Текст / Яна Авчиян
Фото / Виген Мноян

В Драматическом театре им. Капланяна 15, 16 апреля на десерт подавали «Черный горький Shockолад». Эксклюзивный. Высококачественный. Дорогой. Стоимостью в 25 тысяч евро. Именно столько стоит самый дорогой подарок, преподнесенный Арамо его не менее известной супругой – певицей, музыкантом, а с этого момента и драматургом Эммой Петросян. Арамо, желающий дать выход своему вырывающемуся наружу актерскому потенциалу, давно пытался найти достойное современное драматическое произведение для моноспектакля, выражаясь его оригинальной терминологией – «монОментальную» пьесу. Ну кто же, как не любимая женщина, сумеет понять, что именно необходимо близкому человеку? А необходим ему был, как выяснилось, «спектакль с антрактом для размышления: кто же прав – мужчина или женщина?» Именно так определяется жанр «Черного горького Shockолада», поставленного по одноименной пьесе Эммы Петросян. Правда, уже не моно, но вполне себе «монОментальный». Партнершей Арамо стала известная актриса Ëуиза Гамбарян. Взять управление в свои руки согласился Сурен Шахвердян – режиссер, чье имя и театральные постановки на слуху не только в Армении, но и в Европе.

sh1Арамо заложили в банке

Режиссерский гонорар невозмутимый Сурен Шахвердян, работающий сегодня в основном за рубежом, как утверждает он сам, запросил европейский – 25 тысяч евро. И, по его словам, был удивлен, когда Арамо согласился на эту сумму. Впрочем, удивился и сам Арамо, судя по всему, впервые услышавший о гонораре во время нашего общего разговора. Но со свойственным ему юмором нашелся и отшутился: «Да, для этого мне пришлось взять кредит в банке, оставив в качестве залога вместо золота… себя!» «К тому же мы собираемся вернуть эту сумму в четырехкратном размере!» – оправдываясь за полушутку, с улыбкой добавил Сурен. Сама история создания спектакля уходит своими корнями в трехлетнюю давность. Периодически, случайно встречаясь с Суреном, Арамо напоминал ему о своей идее. Диалог звучал примерно так: – «Сделаем?» – «Сделаем!» И мирно расходились до тех пор, пока год назад в дело не вмешалась женщина, потом еще одна женщина, в результате чего сложился великолепный гармоничный квартет. Его участники считают себя маленькой театральной ячейкой общества – семьей.

sh4Взаимохвалебные квартетные воды

Словом, репетиционный процесс настолько органично и приятно протекал, что каждый из создателей спектакля – Эмма Петросян, Арамо, Луиза Гамбарян и, наконец, Сурен Шахвердян – начинал нашу беседу с хвалебных од в честь друг друга и всех вместе взятых. Итак, Арамо, естественно, безгранично благодарен тому, что рядом с ним находится умный, думающий человек в лице Эммы, и считает, что выиграл в лотерею. Одновременно восхищен профессионализмом Луизы Гамбарян. Вместе с тем Эмма и Арамо всегда хотели видеть в качестве «своего» режиссера именно Шахвердянамладшего (он пленил их своей харизмой), а лично Эмма благодарна Сурену за помощь в создании пьесы. С другой стороны, Луиза Гамбарян также желала обогатиться опытом работы с Суреном Шахведяном, не забывая, как и Арамо, периодически напоминать о спектакле при каждом удобном случае. Ну и мечтала сыграть в пьесе, написанной драматургом-женщиной. Слово «драматург» она без раздумий может добавить к имени Эммы Петросян, несмотря на дебют последней в этом жанре. Луиза Гамбарян считает Арамо не просто певцом или актером. Скорее, универсальным артистом, ступившим на театральную сцену отфильтрованным, девственно чистым, чему она несказанно рада и старается поддержать его во всем. Ну а что до самого г-на Шахвердяна, он поражен процессом работы с Арамо, который готов на все, чтобы спектакль сложился, и сравнивает его с монахом-отшельником. «Он произносит текст, играет ситуации, от которых многие армянские актеры и артисты его калибра отказались бы», – говорит режиссер. Касательно Луизы Гамбарян: именно Сурен настоял на ее кандидатуре, считая свой выбор единственно верным. С ним согласны и Арамо с Эммой. Впрочем, артисты и драматург априори согласны с режиссером, а также друг с другом во всем, чем особенно радуют последнего.

sh2«На второй акт ищите замену!»

