрин, Софья Губайдулина, Гия Канчели, лучшие квартеты, хоры и ансамбли мира.

Основывая фестиваль, композитор Степан Ростомян представлял Армению одним из мощных музыкальных центров мира. Сегодня фестиваль «Ереванские перспективы» стоит в одном ряду с ведущими европейскими фестивалями и является полноправным и наиболее уважаемым членом Европейской фестивальной ассоциации, объединяющей более 90 фестивалей исполнительского искусства, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры в 35 странах.

С чем пришли к юбилею, о внутренней кухне, о прошлом и будущем фестиваля нам рассказала Сона Оганесян, генеральный менеджер международного музыкального фестиваля «Ереванские перспективы».

ПЕРСПЕКТИВЫ «ПЕРСПЕКТИВ»

Фестиваль с юбилеем поздравили президент Серж Саргсян, Католикос всех армян Гарегин Второй, комиссар по культуре Европейского Союза Тибор Наврачич, назвавший «Ереванские перспективы» одним из лидеров фестивалей Европы, который поместил Армению на культурную карту мира, министр культуры Армен Амирян, мэр Тарон Маргарян, пианист Евгений Кисин… Начиная с 2008 года нас поддерживают президент Армении с супругой, министерство культуры, мэрия, в его становлении сыграли большую роль журнал «Ереван», мобильный оператор Viva–Cell MTS и другие. Сегодня мы абсолютный лидер по музыкальной части в регионе и даже среди стран СНГ. К нашему 15–летию мы пришли с чувством удовлетворения: миссия фестиваля продолжает успешно выполняться, принося все больше результатов Армении. Конечно, необходимо делать еще больше и стремиться к тому, чтобы все происходящее в мире культуры было основано на государственном мышлении, а не на частном.

Многие оркестры и музыканты, посетившие Ереван, впервые приезжали в постсоветсткую страну. Удивительно, но Венский филармонический оркестр до нас был только в России. Такой потенциал нужно превратить в стабильную экономическую силу. Например, Эдинбургский фестиваль с бюджетом 12 млн фунтов зарабатывает для страны до 150 млн за счет туристов, приезжающих на концерты. Если говорить о перспективах, то одна из них – запланированный на 2018 год концерт Берлинского филармонического оркестра в Ереване. Это событие колоссального масштаба, начав его анонс уже сейчас, мы привлечем в Армению огромное количество туристов. Являясь членом Европейской фестивальной ассоциации, мы можем использовать все европейские площадки для такой рекламы. «Перспективы» – это уже национальное достояние. В будущем его продолжат делать другие, и фестиваль станет вести отсчет на 30, 40, 60 лет, как многие фестивали Европы. Ереван стоит в одном ряду с Лондоном, Нью–Йорком, Берлином, Москвой по части музыкальной жизни, и самый большой капитал – это репутация, уважение и доверие.

О КОЛЛЕКТИВЕ

У нас сформировался замечательный, самоотверженно работающий коллектив. Было очень нелегко, иногда мы чувствовали себя как на фронте и, можно сказать, прошли войну. Основной костяк составляют десять человек – Левон Бабамян, Ани Овсепян, Армине Арабян, Айк Билян, Асмик Хачатрян, Нонна Исаджанян, Астхик Карапетян, Давид Григорян, Степан Ростомян и я. Во время проектов к нам присоединяются волонтеры, прекрасные молодые ребята, в основном из университета им. Брюсова. В Армении нет традиционной школы арт–менеджмента, поэтому наши сотрудники – это люди с совершенно разным бэкграундом. Их объединяет бесконечная любовь к фестивалю, большая ответственность, уважение и взаимопонимание, желание и умение работать 24 часа не один день.

