Интервью / Асмик Шамцян
Фото / архив Артака Нерсисяна

Артак Нерсисян начал играть на губной гармошке лет 20 назад, попутно самостоятельно легко овладев гитарой и барабанами, а также другими перкуссионными, струнными, клавишными и духовыми инструментами. Но все же мир знает его как мистера Harmonica. Он занял пустующую и, как оказалось, очень успешную нишу в армянской музыкальной среде. Душевная склонность, точно попавшая в цель. Как бы там ни было, из увлеченного когда-то подростка сейчас вырос классный музыкант, играющий на лучших площадках мира с лучшими исполнителями. Он объездил полмира со своей немаленькой коллекцией разнообразных гармоник, число которых у него достигает нескольких десятков. Его сценический образ яркий и привлекательный, а по части харизматичности мало кто может сравниться с ним. Это правда. Пойдите на концерт его группы Cross Blues Band и убедитесь сами. У него не так много интервью, данных печатным изданиям, поэтому наш с ним разговор, думаю, будет интересен многим. Наш гость Артак Нерсисян.

a10Гармоника – инструмент, сравнительно недавно ставший популярным у нас, поэтому нуждается в некотором представлении. Сделай это, пожалуйста.

Про гармошку я могу говорить днями, без перерыва. Это хороший, позитивный, красивый, маленький, но очень мощный инструмент. Он был создан часовщиком Бушманом как камертон. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха. Потом стало понятно, что из него можно сделать музыкальный инструмент. Был такой мастер из Богемии, Рихтер, который потом сделал образец гармошки, звучавший при вдохе и выдохе, а механизм был установлен в деревянном корпусе. И этот вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным и используется до сих пор. А на популяризацию гармошки повлияли мировые войны, поскольку этот инструмент входил в официальную экипировку немецких и английских солдат и служил для поднятия боевого духа. После Второй мировой войны этот маленький инструмент распространился по всей территории США. Разновидностей на самом деле много – диатоническая, хроматическая, басовая, октавная, тремоло… Все они для разных жанров. В начале 19-го века были бэнды, состоящие только из этого инструмента. Очень красиво звучит! Но самые популярные гармошки – хроматика, диатоника и после идет тремоло. На хроматике играют Тутс Тилеманс, Стиви Уандер и много других исполнителей. Блюзмены играют на диатонических гармошках. Гармошка – универсальный инструмент. На ней можно играть музыку разных стилей – блюз, рок, кантри, джаз, классику. Она хорошо звучит не только в маленьких бэндах, но и в сопровождении большого симфонического оркестра. У меня есть опыт выступления с прекрасным оркестром Kohar, во время которого я исполнял и танго, и классику, и нашу фольклорную музыку.

a7А сколько гармошек на твоем поясе? Какие разновидности?

Двенадцать на поясе плюс четыре-пять в карманах, в зависимости от того, с кем выступаю и какой репертуар. А вообще на концертах у меня порядка пятидесяти гармошек, в основном диатонических.

a1Есть любимый производитель?

Однозначно Hohner, одна из первых фирм по производству гармоники. Есть и Weltmeister, Seydel, но все же самые хорошие и разнообразные гармошки, конечно же, у Hohner. Я играю с большой атакой, и по прочности они меня устраивают.

Как выбираешь свои инструменты?

Все музыканты, с которыми мне доводилось выступать, отмечают мелизматичность моей игры. Я играю с армянским колоритом, и моя гармошка звучит немного иначе. Я не делаю это специально, возможно, это у меня в крови. Чтобы выбрать инструмент, необходимо этот звук получить. Такой, с полутонами, который извлекается не из всякой гармошки. Но по стандарту они звучат идеально. Из десяти гармошек мне может подойти одна, но она – моя!

a0Сколько стоит гармошка? Не могу представить даже примерную стоимость.

Начиная от 10 долларов до нескольких тысяч. У меня много гармошек – позолоченных, со слоновой костью, все дела. Естественно, металл влияет на звук. Чем он благороднее, тем лучше звук. Гармошка – самый продающийся инструмент в мире. После нее идет гитара. Есть такой момент: у всех дома найдется хотя бы одна гармошка.

Видимо, у меня было несчастное детство: отродясь не видела ее дома.

