Текст / Яна Авчиян
Фото / PAN Photo Agency

sh1Нашумевшая лента «Шрам» известного немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина, в основу которой положены события Геноцида, содеянного против армян в 1915 году в Османской Турции, наконец вышла на широкие экраны. Особенно символично, что это произошло в год 100-летия Геноцида. В декабре прошлого года фильм был показан в Турции, 14 января нынешнего года – во Франции, с 30 января идет в ереванских кинотеатрах, а с 19 февраля лента вышла в российский прокат. Добавим, что на официальной ереванской премьере фильма, организованной Государственной комиссией по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида, присутствовали президент страны Серж Саргсян с супругой, Католикос всех армян Гарегин Второй.

sh2«Шрам» вошел также в программу прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. В производстве фильма задействованы семь стран – Германия, Франция, Италия, Канада, Польша, Турция и Россия. С российской стороны продюсерами картины выступили Рубен Дишдишян и Арам Мовсесян (кинокомпания «Марс Медиа Энтертейнмент»).Главную роль в фильме сыграл Тахар Рахим (французский актер алжирского происхождения), после исполнения роли в «Пророке» ставший одной из главных молодых звезд Европы. В «Шраме» задействованы и другие французские актеры – Аревик Мартиросян, Симон Абгарян, а также канадская актриса Арсине Ханджян. Сценарий написал известный американский сценарист, наш с вами соотечественник Мардик Мартин, работавший над многими ранними картинами Мартина Скорсезе («Злые улицы», «Бешеный бык»).Именно он и познакомил Акина со Скорсезе, который благословил фильм. Художником-постановщиком фильма выступил поляк Аллан Старски, создавший когда-то «Список Шиндлера» и «Пианиста». Собралась сильная международная команда. Да и съемки велись чуть ли не по всему миру – в Иордании, Канаде, Мальте и даже на Кубе.

sh3 Словом, везде, куда, согласно сценарию, ступила нога главного героя – Назарета Манукяна, ставшего жертвой турецкого Геноцида и спустя годы отправившегося на поиски уцелевших, как выяснилось, дочерей-близнецов. Само название фильма, ставшее его основной метафорой, выбрано неспроста. Турку приказано убить Назарета, отказавшегося принять ислам. Будучи в шоке от массовых убийств, он прокалывает горло армянина, раня его, а под покровом ночи возвращается, чтобы спасти свою жертву. В результате Назарет навсегда теряет голос. По метафоре фильма, как и армянский народ, на протяжении целого века не сумевшего вернуть свой «голос»… Так и не прозвучавшее со стороны турецких властей покаяние словно срывается с уст раскаявшегося убийцы. «Да, я и правда верю, что этот день настанет. К тому же этот момент очень кстати вписался в контекст сценария. А я прежде всего повествователь», – рассказал Мардик Мартин на встрече с армянскими журналистами, состоявшейся после закрытого премьерного показа. Сам Фатих Акин в одном из своих интервью сказал, что, если Турция и признает Геноцид, то это произойдет, к сожалению, скорее, из геополитических соображений, а не моральных.

sh4Идея снять фильм об армянском Геноциде зародилась у Акина в 2010 году, когда он впервые приехал в Армению для участия в Международном кинофестивале «Золотой абрикос» и побывал в мемориальном комплексе Цицернакаберд. «Сейчас, пять лет спустя, я вернулся сюда уже с готовой работой. Независимо от того, что получилось, я доволен, что выполнил данное себе слово», – сказал Фатих после ереванской премьеры. «Я руководствовался не политическими и не идеологическими принципами, а чисто гражданскими. Я хотел убедить людей, что эта страшная трагедия на самом деле произошла, рассказав историю на примере судьбы простого человека. Я подумал, что она спровоцирует вопросы, обсуждения, благодаря чему движение вокруг этого вопроса активизируется», – добавил он. Один из продюсеров фильма, Рубен Дишдишян, считает хорошим знаком создание фильма режиссером турецкого происхождения, который совершил высокий гражданский поступок, не замалчивая данный факт армяно-турецкой истории. «Очень важно, что турецкий зритель увидит фильм, в котором затронута тема Геноцида, сделанный не ангажированным армянами режиссером, а этническим турком. Хочется, чтобы ленту посмотрело как можно больше турок.

sh5И вовсе не потому, что для нас, продюсеров, это способ заработать деньги. Для меня лично это долг, дань, которую мне, как и каждому армянину, хотелось отдать родине… А Фатих Акин всегда был очень востребованным и уважаемым режиссером в Турции. У него было немало предложений за этот период. Но он остался верен своим идеям, на которых, кстати, будучи и одним из продюсеров фильма, не заработал много денег. Разве что нажил врагов среди соотечественников», – сказал Рубен Дишдишян нам в интервью. Конечно, можно много спорить об эстетике фильма, видении режиссера и его восприятии, но нельзя не принять того, что «Шрам» Фатиха Акина – это еще один повод поговорить о Геноциде перед более широкой аудиторией, чем твоя собственная страна, и приблизить день, когда Турция наконец признает совершенное ею преступление. И шрам, оставшийся в душе армян на многие годы, если не исчезнет полностью, то хотя бы перестанет так болеть…

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.