Текст / Наира Аматуни
Фото / Гага и Наира Аматуни, пресс-служба Всемирной выставки в Милане
Гага и Наира Аматуни /Design DeLuxe/ пресс-служба Всемирной выставки в Милане
Раз в пять лет весь интеллектуальный и творческий мир сходит с ума на полгода проходит Всемирная универсальная выставка ЭКСПО, за право проведения которой борются города и страны. Ее можно назвать глобальной витриной, где страны – участницы демонстрируют свои научные открытия и достижения. В этом году Всемирная выставка проходила в Милане, уже во второй раз в своей истории удостоившемся этой чести (первый в 1906 году). Для нас она тоже была второй. Первая – Шанхайское ЭКСПО, в 2010-м. Если сравнивать оба мероприятия, то можно отметить предельно четкую организованность итальянцев. Зайдя в прессцентр за аккредитацией, мы были приятно удивлены оперативностью процесса. Ощущение гладкости прохождения всех этапов выставки усиливала и небольшая территория и отсутствие больших очередей (по сравнению с Шанхайской, конечно). Однако размах и креативность обеих никак не отличались. Тема нынешней выставки звучала так: “Питая планету. Энергия для жизни”. В другом переводе “Накормить планету”. История продовольствия и питания человека, представленная множеством точек зрения через национальные культурные ценности и новейшие технологии.
Для проведения ЭКСПО миланские власти выбрали выставочный центр Rho-Fiera (который, кстати, проектировала чета Массимилиано и Дориана Фуксас), отведя ему площадь больше миллиона квадратных метров на северо – западе Милана. Это город в городе со всей инфраструктурой – с улицами, площадями, ресторанами, концертными площадками, образовательными мастерскими-лабораториями и выставками. Удивительным было то, что вся территория была покрыта буйной растительностью и многолетними деревьями, хотя до ЭКСПО это была практически пустая земля. Колоссальная работа!
С 1 мая по 1 октября 144 страны, 3 международные общественные организации и 5 корпораций на площадке Ро Фьера обменивались идеями по поводу того, как нам обеспечить себе сытое и устойчивое будущее, раскрывая основную тему выставки — “Питая планету. Энергия для жизни”.
Как мы будем удовлетворять свои насущные проблемы лет через 30, когда население Земли вырастет в полтора раза? Сможем ли обеспечивать человечество здоровой и безопасной пищей, не нанося вред окружающей среде и поддерживая экологический баланс? За ответами в Милан съехалось более 20 миллионов людей со всего мира. И большая часть этих ответов воплотилась в архитектуре 96 построек, из которых 58 — это национальные павильоны, а остальные — корпоративные или мультинациональные инсталляции.
Каждый павильон был захватывающим аттракционом. Их авторами выступили такие звезды, как Норман Фостер (павильон ОАЭ), Даниэль Либескинд (павильон китайской корпорации Vanke), Жак Херцог и Пьер де Мерон (павильон “медленной еды”), Итало Рота (Кувейт). Вообще надо отметить, что эта выставка поражала воображение как самими невероятными постройками, так и необычным видением и раскрытием темы.
Кроме того, не буду скрывать, что неизбежное следствие основной темы — гастрономическая часть выставки, в которой страны-участники демонстрировали особенности своей кухни и устраивали национальные праздники, доставила особенное удовольствие. Своими главными кулинарными “хитами” в павильонах угощали постоянно: в японском подавали свежую рыбу, в бельгийском — поили пивом и горячим шоколадом, в швейцарском можно было брать с собой любые свежие фрукты и овощи, в российском угощали морсом и квасом.
Проведение всемирных выставок — весьма престижное, но и затратное мероприятие. Только на создание и подготовку инфраструктуры итальянское правительство выделило 2,6 млрд евро.
Что же касается стран, приглашенных на Всемирную выставку впервые, то им были предложены тематические кластеры. Всего восемь: “Какао и шоколад”, “Кофе”, “Фрукты и овощи”, “Пряности”, “Злаки и корнеплоды”, “Био-Средиземноморье: Здоровье, красота и гармония”, “Острова, море и пища” и “Засушливые зоны: культура питания”. Для каждого кластера был построен отдельный павильон, отличающийся характерным дизайном.
Словом, мы заглянули в будущее, где к теме питания подошли не влобовую (приготовление пищи и демонстрация кулинарного мастерства многоопытными и увенчанными славой шефами), а попытались рассмотреть ее с точки зрения сырьевых ресурсов, культивации, сельского хозяйства, устойчивого развития, а также многочисленных аспектов международной энергетической политики, ос нованной на использовании возобновляемых источников энергии, ограничении потребления, в которой принцип “производство и расходование” уступает место новому принципу – “переработка и восстановление”.
ПАВИЛЬОНЫ
Павильоны были выстроены вдоль двух перпендикулярных “улиц”, названия которых итальянцы взяли с городских карт времен Римской империи – улица Кардо и улица Декуманус. Декуманус представлял собой крытый пассаж, растянувшийся на 1,5 км, по которому мы попадали в любой павильон и кластер. А вдоль широкой улицы Кардо (35 м в ширину и 325 м в длину) были представлены ремесла, продукция и артефакты из самых разных областей Италии. Многие строения отличались ярким дизайном и интересной концепцией.
В последний месяц проведения Всемирной выставки Национальный институт архитектуры Италии In/Arch совместно с ассоциацией итальянских строителей ANCE вручил премии за лучшие национальные павильоны. Первое место ожидаемо получил павильон Великобритании, авторы которого оказались самыми креативными в раскрытии темы. Почетными дипломами также были отмечены национальные экспозиции Бразилии, Чили и Марокко. Ниже описания павильонов, которые были одними из самых запоминающихся, на наш взгляд.