Ну, не уверен, где-то должна быть (улыбается). А если нет, я подарю.

a2Ой, спасибо, я буду ждать! А какая у тебя была домашняя гармошка?

Какая-то советская непонятная гармошка, мы с другом играли и пели «Битлз». Это моя стартовая группа. Благодаря ей я научился играть и говорить по-английски. В нескольких песнях Леннон играет на гармошке, и мне все это хотелось воспроизвести. И я совершал какието несерьезные попытки подудеть в эту мою гармошку. Потом из магазина игрушек я приобрел китайскую гармошку, подудел в нее примерно неделю, а еще через несколько дней у меня случился концерт, на котором я играл только на этом инструменте. Никогда в жизни нигде не занимался.

a3Богом данный талант?

За это мне надо сказать спасибо маме с папой.

Да-да, расскажи о своей семье, истоках. Рассей тьму невежества.

С удовольствием. Начну с того, что наша ветвь – Нерсисяны – довольно известная фамилия в области телевидения, кино и театра. Мой папа, Давид, известный оператор, режиссер – вгиковец, многое сделал для армянского кино и телевидения. Он много работал с Кеосаяном, Нерсесом Оганесяном, Мгером Мкртчяном, Параджановым и другими выдающимися деятелями культуры. У нас дома есть открытка-фотография, надписанная Параджановым: «Гению от гения». Кроме совместной работы они и дружили очень. Папа работал над фильмом «Цвет граната», и гранат стал символом нашего дома. Я тоже могу с гордостью сказать, что мой папа – гениальный человек. Мама моя, Гаяне – филолог. Русским владеет так, что даже в орфографических словарях находит ошибки (улыбается) и выделяет их карандашом, как это делают корректоры, такой красивой завитушкой. Отлично знает немецкий и генильно владеет армянским и всегда сердится, когда люди плохо знают свой родной язык. Мамина сторона – сплошь из правоохранительных органов и военных. Вот я сейчас сижу тут, а мои друзья сидят у меня дома и разговаривают с моими родителями. Не имеет значения, дома я или нет. Они вообще к нам ходят не ради меня. Мама очень сдержанная, может дать умный совет. Она вообще очень умная, хоть и не разбирается в пультах (смеется).

a9А папа – человек эмоций. Они хорошо дополняют друг друга и с каждым днем любят друг друга все сильнее. Любая женщина позавидует букетам, которые папа дарит маме без всяких поводов. Когда-то, в студенческие годы, папа по спринту выиграл машину. Звонит на радостях маме: «Гая, ты представляешь, я машину выиграл!» Мама такая: «Отлично, я тебя поздравляю. А экзамены ты сдал?” Этот баланс всегда есть. Друзья папы называют его «мудрый слон». Я не только очень люблю своих родителей, но и дружу с ними. Папа все предвидит на пятьдесят шагов вперед. Его прогнозы всегда попадают в точку. Когда в детстве я спрашивал его о чем-то, допустим: «А что такое транзистор?», он не начинал объяснять, хотя мог бы, а говорил: «Вон на полке несколько книг, почитай – узнаешь». Он направлял меня. Так же он поступает, когда я обращаюсь к нему за советом, хоть это и бывает довольно редко… Я пошел по папиным стопам и окончил Театральный институт как режиссер, но, к сожалению, не занимаюсь профессией. Всегда мечтал стать кинорежиссером, но, когда я поступал, еще не было этого отделения. У меня был павильон, я занимался съемками, а потом меня унесло в музыку. Впрочем, свой фильм я еще сниму. Очень много разных идей. Я не хочу прославиться как режиссер, хочу сделать это для себя. Очень хороший фильм.

a6А в чем идея?

Сложно сказать в двух словах, о чем он будет. Скорее всего, о том, что я видел, чувствовал в этом мире. Не думаю, что сниму сейчас, надо подождать еще. Я человек крайностей. Или я делаю самое лучшее, или не делаю ничего. Хочу оставить хоть маленький, но след в кино. Как бы там ни было, я сделаю этот фильм. Я умею замечать красоту во всем. Часто то, что другие не замечают. Возможно, именно потому у меня никогда не бывает депрессий. Я всегда чему-то радуюсь.

Красота для тебя и в уродстве тоже?

