Интервью / Яна Авчиян
Фото / Сона Арустамян и «Ереван продакшн»

w1

Главный жизненный принцип основателя и художественного руководителя Государственного камерного хора «Овер» Соны Оганесян – впустую не суетиться. «Чтобы добиться успеха, не надо за ним гнаться», – считает она, следуя примеру своей мамы. И рецепт этот действует. Прославленный хор «Овер» уже давно известен не только в Армении. Он достойно представляет армянскую хоровую музыку и далеко за ее пределами, вызывая у зрителей бурные эмоции. Все концерты нынешнего года хора «Овер» и созданного на его основе мужского септета под тем же названием посвящены 100-летию памяти жертв Геноцида армян в Османской Турции. Это Сона Оганесян считает своим долгом. Однако интервью с доцентом Госконсерватории им. Комитаса мы решили провести в ином русле…

w2

Ваш хор, можно сказать, ровесник независимой Армении. Создавали вы его в военное время, в 1992 году. Как вы рискнули?

Это моя профессия. Тем более что для нас, армян, стресс – это нормальное состояние.

Никогда не возникало мысли заняться чем-то еще?

Очень люблю литературу. Все мои родственники по материнской линии литераторы. Хотела быть переводчицей. У меня хорошие лингвистические способности. Получилось так, как получилось. Кстати, будь у меня больше нервов и концентрированности, я бы, возможно, стала камерной певицей. Именно камерной, ибо мое мышление – камерное: я люблю инструментальную камерную музыку, стиль барокко…

w3

Думаю, искусство заставляет человека постоянно развиваться и быть лучше, чем он есть. Наша цель в жизни – уйти, успев понять что-то глубинное…
Но я не люблю стремлений в пустоту, не признаю суету сует. Для меня это унизительно. Меня мама так воспитала. Но если есть интересные идеи, хочется осуществить их.
С годами я все больше удивляюсь, что, к примеру, произведения, которые нравятся мне, людям безразличны. А для меня это сенсация. Меня это волнует, и я ничего не могу с этим поделать. Я буду руководить хором до тех пор, пока меня будут вдохновлять композиторы. И если меня вдохновило сложное произведение, я его возьму. Не потому, что надо отличиться. А потому, что надо быть самой собой. Это не гонка и не доказывание чего-либо. Просто удивление и открытие нового мира. Как говорил Рахманинов, мы оказываемся в таких уголках, где до этого никто не был.

В каком мире вы находитесь сейчас?

У меня есть обязанности и только потом – личные желания. Моя обязанность сегодня – представить армянскую духовную музыку в связи со 100-летием Геноцида. Моя обязанность – держать хор в тонусе. А для души – те произведения, которые лежат в шкафу и ждут меня. Это как интересная книга, которую хочется быстрее прочитать, закончив все основные дела.

Вы руководитель коллектива. В вас изначально заложены организаторские качества или вы прилагаете к этому особые усилия?

Я вообще не руководитель. Это мой коллектив мною руководит! Они мне говорят, в чем я права, в чем – нет, и я спокойно это воспринимаю. В противном случае я закончусь, иссякну. Это психологический момент. Сейчас время другое, и в руководстве коллективом надо ориентироваться на другие принципы. Если хочешь работать долго и плодотворно, надо дать ему определенную степень свободы, где-то и побаловать. Но это не есть полная анархия. Существуют, конечно, решения, которые я принимаю сама – окончательно и бесповоротно – и которые не обсуждаются. А вообще главный принцип работы с людьми – быть справедливым,делить с ними и заботы, и деньги. Кстати, о деньгах. Уже третий год, как мы сотрудничаем с компанией «Вива-Селл», которая вывела нашу продукцию на совершенно новый уровень. Благодаря этому сотрудничеству мы имеем в коллективе сильных профессионалов. А также хочу выразить благодарность министерству культуры за особое отношение к нашему коллективу.

Раз уж заговорили о деньгах… Вы любитель роскоши и комфорта?