«Я чувствую в себе неизрасходованный потенциал и не хочу гневить Бога, не использовав его полностью», – говорит Арамо. Мало кто знает, что до встречи с маэстро Орбеляном и полного погружения в вокал он два года проучился на актерском курсе Хорена Абраамяна. А несколько лет назад сыграл в спектакле Вардана Петросяна «Манго нашего детства». И, тем не менее, эта работа – особенная и в какой-то степени дебютная. «Порой сложно сконцентрироваться, потому что мешают концерты, гастроли. Но сейчас я словно в открытом море. И умею прекрасно вести корабль. Просто надо привыкнуть к волнам», – делится артист. Издержками процесса привыкания являются время от времени звучащие из уст Арамо возгласы: «На второй акт премьеры ищите мне замену – не выйду!» Впрочем, до 15 апреля свыкся: ведь неустанный Арамо готов репетировать сколько угодно. Кстати, талант певца и композитора и здесь оказался к месту. Ему принадлежит музыкальное оформление спектакля. Наряду с Шопеном, Бахом прозвучат и собственные произведения артиста.

sh3Двое в лифте, не считая эмоций… Вопросы без ответов

Двое чужих людей – пианистка и режиссер – знакомятся в ситуации, изолировавшей их от мира. Это основной сюжет спектакля. Весь букет чувств и ощущений – от ненависти и непонимания до дружбы и любви – проносится перед зрителем. К чему приводит эта трансформация? Кем становятся они друг для друга? Герои не имеют конкретного возраста – они старше сорока, потому что все в жизни условно… Почему мужчина и женщина не понимают друг друга, что должны сделать для того, чтобы понимание их настигло, и почему этого не делают? Вот те вопросы, которыми задаются создатели спектакля. «Очень важно, как партнеры видят себя и друг друга в семейной жизни, пропуская все через свое восприятие. Здесь и возникает целая цепочка вопросов», – говорит Эмма Петросян. Поскольку жизнь чаще всего задает вопросы, оставляя ответ за нами, Эмма поступила так же, оставив их парить в воздухе и позволив каждому зрителю найти на них свои ответы. Но на один из ключевых для нее вопросов – почему мы с любовью входим в церковь, а выходим из нее без любви – она все-таки дала ответ. Смотрите спектакль…

sh5«Мужчина женщина» извечная тема жизни

«Черты моей личности, несомненно, присутствуют в пьесе и спектакле. Возможно, я тоже в определенных жизненных ситуациях совершала ошибки, провоцируя неприятный для себя ответ. Но это не моя история. Она общечеловеческая», – говорит Эмма Петросян. Арамо, Луиза, Сурен выражают согласие с ней. Сложилось впечатление, будто на всех словно вмиг снизошло откровение. А признание своей неправоты фактически лежало не сказать на поверхности, но в недрах создаваемого ими спектакля. Они смогли увидеть и узнать себя в определенных ситуациях, признав свои ошибки. Слово за тобой, зритель! Выйдя на антракт для размышления о том, кто же прав – мужчина или женщина, думается, каждый из присутствующих в зале найдет повод набрать номер любимого человека. Этого, собственно, и добивались люди на сцене. Как, впрочем, и того, чтобы зритель в итоге попытался ответить на главный вопрос – почему спектакль получил название «Черный горький Shockолад»? А оно, заметим, рождалось общими усилиями, долго и в муках. (Собственно, и сама пьеса претерпевала изменения в процессе репетиций, которые проходили в обязательном присутствии Эммы). Актеры сохраняют эту интригу до последнего, лишь в финале сценического действа предлагая свою версию ответа.

Shock во имя лада

А вот, если кому интересно, версия побывавшего на премьере журналиста. «Черный горький Shockолад» – для ценителей приличной режиссуры, хорошей актерской игры и красивой музыки. Но главное – для тех, кто не прочь взглянуть на себя со стороны и испытать «шок», который заставит войти в «лад» с самим собой и с любимым человеком. Со всеми вытекающими отсюда позитивными последствиями… P. S. Создатели спектакля выражают огромную благодарность Драмтеатру им. Капланяна. А также предупреждают, что, несмотря на отсутствие в спектакле ненормативной лексики, детей до 18 лет лучше не приводить – воспользуйтесь шансом побыть наедине друг с другом!

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.