Интервью / Асмик Шамцян
Фото / Арман Караханян, архив Давида Саакянца

an19Давид Саакянц

Не так давно мы услышали две радостные новости, касающиеся армянской мультипликации: скоро состоится премьера первого армянского полнометражного фильма «Анаит» и в Армении появится Центр мультипликации. Оба события имеют прямое отношение к Мастерской анимации Роберта Саакянца («Роберт Саакянц продакшен»), возглавляемой Давидом Саакянцем. Наш разговор с Давидом, конечно же, не ограничился этими темами. Что происходит с нашей мультипликацией вообще, новые проекты, вышедший из-за темного занавеса «Килдым» и еще многое другое – в интервью с Давидом Саакянцем.

an22Давид, в первую очередь поздравляем вас с получением территории под центр мультипликации. Расскажите, пожалуйста, что он будет представлять собой? И как получилось, что правительство сделало такой реверанс в сторону культуры?

Получилось довольно неожиданно, и в первую очередь для нас. Мы никогда всерьез не задумывались об этом. Раньше, когда все ключевые решения принимал Роберт, он пресекал такие идеи на корню, потому что был разочарован и понимал бессмысленность затеи: люди обучались ремеслу, на следующий день собирали чемоданы и оказывались в аэропорту, с концами уезжая из страны. И он зарекся учить кого-либо мультипликации, зная, что рано или поздно этот человек окажется где-то. Для него было важно, чтобы обученные им люди функционировали рядом с ним, в его студии. У нас же, в отличие от Роберта, этот страх хоть и есть, но не такой сильный, поэтому мы решились на создание учебного центра. Тем более что он будет в основном ориентирован на детей. Сам я учился в Центре эстетического воспитания Генриха Игитяна, и это был незабываемый год для меня. Люди, которые там преподавали, то, как мы посещали центр, та любовь, атмосфера… Фантастические ощущения. Поэтому неудивительно, что у нас мысль о центре зародилась и осталась. При нем будет художественная школа, где дети смогут сделать свои первые шаги в мультипликации. Уроки будут проводиться не меньше трех раз в неделю. Тем более что в мире есть несколько фестивалей, где принимают участие только дети.

an20Там будет еще и кинотеатр, да? Какие мульфильмы вы собираетесь показывать?

Мы противники какой бы то ни было однобокости, поэтому не собираемся доми нировать в плане выбора, что смотреть детям, а что – нет. Мы намерены показывать всю мировую мультипликацию, лучшие работы во всех стилях, начиная с нелюбимого мной аниме и заканчивая блокбастерами. У детей должен быть широкий диапазон и возможность выбора. Будут сеансы армянской и советской мультипликации – одной из самых ярких в мире, потрясающие ленты художников Восточной Европы того же периода, которые практически негде увидеть. Думаю, центр превратится в площадку, где мы будем общаться с детьми, учить их мультипликации и показывать их же собственные работы, чтобы они имели возможность оценить их.

an21 И возвращаясь к началу нашего разговора о том, как… Я подошел к президенту нашей страны и рассказал об этой идее. Из любви ли к мультипликации, из уважения ли к Роберту Саакянцу, но шаг навстречу был сделан. И мы не ожидали, что шаг будет настолько широким. Президент внима тельно выслушал меня и дал добро практически на все идеи, которые я озвучил. Очень быстро, буквально при мне, был решен вопрос территории – порядка 600 м2 на улице Вардананц, на первом этаже трехэтажной школы. Откровенно говоря, весь корпус в жутчайшем состоянии. Разумеется, необходим капитальный ремонт, снос старых стен, новый проект и т. д. Словом, огромный объем работы, на который правительство выделило нам порядка 300 тысяч долларов, за что мы все очень благодарны. Пользуясь случаем, я хочу пожелать, чтобы такие сюрпризы и вообще такое внимание были уделены всем сферам, а не только мультипликации.

an23Средства выделены только на ремонт?

Да, но логическое продолжение цепочки – техника и оборудование. И президент Серж Саркисян обещал, что он поможет нам и с этим тоже. Так что надеюсь, в середине следующего года мы получим новый центр, не имеющий аналогов в регионе.

an5Сейчас вы заканчиваете полнометражный мультфильм «Анаит». Расскажите об идее его возникновения и на какой стадии он сейчас?