Во всем есть своя красота. Я никогда ее ни с чем не сравниваю. Когда все о чем-то или ком-то говорят как об уродливом, я этого не вижу. Каждый красив, своеобразен, со своей изюминкой. В свое время я рисовал (хотел стать художником) и понял, что не важно, чем ты занимаешься – пишешь, рисуешь, играешь в кино или поешь, самое важное, чтобы было что сказать, передать свои эмоции, позитив. На концертах я этим и занимаюсь – делюсь своими эмоциями. Я иду не на работу, а общаться с людьми посредством гармошки, передавать энергию и получать ее обратно. Я не люблю лгать, хотя любой режиссер, показывая зрителю вымысел, должен представлять его как реальность. Например, я люблю приукрасить действительность, когда рассказываю о чем-то. Но это же не ложь (смеется). А в остальном я ужасно честен и часто говорю: «Не хотите чтото услышать не спрашивайте, а раз спросили, то я скажу все».

a5А как далеко простирается твоя честность?

Не знаю… Не знаю… Ну, я очень критичный, очень честный (к себе и другим), и будь это не так, я бы не достиг многого. Я такой, что делать?! Это, однако, не значит, что свое мнение я выражаю при всяком удобном случае. Я всегда за объективность. Даже в спорах друзей я не принимаю чью-либо сторону. Истина дороже. Благородство и честность – это приоритеты.

Твои сильные и слабые стороны. Что ты любишь и не любишь в себе больше всего?

Прозвучит немного противоречиво, но это правда: я и трудоголик, и отъявленный лентяй одновременно. Когда я работаю, могу довести себя до полного изнеможения, неделями не спать и не есть буквально. Но пока я дойду до этого… О-о-о, я ленивец! Ленивец-трудоголик. Однажды был случай. Как-то, еще в студенческие годы, меня пригласили сниматься в кино. На каком-то этапе у режиссера начались проблемы, и он не смог закончить фильм. Но я так втянулся, что сам доснял. Я всегда завершаю начатое. Нельзя начинать что-то, а потом бросать. Либо не принимайся за дело, либо доведи до конца. Терпеть не могу дилетантство и не приемлю принцип «и так сойдет». Может, сказывается то, что по гороскопу я Лев. Посредственность не по мне. Либо царь, либо никто. … Еще в детстве я решил, что с музыкой ни за что не расстанусь. Я не в силах расстаться с ней. Другой вопрос, хорошо это я делаю или нет. Ну, можно сказать, что у меня получается. Я никогда не занимался гаммами, не репетировал… Недавно вот купил саксофон и уже прилично играю. Я довольно быстро овладеваю игрой на музыкальных инструментах.

А что еще тебе так же легко дается?

Ой, больше ничего. Мне все в жизни достается нелегко. Хотя и достигаю максимума. Если у меня есть цель, я ее добиваюсь полностью. Я люблю все самое хорошее, и оно у меня должно быть.

С людьми так же?

Да. Все мои друзья отличаются своеобразием, но у них есть общая черта – они все очень добрые и внимательные. Это у нас взаимно. Хотя мой характер немного жестковатый. Я могу сказать в минуту злости все, но – любя. И если я «наградил» кого-то титулом «друг», то это на всю жизнь. Я быстро разочаровываюсь, поэтому к выбору друзей отношусь серьезно. Круг общения огромный, но друзей немного. Есть небольшой список моих недостатков или, говоря иначе, требований, которые нужно учитывать. Тогда я жизнь готов отдать.

a8Что за требования такие суровые?

Я не переношу мясной суджух, например, и не надо мне предлагать эти бутерброды! Даже на столе они не должны находиться. Не могу преодолеть в себе это чувство, несмотря на то, что я даже вкуса их не знаю. Но таких вещей у меня не так много. Просто не надо идти мне наперекор.

А в отношениях с женщинами ты какой?

О, я их обожаю! Всех! Серьезно. Я всех их люблю и обожаю, они хрупкие создания. У меня еще нет детей, но я представляю и понимаю, что женщины – это те, кто дарит эту радость. Не, женщины – это прелесть, самая чудесная вещь на свете…

А чего не приемлешь?

Вульгарность. Нечестность. Измену, которую я оцениваю как предательство. Будь такой, какая ты есть, и я буду любить тебя такой.

Есть любимый типаж?