Основатель, идейный руководитель и автор проекта – композитор Степан Ростомян. Он задумывался о крупномасштабной культурной политике и создании фестиваля еще в конце 80–х, многим пожертвовав для его реализации. Это были годы массового отъезда известных композиторов из Советского Союза. Ростомян писал заказы в Британии, и после больших творческих успехов перед ним были открыты все двери, чтоб жить, творить и преподавать там. Но его призванием было служение отечеству, и, вернувшись, среди многих других крупных инициатив посвятил 10 лет редактированию и изданию «Шаракана», сокровищницы нашей духовной музыки, и создал почву для рождения фестиваля, первого в новой истории независимой Армении. Он состоялся в 2000 году. Для участия приехали его друзья – пианист Алексей Любимов и скрипачка Татьяна Гринденко, четыре камерных оркестра – Московский ансамбль современной музыки, «Киев Камерата», «Эар» – ансамбль электроакустической музыки из Венгрии, Opus Post – ансамбль из России. Все высококлассные музыканты. Масштаб уже тогда был большой. В том же году впервые были исполнены больше 50 произведений армянских композиторов. Это не просто ряд концертов, а проект со своей концепцией и идеологией. Конечная цель – это создание среды, рождение новых лидеров в музыке и их продвижение. Это обеспечивает уровень и блеск фестиваля, который продолжает расти, «стремясь к крещендо», по выражению его основателя. Он выказывал и выказывает бескомпромиссность в вопросе выбора артистов и метода нашей работы вообще. Именно такой подход лежит в основе успеха. Переговорами занимаюсь я. Закончив ереванскую консерваторию, я получила квалификацию арт–менеджера в Британии и считаюсь одним из профессиональных специалистов международного уровня. Дипломатического образования не имею, о чем сожалею, но работаю практически как дипломат, часто ведя труднейшие переговоры. Приглашать в свою страну людей, имеющих плотные графики выступлений и огромную востребованность в мире, и с намного меньшим финансовым условиями действительно нелегко. Мы пробивали дорогу и для артистов классического жанра, и для джаз– и поп–звезд, многие из которых даже не знали о местоположении нашей страны на карте мира.

О ВНУТРЕННЕЙ КУХНЕ

Многие вещи Ростомян меняет буквально на корню, разрушая все, что было сделано нами, к примеру, мной и Левоном, координатором мероприятий, или другими членами команды. Но результат оказывается всегда блестящим. Мы перестали с ним спорить, просто следуем его указаниям, так как неоднократно, иногда с трудом, но убеждались в необходимости изменить многие вещи. Мне кажется, что от других проектов нас отличает блеск. И это не только имена артистов. Это подход, которых задает идейный руководитель. Если бы не его идеологический подход и стратегическое мышление, мы не имели бы такого успеха. Дальновидность, мудрость, блеск – все это идет от Ростомяна. И если мы можем пойти на компромисс, то с ним это никогда не проходит.

ПОЧЕМУ МУЗЫКАНТЫ ВЫБИРАЮТ «ПЕРСПЕКТИВЫ»

«Ереванские перспективы» – это фестивальный институт. Выступления звезд первой величины в Ереване часто вызывают шок не только в регионе, но и в странах СНГ. Например, если говорить об оркестрах, то приезды Королевского оркестра Консертгебау и Венского филармонического, в 2012 и 2013 соответственно, стали настоящим потрясением для всех. Это два из четырех величайших оркестров мира. Остальные два – Берлинский и Лондонский симфонические оркестры. Каждый их концерт – весьма значимое культурное событие. Они практически не ездят на гостроли, только на самые серьезные фестивали. Но на «Перспективах» они выступили, несмотря на вдвое меньший размер своего обычного гонорора. Венский оркестр приехал во главе с одним из самых высокооплачиваемых дирижеров мира Майклом Тилсон Томасом и ведущим пианистом, звездой Ефимом Бронфманом. Тут надо отметить важную деталь: это не было турне. Они приехали специально чтобы дать концерт в Армении. Это говорит о том, что фестиваль признан на самом высоком международном уровне. Когда у нас выступал Лорин Маазель (царство ему небесное) – великий дирижер ХХ–ХХI веков, с Королевским оркестром Амстердама, специально на его концерт в Ереван прибыла тогда первая леди Грузии Сандра Рулофс, супруга Саакашвили, сама из Голландии. Дело в том, что эти музыканты приезжают на фестиваль, а не в страну. И размер гонорара, поверьте, тут совсем ни при чем. Например, в Азербайджане на культуру выделяются огромные средства, но их попытки сделать аналогичный фестиваль ни к чему не привели, так как дело не в деньгах, а в преданности и людях, которые знают, что и как делать.

