Текст / Яна Авчиян
Фото / Ваге Минасян

10 ноября в Ереване состоялась премьера игрового фильма “Землетрясение”. Продюсерскую ответственность за фильм, одно название которого значимо для каждого армянина, взял на себя Рубен Дишдишян – руководитель российской компании “Марс Медиа”. Режиссеры – Сарик и Гевонд Андреасяны. Международным дистрибьютором “Землетрясения” стала крупная американская компания Covert Media.

“Хотя некоторые утверждают, что основная аудитория “Землетрясения” – СССР–овцы, но я уверен, что картина может быть востребована и молодежью. Нам хотелось сделать “Землетрясение” фильмом–событием”, – сказал нам Рубен Дишдишян в интервью. Думается, авторам это удалось. И хотя мнения о нем могут быть разные, фильм действительно стал событием уже хотя бы потому, что это первая за двадцать восемь лет картина, снятая о ленинаканском землетрясении.

Работа над ней началась в 2013 году, когда на стол продюсера лег сценарий Гранта Барсегяна и Арсена Даниеляна. Идея продюсеру понравилась, но Дишдишян принял решение расширить его рамки и сделать интересным для российского и нероссийского зрителя. В результате полуторагодовой адаптационной работы Алексея Гравицкого и Сергея Юдакова, которые и ввели русских персонажей, продюсер, наконец, был удовлетворен полученным материалом. Был ли удовлетворен этим один из авторов сценария – Грант Барсегян? “Задумка сделать фильм о событиях декабря 1988 года возникла у братьев Андреасянов несколько лет назад. Нужен был сценарий. Они обратились ко мне и Арсену Даниеляну, после чего нами была придумана и написана оригинальная история в жанре киноповести, которая легла в основу сценария. В дальнейшем маркетологи предложили внести изменения в сценарий с целью адаптации истории для международного зрителя. Что и было сделано, хотя, если говорить словами писателя и драматурга Рафаэла Акопджаняна, например, об итальянском кино, оно итальянское до мозга костей, и от этого не перестает быть интересным для широкой международной аудитории, а, возможно, именно этим и привлекательно. Тем не менее, в итоге получилась эмоционально очень сильная армянская история. От первоначальной сохранилось не так много, но с ней можно будет ознакомиться в онлайн формате на amazon.com, litres.ru и ozon.ru на трех языках – русском, армянском и английском.

Грант Барсегян высказал свое мнение и по поводу того, чем же все–таки может завлечь международного зрителя эта картина.

“Здесь можно говорить о нескольких аспектах, начиная с социально–политической значимости. Ведь это уникальная история, когда весь мир, более ста стран, объединились для оказания помощи пострадавшим от землетрясения в Армянской ССР, что было удивительным фактом в условиях “железного занавеса” и практики энергичного замалчивания любого рода катастроф и гибели людей в СССР. Фактически декабрь 1988 года окончательно стер границы между СССР и остальным миром. Выдающийся актерский ансамбль – от малоизвестных широкому зрителю, но блестящих актеров до звезд мировой величины, призеров Каннского кинофестиваля. Кропотливая работа по реконструкции города Ленинакана образца 1988 года с помощью компьютерной графики, работа художников–постановщиков выполнена на высочайшем техническом уровне и достойна уважения и всяческой похвалы. Не говоря о режиссере Сарике Андреасяне, который пронес свою идею от задумки до реализации – а это месяцы бессонных ночей; героическом подвиге продюсеров, поскольку снять такой фильм непросто даже в Голливуде, а в кинематографических реалиях Армении и России – это подвиг. Ну и, конечно, сама история, рассказанная в жанре драмы, кинокатастрофы, она о жизни и человеческом сострадании, которого так не хватает этому безумному миру сегодня”.

Сарик Андреасян: “Съемки картины длились 40 дней – 18 дней в Гюмри и 22 дня в России. Из этических побуждений было принято решение построить декорации разрушенного города в Москве, на одном из заброшенных заводов. Кадры мирного времени снимались в Гюмри. Мы загнали актеров почти в реальную атмосферу. Был холод, как в 88–м, и завалы были вовсе не из пенопласта. И когда мне сказали, спустись, посмотри, как они сделаны, я не рискнул, хотя страховку актерам, конечно же, мы обеспечили максимальную”.

Говоря об актерах, режиссер особо подчеркнул маленького Ваню, замечательно сыгравшего свою роль. “Он так плакал уже на пробах, что я был шокирован и не стал смотреть других детей. В определенной степени это заслуга и его мамы–актрисы, которая с ним занимается. До этого мальчику уже приходилось играть в других фильмах… В России принято ломать актеров под роль.

Я же беру актеров, которые подходят на роль, и им остается лишь усовершенствоваться. Так я выбрал и одного из главных героев – Виктора Степаняна, обладателя дальневосточной красоты. После съемок в нашем фильме Витя начал ходить в армянскую воскресную школу, чтобы выучить родной язык… Это еще раз доказывает, что кино может что–то изменить. Ведь по большому счету все, что мы знаем об Америке – из кино. Кино – один из способов показать колорит страны…”

Остается лишь добавить, что, несмотря на казусы с кинопремией “Оскар”, фильм “Землетрясение” продолжает претендовать на официальное международное признание. В числе двух других фильмов – “Последний житель” Дживана Аветисяна и “Жаркая страна, холодная зима” (“Местное время 28:94”) Давида Сафаряна – он представлен на соискание еще одной престижной американской кинопремии “Золотой глобус” в номинации “Лучший иностранный фильм”.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.