Интервью / Асмик Шамцян
Фото / Майкл Агян

ls4Специалисты утверждают, что делить изобразительное искусство по половому признаку нельзя, потому что женский взгляд на мольберт мало чем отличается от мужского. Но убедить в этом широкое общественное мнение временами сложно. Картины, написанные женщинами, конечно же, отличаются от мужских – мягкостью, светом, извечными темами женской первозданности и красоты, любви и материнства. Мягкие линии и размытые, солнечные цвета художника Лилит Согомонян (не –цы, по ее личному настоянию) дарят вам покой и умиротворение, наполняют любовью и нежностью. Мы сидим вместе с ней и ее мужем Гагиком Казанчяном, тоже художником (о нем мы, кстати, писали) в большой мастерской, где накрыт стол, и беседуем. Среди прочего Гагик произносит фразу о том, что некоторые женщины могут «делать» весьма глубокую живопись. Я усматриваю в этой фразе нечто не совсем толерантное, вроде как женщины не вызывают особого творческого доверия, но некоторые экземпляры – о, неожиданность! – очень даже ничего, и спрашиваю Лилит, согласна ли она с этим? Ответ: «Но мужчины тоже не вызывают особого доверия. Есть некоторые, очень редкие экземпляры, которые достойны женского внимания, особенно в нашей среде».

Лилит Согомонян Родилась в 1969 г. в Ереване. В 1991 г. окончила Ереванский художественно-театральный институт С 1992 г. член Союза художников Армении Персональные выставки 2012 г. — Музей современного искусства, Ереван, Армения 2008 г. — Культурный центр «Покровские ворота», Москва, Россия 2004 г. — Галерея «Геворгян», Ереван, Армения 2000 г. — Artists Museum, Вашингтон, США 1992 г. — Kreishaus Gallery, Хофхайм, Германия.

ls5«Ну и кому нужна ваша женская живопись?» Часто приходилось слышать подобные высказывания?

Я всегда имела следующую позицию: то, что я не хочу слышать, я не слышу. Мне неинтересен мужчина, задающий такой вопрос. Поэтому зачем тратить свою и без того короткую жизнь на абсурдные объяснения? Это извечный вопрос – что хочет женщина или что она хотела сказать, и всегда интересовал противоположный пол. Если хочешь что-то сказать, надо ориентироваться на тех, кто тебе интересен. Мое творчество расчитано на просвещенных людей. То, что оно женское, никак не противоречит моей сути: от себя не убежишь. Я не говорю ничего, что не сходилось бы с моими убеждениями. Несмотря на фигуративность моих работ, они несут в себе определенную аллегорию, подтекст.

ls0Существует ли проблема дискриминации женщины как творца?

Существует вообще дискриминация творчества, несомненно. Но зацикливаться на этом не стоит. Когда я только-только начинала свой творческий путь, нас на курсе было две девушки. А сейчас мой сын, окончивший тот же институт, был в числе немногочисленных мужчин на курсе. Но от творческого человека мало что зависит, это вся система так работает. Вы замечали, что в новостях о культуре рассказывают в самом конце, перед прогнозом погоды? Все важнее, а искусство – это по остаточному принципу. Но если задуматься, то искусство-то и вечно. Мы знаем и судим о древних странах по их культуре, а не по бюджету. Так будет и потом.

ls1Кого бы ты выделила из великих женщин-творцов – Сафо, Фрида Кало…?

Количество имен само говорит о себе. И говорит о той дискриминации, о которой мы только что говорили. Сегодня количество женщин-творцов зашкаливает – во всех областях.

Женщины отыгрываются?

Нет. Это нормально, естественно. Быт облегчился, и у женщины появилось время. В отличие от мужчины, который во все времена был занят только собой – самокопанием, своим творчеством, самосозданием. Творец заложен в женщине изначально: она рождает людей. Ничего лучшего еще никто не создал, ни один Леонардо. Она награждена этим от Бога, поэтому доказывать ей что-то смысла нет. Если сегодня женщина проявляет себя в других ипостасях, то только потому, что цивилизация вышла на другой уровень. Насильно ничего не бывает. Невозможно написать Джоконду, убив кого-то. Тебе ее должны заказать. Это прозаично, но это так. Невозможно увидеть женское творчество в Афганистане. Ну, может, расписные ткани, и все. Там, где им разрешили. Что мы можем требовать от девочки, насильно выданной замуж в 12-13 лет?!

ls2А что думаешь по поводу затасканного до дыр постулата о мужчине-творце и женщине-музе? (Простите меня, высоколобые интеллектуалы!) Следует ли ломать этот стереотип в широких массах или нет?