Надо, конечно, отметить, что много раз приглашение того или иного артиста было процессом, длящимся годы. Евгению Кисину мы писали с 2003 года, а свое согласие он дал спустя пять лет, отметив, что все это время следил за развитием фестиваля. По–человечески они, конечно, могут любить Армению, но участвовать в фестивале не будут, если его уровень покажется им недостаточно высоким. То же самое было с Кшиштофом Пендерецким. Его пытались пригласить многие, начиная с Арама Хачатуряна. Представлять столь солидную фигуру нужно на высочайшем уровне, что удалось сделать нашему фестивалю. Его первый визит совпал с мартовскими событиями, и нам пришлось преодолеть ряд политических сложностей. Это был, наверное, первый пример культурной дипломатии, тот самый soft power, сыгравший действительно неоценимую роль. Когда послы и министры иностранных дел европейских стран строго рекомендовали не приезжать в Армению и ставили клеймо, мы, в силу нашей репутации, смогли убедить приехать Пендерецкого и еще девятнадцать известных музыкантов – Ивана Монигетти, Григория Жислина, Арто Нораса…

«Ереванские перспективы» организовали несколько сот концертов, которые посетили больше полумиллиона людей. Рекорд был на выступлении Евгения Кисина, который многие помнят до сих пор. В зале «Арам Хачатрян» вместимостью 1300 человек сидели 2000, из которых почти 400 – на сцене. Наша публика – одно из достижений, которым мы очень гордимся. Зрители дали повод исполнителям, а через них и другим, заговорить совершенно иначе об Армении. Иван Монигетти, увидев полные залы молодежи на концертах Пендерецкого, сказал: «Духовное возрождение Европы начнется с Армении. Такого у нас нет. Все наши концерты – музейные, на которые ходят люди старшего поколения». А польский виолончелист Анджей Бауер назвал происходящее в Армении «сказкой, которая никогда не кончается». 

О БЛИЖАЙШИХ ПЛАНАХ

Среди гостей 2017–2018 годов – мировая оперная звезда Рене Флеминг, 8–кратный обладатель премии «Грэмми» «Эмерсон Квартет», Израильский камерный оркестр, Национальный симфонический оркестр России с маэстро Федосеевым, Тон Копман с «Амстердам Барок», пианистка Марта Аргерих. Следующий год завершит визит нашего любимого и преданного друга Евгения Кисина. Он посетит Ереван 27 декабря. За последние пять лет музыкант дважды побывал в Армении. Мы были удивлены, узнав, что он не был в России уже 12 лет. В следующем году он поедет туда впервые за это время. Кисин – это абсолютно другой человек, пречистая душа. Есть много знаменитостей, общение с которыми стоит целую жизнь – Даниэль Баренбойм, Зубин Мета, Пинхас Зукерман… Люди энциклопедических знаний и высочайшего интеллекта. И вы знаете, опыт показывает: чем выше класс музыканта, чем масштабнее он, тем легче с ним общаться. И наоборот, конечно.

В 2015 г. Ростомян основал академию фестиваля, через которую воплотится в жизнь другая важная идея: вырастить армянских исполнителей топ–класса. Сейчас там проходят мастер–классы, семинары, конференции. В Бюраканской академии армянские музыканты получают возможность встречаться с великими музыкантами, вместе общаться и продвигаться.

О ПРЕДАННОСТИ И ПРИНЦИПАХ

Историческим можно назвать цикл концертов «С тобой, Армения!», которые мы организовали в прошлом году в рамках государственной программы к 100–летию Геноцида армян. Всего один из таких концертов мог бы стать явлением года, а всего их было семь – что–то нереальное. Они в основном проходили в странах, где геноцид не признан, и служили инструментом, методом достижения конечной цели. Резонанс слышен до сих пор. Пинхас Цукерман играл в Лондоне с британским Королевским филармоническим оркестром, в Иерусалиме выступал Иерусалимский симфонический оркестр, Евгений Кисин – в Карнеги–холле в Нью–Йорке, Миша Майский, Максим Венгеров – с Бельгийским национальным оркестром в Брюсселе, Миланский оркестр Ла Скала с Даниэлем Хардингом в Риме, в Вене выступили Зальцбургская камерата, хор «Бах» с четырьмя ведущими армянскими солистами под управлением Джорджа Пехливаняна.

Наряду с великими музыкантами в каждом из концертов были представлены лучшие армянские исполнители. Участники «С тобой, Армения!» – мега–звезды, за чьими действиями и высказываниями наблюдают миллионы людей во всем мире. Это большой подвиг с их стороны говорить о справедливости и выражать свою гражданскую позицию ради Армении и дружбы. Сложно переоценить роль фестиваля, который открыл новую страницу в жизни страны, значительно повлиял на деятельность всех коллективов и создал новые возможности для международного признания наших талантов. С гордостью можно констатировать факт, что в нашей стране есть продукт, который по качеству стоит рядом с сегодняшними мировыми стандартами, а ведь таких у нас совсем немного. По словам европейских экспертов, «Перспективы» являются в одним из самых серьезных достижений 25–летней истории нашей страны.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.