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО
Британцы снова поразили всех идеей и реализацией! Они представили нашу планету ульем, который населяют трудолюбивые пчелы-земляне. Вокруг “улья”, сплетенного из тончайших металлических прутьев, они разбили медоносный луг, который опыляли самые настоящие пчелы из самой настоящей пасеки, расположенной тут же.
Процесс опыления играет ключевую роль в обеспечении нас пищей, считают в Великобритании. А стало быть, пчелиный улей — краеугольный камень любой эффективной экосистемы. Кроме того, легко провести аналогию между социальным устройством улья и человеческим обществом.
Павильон-улей спроектировал художник и скульптор из Ноттингема Вольфганг Баттресс, активно используя при этом научные исследования и новаторские технологии, разработанные ученым — специалистом по пчелам Мартином Бенциком. Он первым додумался исследовать улей методом магнитно-резонансного сканирования. И оказалось, что эта технология дает по сравнению с остальными наиболее полную картину происходящего! Нас сопровождали звуки и визуальные эффекты, как если бы мы и впрямь находились в улье. Это было захватывающим переживанием, которое обеспечивали датчики, установленные в улье настоящем, но расположенном за тысячу миль от Милана, в Ноттингеме. Эти датчики фиксировали деятельность настоящих пчел, траекторию и скорость их перемещения — и передавали информацию контроллерам, установленным в выставочном павильоне. А те, в свою очередь, заставляли источники звука и светодиоды, вмонтированные в алюминиевые стержни сферы, шуршать, мерцать и пульсировать, достоверно изображая кипучую активность, которая царит внутри реальных ульев. Это и в самом деле заставило нас почувствовать себя пчелами, как бы странно это ни звучало.
В павильон Объединенного Королевства днем и ночью стояли очереди, и все, как оказалось, хотели примерить на себя роль пчелы.
ИТАЛИЯ
Постройка называлась “Дворец Италия” (Palazzo Italia). Ее “ветвистый” экстерьер, который как бы окутывал нас, ассоциировался с природными формами и символизировал древо жизни. Архитекторы вложили в него идеи прозрачности, энергии, воды, природы и технологий. Своего рода урбанистический лес, позволяющий зрителям эмоционально переживать фактуру и объем постройки. После окончания EXPO павильон будет использован. В нем разместится центр технических инноваций.
ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ
Автором национального павильона Эмиратов выступил Норман Фостер, получив на выходе эффектную, мобильную и устойчивую архитектуру. Тему своего павильона эта страна сформулировала так: “Пища для ума: формируя и разделяя будущее”. Один из самых впечатляющих павильонов еще и из-за сотрудников, воодушев ленных и инициативных.
Павильон был ограничен несколькими волноообразными стенами, поверхность которых, будто подернутая зыбкой рябью, воссоздавала текстуру песчаных дюн (для большей достоверности при изготовлении чертежей использовали серию 3D-сканов из настоящей пустыни). Ну, а зелень вокруг — ландшафт исключительно из “местных” для Эмиратов растений. О том, что ОАЭ — столица будущей ЭКСПО 2020 года, тоже не преминули напомнить: в павильоне мы видели первые планы и концепции. Постройка из тех, которые обретут вторую жизнь. После ЭКСПО она транспортирована в Масдар, город будущего, который сейчас строят неподалеку от Абу-Даби.
АВСТРИЯ
Австрия решила перенести в Милан главное свое национальное достояние – Альпы. Тем более что воздух австрийских лугов, лесов и гор давно превратился в бренд, узнаваемый по всему миру. В павильоне были воспроизведены климатические и биологические условия этого горного массива. Мы попали в альпийское высокогорье с узнаваемым рельефом, растительностью и невероятно чистым гор ным воздухом – настоящая отрада для души и тела в условиях переполненной людьми площадки Всемирной выставки.
И на главный вопрос, заданный в теме выставки: “Чем кормить планету?”, австрийцы ответили: “Чистым воздухом”. Так что девиз австрийского павильона breathe.austria (“вдохни.австрию”) надо понимать буквально, потому как среди лесных зарослей мы и в самом деле напол нили свои легкие свежим воздухом. Впрочем, здесь были и точки питания в более традиционном понимании: в Воздушном баре гостей павильона ждали кулинарные изыски из лесных продуктов.
ФРАНЦИЯ
Павильон Франции представлял собой волнообразный деревянный каркас и объединял в себе сразу несколько образов. Главный из них — французский крытый рынок, на котором можно купить самые разные продукты. А еще символ “перевернутого пейзажа”, будто вырезанный кусок холмистого ландшафта, поставленный вверх ногами. Поэтому деревянные ячейки потолка прорастали зеленью, выращенной на гидропонной основе, и даже злаками и полевыми травами. Переход из пространства улицы в пространство павильона был практически незаметен. Невозможно было определить, снаружи вы или внутри. Но одно было ясно: со всех сторон вас окружали запахи и природа Франции.
КИТАЙ
По замыслу архитекторов, китайский павильон своими формами напоминал дракона. Экспозиция с названием “Земля надежды” представляла как великое прошлое Поднебесной, так и прекрасное будущее этой страны. Внутри павильона сочетались как современные мультимедийные инсталляции, так и исторические артефакты Поднебесной. А вокруг павильона колосилось пшеничное поле – Китай многие столетия был сельскохозяйственной страной и не собирается отказываться от этой сферы в будущем.
Меньший собрат китайского “ящера” – павильон китайской строительной компании “Ванк” (Vanke), похожий на свернувшегося спиралью красного дракона с блестящей чешуей. Витая форма стала отражением идеи непрерывного потока между внутренним и внешним пространством. Автор проекта – Даниэль Либескинд, один из ведущих архитекторов современности.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.