Это очень устаревший постулат, но ничего ломать не надо. Все само должно склеиться. Если какой-нибудь гениальный мужчина указующим перстом направит ваше внимание на нечто и скажет, что это достойно вашего внимания, то это еще не означает истину в последней инстанции. Кто сказал, что именно мужчина должен ставить оценку? Вообще, мужчина, женщина – это все так относительно. Художник в человеке либо есть, либо нет. Родовые окончания в русском языке совершенно неприемлемы для меня, я говорю о слове «художница» в данном случае. Если есть что сказать, то почему должны проводиться такие различия? Если женщина-художник пишет потому, что не может не делать этого, то ее творчество действительно интересно. И отрицать женщину-творца просто смешно. То же самое в равной степени относится к мужчине. Если есть что сказать – в живописи, музыке, поэзии, в чем угодно – и ты выбрал для этого какое-либо средство, то ты донесешь. И если общество готово понять или услышать, развиться, подняться или даже опуститься, то ты достиг своей цели. Главное, чтобы было воздействие на аудиторию. Если же нет, то, возможно, время не пришло. А вопросы – кто ты? какого цвета твоя кожа? твое вероисповедание? – по большому счету не имеют значения.

ls6А если случится так, что у тебя не будет аудитории (ну вдруг!), то как будет развиваться твое творчество? Ее наличие необходимо для того, чтобы творить?

Сложный, постоянно мучающий вопрос… Невозможно сказать про первичность яйца или курицы. Никогда не знаешь, что важнее и что первичнее. Любой индивидуум представляет себя в социуме. История умалчивает об отшельниках, создавших НЕЧТО. Возможно, духовно они просветлены, но материально это никак не выражается, они не оставляют после себя ценности.

Я задам вопрос, которым журналисты мучают всех. Что или кто сформировал тебя как художника?

Ни конкретного события, ни конкретного человека я назвать не могу. Вся моя жизнь состоит из импульсов. Как ни странно, в моем творчестве нет изображения окружающего мира, за исключением студенческих лет. Он мне не интересен. Все, что я изображаю – это глубоко прожитые мной эмоции, и именно те, которыми я хочу поделиться. Обычно это положительные эмоции, а негатив остается глубоко внутри, даже не всплывая. Я сознательно не даю выхода таким эмоциям. Мои работы могут быть довольно противоречивыми, но в них нет надрыва, надлома.

ls7«Нас меняет любое впечатление — и хорошее, и плохое», — это твое высказывание. Всякий ли человек настолько пробиваем? Слаб? Чувствителен? И что сбивает его с траектории движения?

Не то что сбивает, но меняет траекторию. Не хотелось бы зарекаться: вот это я буду делать, а вот это – нет. Или то, что я отрицаю сегодня, завтра станет для меня важным. Любое, даже самое небольшое изменение, произошедшее, скажем, в Сомали, может подействовать на тебя. Если ты, конечно, живой человек. Если ты узнал нечто, задевающее тебя, как оно может пройти бесследно?!

А это НЕЧТО должно быть хорошим или плохим, чтобы задеть тебя?

К сожалению, негатив задевает больше. Но плачу я, только когда радуюсь. Последние десять лет точно (смеется). Вот уж не знаю, почему. Может, черствеешь с возрастом. Вот получил кто-то медаль или выиграл шахматный тур, или ах! как прекрасно играет пианист… и вот у меня начинается слезоточение (смеется). Вот на каких вещах я ловлю себя.

ls8А какие чувства вызывают, например, несчастные дети, поруганная человеком природа…?

А вот тут совершенно иначе все у меня. У меня возникает резкий протест, и я не успокоюсь, пока не сделаю хоть что-нибудь, что исправит ситуацию. Сделаю все, что в моих силах, и даже больше. Пассивное огорчение не для меня.

ls3Еще одна твоя фраза – «работать художником». Это так прозаично – работать или быть художником?

Каждодневное твое существование, хочешь ты того или нет, прозаично. Это тяжелый труд, но зритель, конечно же, не видит этого. На его суд ты выставляешь ту часть, где нет прозы. Но надо понимать, что того удовлетворения от результатов собственного творчества, которое бывает только в детстве, уже нет. Или, точнее, оно приходит все реже и реже: твоя требовательность к себе возрастает в геометрической прогрессии. То, что нравится тебе сегодня, может перестать нравиться завтра. Только время может решить, стоит ли твоя работа того времени и того пространства, которое она занимает. Так что на нас большая ответственность.

ls9Вы с мужем работаете в соседних мастерских, разделенных несколькими ступенями. Существует у вас обмен творческими энергиями или предпочитаете творить независимо?

Мы очень разные. Но этот обмен происходит независимо от того, кто находится рядом со мной – муж, ребенок, подруга, коллега. Неважно, понимает он твое творчество или нет. Жить с художником, безусловно, тяжело, но с нехудожником было бы тяжелее. Поскольку творчество моего мужа не перестает меня будоражить, то это создает необходимый для любого человека интерес. Выбор моего партнера был основан именно на этом чувстве. Талант для меня первичен – в мужчине ли, в женщине – неважно. Я многое могу простить в силу таланта.

Во что ты веришь?

Я, по-моему, верю во все и во всех.

Есть ли у тебя муза?

Да, есть, их очень много.

Коллекция?

Да, и все они разные. Они появляются в зависимости от работы моего подсознания. Обычно все мои образы – это музы, получившие оболочку.

ls10В чем ты видишь задачу современной живописи?

Современная живопись или шире – искусство, конечно, изменились, а посыл… хотя он тоже меняется. Но люди, они остались прежними – со своими страхами, радостями, земными ощущениями. Могут меняться технологии, средства производства, инструменты… Но посыл искусства не должен меняться, он должен быть направлен на человека. От человека к человеку. Потому что дар творчества дан только ему.

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.