Идея возникла сразу после ухода Роберта в 2009 году. Жуткий был период для семьи и всей съемочной группы. Роберт оставил три незавершенных фильма. Из киноцентра поступило предложение заморозить их, но мы настояли на продолжении и завершили работу за три месяца, чем очень гордимся всей группой. Это фильмы «Древняя Греция» из цикла «Мировая история», «Ахтамар» из цикла «Дорога домой» и «Затерянный мир». В тот период работа помогла нам пережить и переварить все то, что произошло. Роберт был столпом, защитным зонтом, под которым мы чувствовали себя достаточно вольготно и свободно и знали, что все будет хорошо. И после того, что случилось, мы поняли: пора действовать, а не прозябать в тоске. Именно тогда пришла наша сестра Нана Саакянц и предложила снять полнометражный фильм по сказке Казароса Агаяна «Анаит», сказав, что это шанс сделать что-то новое и совершенно свежее. Мы взяли планку выше всех представляемых нами, начав писать настолько сложный сценарий, что по ходу написания сами приходили в ужас от предстоящего объема работы. Нана молодец, потому что сумела отстоять эту идею. Сценарий мы писали вместе с Ваграмом Саакяном около полугода. Идея стихотворной формы принадлежит ему, за что мы ему благодарны, потому что получилось действительно очень оригинально. К нам присоединился и Левон Галстян, тогда работавший главредом Общественного телевидения Армении. Так, в 2010 году мы приступили к съемкам «Анаит». На тот момент нас было 1012 человек, и это само по себе казалось абсурдной идеей. Тем не менее, мы взялись – и понеслось, поехало.

А сколько должно было быть?

Обычно за полнометражный фильм берутся группы начиная с 200 художников. Это на Западе. В наших же титрах в конце концов набралось около 35 человек. За этот период к нам пришли молодые художники, потрясающие люди, которые внесли огромный вклад в создание этого фильма. И сейчас, когда на разных фестивалях или кинорынках мы говорим, что снимаем полный метр, на нас смотрят с уважением: «О-о, молодцы! А сколько вас человек?» Слышат цифру, крутят пальцем у виска, поварачиваются и уходят. Всерьез не воспринимают (смеется). Ну и тем не менее мы сделали, что хотели.

an10А кто озвучивал ваших героев?

Некоторых мы записали еще до начала съемок. Например, Грант Тохатян, Мкртич Арзуманян и Хорен Левонян озвучивали своих персонажей, не видя их. Остальные актеры – Назени Ованесян, Шушан Петросян, Вардан Задоян, Рафаэль Котанджян и Давид Бабаян. Премьеру мы планируем на конец декабря или январь.

an9Сегодня в интернете можно увидеть небольшие отрывки из мультфильма «Анаит», и вот что я заметила: некоторые персонажи напоминали диснеевских героев. Скажите, это такая общемировая тенденция? Или именно это востребовано сегодня зрителями?

Ни в коем случае мы не подстраивались. Говорят также, что наши герои похожи на героев современных российских фильмов. Говорю с абсолютно чистой совестью, что мы не пытались сделать их похожими на кого-то. Наоборот, если брать диснеевские стандарты красивых (смазливых) главных героинь, сделанных под кальку, то наша Анаит никак не подходит под них. Может, кто-то и усмотрит сходство с какими-то персонажами, но задачи такой не стояло. Мы ориентировались на свои представления, а не на то, как кто-то давно представил это на Западе. Наш фильм очень отличается от того, что было снято до нас. В любом случае, я буду бороться за наших персонажей и докажу, что выпады безосновательны.

an11На какие языки будет переведен мультфильм?

На русский и английский. Уже несколько фестивалей ждут нас. Русская версия будет сделана по всем канонам полного дубляжа, уже есть договоренность с российскими актерами. А английская пока с субтитрами: озвучка потребует немалых средств.

В кассовых американских мультфильмах основную фишку составляют «вкусные» персонажи, юмор, есть ленты с некоторой философичностью, жизненной мудростью. Что лично вы хотели бы внести в наши мультфильмы?

В первую очередь мы базируемся на богатой армянской литературе, в кото рой присутствует и мораль, и юмор, и философия. Это наш приоритет, и мы продолжим экранизировать произведения армянской литературы, народных сказок или исторические события в полнометражной форме. Судьба короткометражек, снятых в советсткое время и демонстрировавшихся по всему Союзу, складывалась очень удачно – они «катались» по всему миру. Сегодня этим никто не занимается, и любая короткометражка остается на полках. С января мы начинаем съемки нового фильма под рабочим названием «Олимпионик», который будет рассказывать о царе Вараздате, победившем в Олимпийских играх 385 года. Это очень важный исторический факт, который известен немногим на Западе и, боюсь, что и здесь тоже. Это будет очень веселый, легкий фильм с обучающими элементами.

an8

Дети многих знаменитых родителей немного болезненно относятся к тому, когда славу старших пытаются «примерить» или «надеть» на младших. Как у вас с этим? Пришлось доказывать свою самодостаточность?

Нет. Потому что Роберт никогда себя не позиционировал как сверхчеловека. Он достаточно критично относился к себе. Я не помню, чтобы он давил на нас сво им авторитетом, и мне было очень легко быть сыном Роберта. И это могут подтвердить все его дети. Для нас он был в первую очередь товарищем. В детстве, конечно, он был для нас непререкаемым авторитетом, и мы четко следовали все правилам и канонам, которые он устанавливал. По мере нашего вырастания он так легко и дружески все преподносил, что мы как-то незаметно превратились чуть ли не в сверстников. То же самое и с нашими детьми. Что же касается общества, то да, конечно, были фразы о том, что вот, сын Роберта, у него крыша и т. д. Но поскольку я не только сын своего отца, но еще и умею что-то делать, то тем самым я нейтрализовывал эти разговоры. Благодаря богом данному дару, возможности реализовывать свои идеи, да и воспитанию родителей я сегодня спокойно могу говорить, что да, я горд, что я сын Роберта Саакянца и что мне посчастливилось стать самостоятельным художником. Так что к таким разговорам я отношусь совершенно спокойно.

