Текст / Асмик Шамцян
Фото / Диана Бостанчян

m625 апреля Музей современного искусства находился в той степени вольтажа, которую можно считать взрывоопасной: здесь были выставлены картины художницы Моко (Мариам Хачатрян). Все, кто знаком с ее абстрактным творчеством и нею лично, хорошо знают силу воздействия этих работ. Нынешнюю экспозицию можно считать абсолютно новой: линии, цвета – изменилось все. Но осталось то, что составляет суть Моко – резкие, протестующие мазки, взрыв внутри картины, волна от которого отбрасывает вас почти буквально, тайфун, закручивающий всякого, кто оказался в радиусе нескольких метров. Моя невинная просьба рассказать об этой выставке все вызвала у нее реакцию, похожую на начинающееся стихийное бедствие: «Все??? Даже секреты???», за которой последовал прямой императив: «Провокаций не надо!» Разумеется, это в шутку и в силу хорошего знакомства.И сразу же: «Это провокационная выставка!» – с громким и заразительным смехом. Все картины, за исключением двухтрех, были созданы за этот год.Событие, изменившее почерк Моко, так и осталось тайной, которую лучше не открывать из уважения к чужой личной жизни. Стресс, вытащивший наружу дремавшие доселе силы и образы.

m5Через десять дней после этого случая она поняла, что той Моко больше нет. А есть нечто совершенно новое. «Из моих картин ушли все знакомые линии, я даже сама не поняла, как, и не могу объяснить. А то, что появилось на свет…

m3Знаешь, это подобно чакрам: об их существовании догадываешься, только когда они открываются. Вот на что это похоже. Готовясь к экспозиции, я стояла и думала: «Неужели это я сделала?» Не потому, что картины так прекрасны, а потому, будто Моко существует отдельно, а ее душа – отдельно.

m9Это странно. Для кого-то живопись – это цвет, а для меня – внутреннее состояние. Я считаю, что абстракция – очень духовное, очень опасное и очень провокационное искусство. В других жанрах ты можешь скрыть свое внутреннее состояние, но абстракционизм вытаскивает истинное нутро художника наружу, обнажает его натуру». Весь этот год художница писала как одержимая в буквальном смысле, переживая опасные периоды обострения творческой горячки, пытаясь иногда держаться подальше от кистей и красок.

m7 Но становилось только хуже. Поэтому в качестве спасения вновь было выбрано искусство, без которого представить себя Моко не в состоянии. Ее картины, на первый взгляд похожие друг на друга, тем не менее очень разные. Замешанные на страсти, кипении эмоций, бурной реакции, они и в самом деле поражают зрителя, будь он хоть бесконечно далекий от искусства и живописи человек.

m8Моко продолжает: «К моим любимым черному и белому цветам добавились новые – красный и желтый. До этого крутого виража я рисовала только черным – мое состояние было непонятное, но не депрессивное.

m4Даже в черном бывает свет. В этом мы с Рудольфом (Рудольф Хачатрян – известный художник, отец Моко – прим. ред.) похожи. Чувство света, любовь к нему, многомерность мышления – в нас это генетически есть. Потом у меня появился красный, тоже неожиданно.

m0 В один день я встала у холста (тут голос и интонации Моко стали нарастать, как океанская волна) и поняла, что этот черно-белый уже не подходит! Нужен еще цвет!! И я увидела красный!!! Потом, в конце, появился желтый! Когда меня спрашивают – как? – я не могу ответить.

m2Это что-то, приходящее извне, спускающееся на тебя сверху. Когда я стою у холста, то не я руковожу им, а он, полностью меня выжимая. Пока не выпивает до конца, и только тогда отпускает. И так происходит каждый раз. С каждой картиной я уничтожаюсь. Но и восстанавливаюсь быстро». Несбыточная мечта Моко – нескончаемый холст, который давал бы возможность писать безостановочно. И злость на полотно за то, что тот имеет границы.

m1«Мне хочется бесконечности, которая, к сожалению, существует только в сознании!» – сокрушается она. И тем не менее, какой бы «ограниченной» в представленни автора ни была эта экспозиция, она существует на пике эмоций, на самом высоком гребне ощущений. «Вот мы сейчас уйдем отсюда, а картины будут разговаривать друг с другом: это же живые организмы» (смеется).

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.