Все типажи – любимые. У меня нет идеала. Но люблю свойских, позитивных, жизнерадостных, энергичных. Чтобы умела быть разной, удивлять. Люблю новизну.

Любишь широкие жесты?

А я другого и не люблю. Иначе у меня не получается.

Давай вернемся к музыке. Кто главные герои в гармошечном направлении? Кого ты слушаешь?

Наверное, выделю одного – ЖанЖака Мильто, с кем мне посчастливились выступать в Париже. Мне нравится, когда музыканта можно вычислить по первым звукам из тысячи других. Мильто – это фантастика. Сонни Бой Вильямсон, Литтл Уолтер, Джеймс Коттон, Стиви Уандер, наконец! Так, как играет Стиви Уандер, не играет никто. Он играет по-своему, великолепно. Такого округлого, «черного» звука нет ни у кого. Он играет так, как поет. Тутс Тилеманс – папа джаза! Так, как он «плавает» в гармониях, никто не умеет. Но ближе всех мне Мильто. Он классный парень, мы с ним подружились. Выглядит очень серьезным, хмуреньким дядькой, но он с большим юмором и любит прикалываться над всеми. У меня был тур по Франции, где я и познакомился с Жан-Жаком. В конце концерта он говорит мне: «Научишь меня этим твоим нюансикам?» «Я? Серьезно?» Я был очень приятно удивлен. Да, я достойно выступил, ничем не хуже, но все же такая просьба меня вдохновила. Потом я никак не мог успокоиться – выступить с ним на одной сцене – это счастье! Я с этим маленьким инструментом облетел почти весь мир. Был с концертами в Америке, Канаде, Латинской Америке – Уругвае, Аргентине, Бразилии, в Европе почти везде. В России тоже много музыкантов, с кем я дружу и выступаю.

a4А кто из музыкантов, с кем тебе доводилось выступать на одной сцене, снес тебе крышу?

Ммм… Наверное, Мильто. Но больше всего хочу выступить со Стингом и Стиви Уандером и уверен, что добьюсь этого. Возможность того, что я сыграю с Мильто, стремилась к нулю, однако же сыграл. А так, есть много музыкантов, игра с которыми – огромное удовольствие. Например, с Андреем Давидяном. Как-то я смотрел «Голос» и слышу – такой «черный» голос, такая обаяшка. «Я должен с ним сыграть», – подумал я. Через неделю я со своей группой выступал по приглашению в Москве. Как-то я попал на концерт Давидяна. А за пару дней до этого меня познакомили с ним. И вот иду на его концерт, разумеется, вооруженный своим «патронташем». Потом он предложил сыграть с ним, и после концерта пригласил меня солистом в своей бэнд. Так и началось наше сотрудничество. Он талантливый, мне нравятся его манеры, сценический образ, многое.

А вы все еще выступаете с вашей группой Cross Blues Band?

Ваш состав тот же? Сейчас в основной состав входят вокалист Миша Амирян, клавишник Карен Мамиконян, очень талантливый молодой барабанщик Акоп Ордакян и басист Роберт Маркарян. Все мои ребята – это находка. Мы можем отыграть прекрасные концерты даже в неполном составе. Нас часто приглашают на международные фестивали, бывают туры в разные страны, ну и, конечно же, выступления в Армении и на больших площадках, и в клубах. Одно из моих любимых мест – клуб «Малхас», где царит хорошая атмосфера во многом благодаря, конечно, моему любимому дяде Леве (Малхасу). А еще вместе с продюсерской компанией One Production пытаемся разнообразить концертную жизнь города, приглашая разных артистов. Есть серьезные планы на будущее.

О чем мечтаешь?

В детстве, например, мечтал, чобы в космос можно было летать по билетам. Сегодня это уже реальность. Но есть одна глобальная мечта: чтобы не было войн и конфликтов. Я очень против них. Чтобы люди были добрее по отношению к другим. Я это стараюсь делать в моем личном масштабе. А вообще есть еще мечта, где-то в мире эйдоса. Надеюсь, когда-нибудь она сбудется, но говорить о ней я не буду. И еще у меня появилась мечта, точнее, цель переложить на гармонику Комитаса. Я не стремлюсь к записи дисков, но этот проект обязательно хочу записать, и он должен быть выполнен идеально. Надеюсь, что в этом году удастся его осуществить.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.