Я могу довольствоваться минимумом, но комфорта! Я люблю простые, доступные всем вещи. Но вот их сочетание должно быть эксклюзивным, моим собственным. Я не поклонник дорогих вещей. Правильное совмещение простого приводит к роскоши. В моей однокомнатной квартире есть уголок, где я могу уединиться и где каждый из нас – муж, сын – даже в таких условиях имеют свою личную зону…Активные общения принимаю, но в малых дозах. Предпочитаю общаться с известными людьми посредством книг. Мое содержимое слишком эфирно, во мне много воздуха. Это и спасает.

w5

Вы легко меняете свое мнение?

Есть люди, которые гордятся тем, что никогда не меняют своего мнения и принципов. Я считаю это ненормальным. Человек должен время от времени входить в конфликт с собой. Все происходит моментально. Это как озарение. Увидел человека или послушал музыку – и ты ошарашен. Услышал какую-то точку зрения – и забыл обо всех своих прежних принципах. Это самое прекрасное состояние – состояние мимолетного схождения с ума. Когда мы были во
Франции на гастролях, я просто сходила с ума от окружающего меня спокойствия, человеческого миролюбия, от того, как может лошадь целых пятнадцать минут смотреть на тебя просто так, без стресса! От того, как наши ребята могут шутить и делать такие уместные жизненные вариации-импровизации… Не могу не сказать о том, что французы делают все для того, чтобы создать атмосферу творчества. Они переоборудовали старые замки, предоставляя их в качестве места пребывания деятелям искусства и создав все условия, чтобы творческие люди ощущали себя в своей стихии, я бы сказала, в раю…

w4

Расскажите немного о последнем диске хора «Овер», выпущенном недавно.

Великий Комитас показал, что армянская музыка – самостоятельная: не западная, и не восточная. И на этом самостоятельном пути у нас нет помощников. Что могут предложить нам сегодняшние композиторы, идущие по этому пути? Вот это и лежит в основе диска. Мы постарались охватить как можно больше произведений, чтобы палитра была богатой. Но, тем не менее, не все поместилось. Так что, возможно, будет и продолжение. Мы работали с более чем двадцатью авторами музыки и слов около 20 лет, и я выбрала наилучшее. Запись проходила в Большом зале филармонии, за что я очень благодарна дирекции.

Какие еще проекты, кроме гастрольных концертов, намечаются?

Намечается выход в свет новых дисков, запись музыки к фильму «Арам Хачатурян» британского режиссера-легенды Тони Палмера. Он сам обратился к нам с просьбой записать произведения Комитаса для фильма. У нас уже имеется опыт записи музыки, в частности для фильмов «Арарат», «Ферма жаворонков», «Теваник». Хочу также осуществить этно-джаз-проект с группой Микаела Восканяна. Уже и музыка есть – Анна Азизян сделала обработку народных мелодий. Этот проект «бродил» во мне целый год.

w6

Вы объездили много стран с гастролями. Какие наиболее яркие впечатления привезли?

Это реакция зрителя на армянскую хоровую музыку – и загадочную, и сильную, и большая любовь есть в ней, и строгий аскетизм, и одновременно свобода. Это сочетание делает армянскую музыку фантастичной. В малых формах нашей песни создается огромный масштаб. И все это благодаря Комитасу, который имел европейское образование, но сумел привести армянскую музыку к тем законам, благодаря которым она живет.

…Германия и Франция, Таллин и Санкт-Петербург, пять концертов в Польше на Бетховенском фестивале Кшиштофа Пендерецкого и выступление в Словении и Италии в экспериментальной оперной постановке, а также очень важные концерты в Вашингтоне и Нью-Йорке. К слову, в зале Карнеги-холл прошел концерт «С тобой, Армения!», в котором приняли участие известнейшие музыканты со всего мира. Именно там в исполнении хора «Овер» прозвучало новое произведение Пендерецкого, посвященное 100-летию Геноцида армян. Вот тот неполный перечень гастролей коллектива, где ознакомление зрителей с музыкальным наследием Армении станет сценой и для озвучивания политических вопросов…

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.