А какое самое яркое воспоминание детства?

Как-то мы вместе с папой дрались тоже с отцом и сыном! Это были незабываемые впечатления!

Что, на полном серьезе?

Да, да. Эти двое ругались матом в нашем дворе, Роб им крикнул из окна, чтобы перестали, те что-то ответили, я это услышал и спустя пару минут заметил отца, выходящего из дома и, конечно, пошел вслед за ним. Дальше понятно, что было. Гордые, мы вернулись домой. Впечатлений было много на самом деле. Я все время видел его работающим, причем он никогда не говорил: «Отойди, не мешай». Мы часто собирались всей семьей за столом и говорили обо всем – колоритно, интересно, с юмором. Поэтому эти общения и есть самые главные впечатления.

an3Мне бы хотелось поговорить о проекте, который сначала был «секретным» и пленил всех от мала до велика. Его растаскали на цитаты и смотрели везде. Наверное, догадываетесь, что речь идет о «Килдыме». Теперь известно, что его автором являетесь вы. Что за история?

Идея появилась в 2010 году. Кто из нас придумал название, сейчас и не вспомнить, может, я, может, брат, а может, и сестра. Проект принадлежит как бы нам всем. Изначально предполагалось, что это будет такой мини-сериал, который должен был выходить на Общественном телевидении в поддержку нашей армии. В этой форме идея принадлежала Александру Арутюняну, мужу Наны. Тогда он был руководителем ОТВ Армении. И пока мы думали – как, идея приняла совершенно иную форму, по каковой причине он не вышел на экраны. У нас появился противник, который есть в любом сериале, выдуманный нами персонаж, всем хорошо известный, который не мог быть на главном телеканале страны.

Но он прекрасен!

Он замечателен! Я его очень люблю. Мы принялись работать в новом формате, и уже успел выйти анонс передачи. В это время я был в Москве, на форуме научно-творческой интеллигенции стран СНГ. Я уже ходил гордый и чувствовал себя героем (улыбается). Но все же на ОТВ вовремя остановились. Почему вовремя? Потому что язык, на котором говорят герои сериала, все же не телевизионный. И это не телеформат. Но ответить иначе на ту галиматью, которая льется из азербайджанских СМИ, мы не могли. Так что получилось то, что получилось. Сериал делают четыре человека – Айк, Нана, я и Вардан Задоян, человек, внесший огромный вклад в это дело. Он озвучивает практически все, иногда вклиниваюсь я. В общем, мы все это делаем очень маленькой группой. Проект никогда не имел финансирования, это наше желание отвечать пропаганде Азербайджана.

an7И что самое существенное, там нет лжи, ну, за очень малыми исключениями. Есть утрированная правда, начиная от экстрадиции Сафарова и заканчивая раздачей икры европейским парламентариям на сессиях ПАСЕ. До меня даже дошли слухи о том, что азербайджанская сторона не раз поднимала вопрос о закрытии проекта. Меня это радует, потому что говорит о том, что мы стреляем метко. Правда, я никогда не читаю комментарии в сети и могу только попросить прощения у армян за весь тот мусор, что пишется в YouTube со стороны наших соседей. Сначала мы скрывались, потому что не хотели связывать проект с нашей студией, с Робертом Саакянцем. Откровенно говоря, я не любитель подобного языка, сам не использую его и детей своих за уши оттаскаю за подобное. Но таков выбранный жанр. Сейчас я успокоился, не считаю нужным скрываться и думаю, что мы все делаем правильно. А сначала была даже версия, что авторы – азербайджанцы, потом – что русские. Мы, сжав зубы, молчали. Затем возникли люди, которые приписывали проект себе. Вот тогда мы решили, что хватит, давайте выходить из подполья. Хотя момент личной безопасности тоже играл роль. Никогда не знаешь, сколько Рамилей Сафаровых рождается у них в день.

Расскажите, каким выдался для вас этот год.

Год для всех нас выдался очень насыщенный и интересный. Мы разрослись, стали сильнее… Этим и был значим уходящий год. Мой младший брат Айк Саакянц снял свой второй авторский фильм «Квантовый скачок». Причем сделали его втроем (абсурд!) и практически без изъянов. Они использовали все новейшие компьютерные технологии. По мне, это тренинг перед тем, как сделать чтото большое. В процессе завершения фильм «Круглые боги», который выйдет, скорее всего, в 2015 году. Ну и, разумеется, самое главное наше достижение – территория для Центра, о чем мы говорили в самом начале.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.