Интервью / Асмик Шамцян
Фото / Ваге Минасян

chay1

Мартун Костандян, директор музыкальной школы им. Чайковского

Так получилось, что 23 декабря я попала на новогодний концерт учеников средней специальной музыкальной школы им. Чайковского, и услышанное настолько впечатлило меня, что захотелось подробнее узнать о нынешней жизни школы. Эта кузница молодых талантов всегда имела безупречную репутацию и громкое имя, однако на какое-то время ушла в тень. Сегодня же, судя по потрясающему уровню молодых музыкантов, здоровой атмосфере состязательности и невероятной энергетике, царящей не только в зале во время концерта, но и во всей школе в будние дни, она переживает начало нового подъема. Здесь закладывается фундаментальная база техники, что на самом деле очень важно для молодых музыкантов, стремящихся к завоеванию профессиональных вершин. Что нового произошло в школе им. Чайковского, чем она живет и дышит мы поговорили с ее директором Мартуном Костандяном.

Мартун Александрович, расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем дне школы Чайковского.

Школа – это живой организм, который сегодня живет активной жизнью. У нас учится шестьсот учеников – шестьсот историй и личных дел. Мы ценим в первую очередь личность, поэтому к каждому ученику выказываем индивидуальный подход. Стараясь развивать каждого равномерно, не оставляя «белых пятен» в общей картине, мы смогли обеспечить высокое качество. 99 процентов наших выпускников поступают в консерваторию, продолжая затем творческую жизнь в оркестрах или сольно. У нас есть талантливые дети, которые в будущем могут стать гордостью страны. Я не случайно назвал школу Чайковского живым организмом, поскольку нынешняя структура и некоторые нововведения не только сильно повлияли на оживление общей жизни учебного заведения, но и вдохновили многих ребят на выбор инструмента. Мы очень рады и горды, что нам удалось вызвать новую волну интереса к духовым инструментам, и теперь, после долгих лет отсутствия, у нас появились классы гобоя, валторны, тромбона, фагота, трубы и тубы.

ch7

Образовался даже духовой оркестр в составе сорока учеников под руководством Джона Саркисяна. Он привлек к учебе довольно серьезный поток талантливых детей-духовиков. Сегодня у нас учатся 11 тромбонистов, по 4 валторниста и гобоиста, 12 фаготистов и 18 кларнетистов. Последние получают академическое образование. Вообще есть такая тенденция – нехватка хороших духовиков. Наши духовые классы в будущем обеспечат консерваторию студентами. И наша задача – выпускать хорошо подготовленных абитуриентов. Не могу не отметить также и недавно образованные класс контрабаса под руководством Карена Хачатряна, класс импровизации под руководством большого знатока и профессионала своего дела, заслуженного деятеля искусств РА Ваагна Айрапетяна и класс композиции, преподаватель Анаит Костанян. Ну и, разумеется, по-прежнему активно живут симфонический и камерный оркестры (рук. соответственно заслуженный деятель культуры РА Рубен Асатрян и Сергей Смбатян), хор (рук. заслуженный деятель искусств НКР Сарина Автандилян), фортепианное и струнное отделения, а также отделение академического вокала. Лед тронулся, и это факт.

Я слышала и о джаз-бэнде, который становится все популярнее…

Да, мы создали детский джаз-бэнд и пригласили заслуженного деятеля ис- кусств РА Армена Юснунца. Он знаток своего дела и очень ответственно относится к нему. Его манера работать очень воодушевляет детей. Поэтому не удивительно, что за три месяца джаз-бэнд смог подготовиться к отчетному концерту (которые у нас проходят регулярно для разных групп учеников – хора, симфонического оркестра, ансамбля скрипачей и т. д.) и хорошо выступить. Я уверен, что джаз-бэнд через некоторое время станет визитной карточкой школы Чайковского и будет способствовать увеличению потока, в частности духовиков. Создается здоровая, хорошая конкуренция, что, в свою очередь, ведет к повышению качества. Дети, не попавшие в бэнд, будут стараться играть лучше, чтобы их заметили и взяли. У них есть великолепные шансы попасть после школьного оркестра в профессиональный.

ch15

Совсем недавно у вас не было вокально-эстрадной студии, а сейчас и она появилась. С чем это связано?

Да, это наше нововведение. Студия стоит немного особняком и не имеет отношения к общему учебному процессу. Я отношусь к ней с определенной долей осторожности, поскольку тут мы имеем дело с тонким природным инструментом – голосом, который мутирует именно в годы обучения в школе. У нас работают высококлассные специалисты, которые умеют грамотно обращаться с голосом ребенка в столь сложный период. Отделением руководит известный певец и композитор Айко, которому мы всецело доверяем. Количество учеников на данный момент составляет двадцать, к ним мы относимся крайне бережно и осторожно. Они обучаются всем навыкам эстрадного жанра – студийному делу, работе с микрофоном, хореографии, сценическому поведению, работе с СМИ и т. д. Они живут довольно активной жизнью – концерты, выступления, в том числе и благотворительные. А в 2014 году мы планируем совместный концерт детей из вокально-эстрадной студии и джаз-бэнда. Думаю, это потенциально успешный проект.

chay735

А как же знаменитые традиции «Чайковки»?

Разумеется, мы продолжаем чтить традиции школы Чайковского, которые всегда были сильны благодаря мощному преподавательскому составу. Это специалисты высшего класса. Часть их – профессура консерватории, которая выпускает блестящие кадры не один десяток лет. Таким образом, переход учеников от школьного педагога к консерваторскому происходит очень плавно, что очень важно для молодых музыкантов. Кроме того, обучение у профессора в школе – это не только прекрасная база, но и престиж. Другая часть преподавателей – более молодые музыканты, привносящие свежие идеи. Они закладывают превосходную базу. Мы очень серьезно относимся к преемственности и традициям.

Проблема музыкальных инструментов так же актуальна для вас, как почти для всех школ и музыкальных коллективов Армении?

Мы получаем от разных фондов музыкальные инструменты, но, к сожалению, этого мало. Конечно, у нас есть своя база – скрипки, альты, виолончели и т. д., но мы нуждаемся всегда. Бывают случаи, когда талантливые дети лишены инструментов в силу объективных обстоятельств, и наша задача – обеспечить их. Три года назад мы получили некоторое количество духовых инструментов – валторны, гобои, флейты и т. д. Не вижу смысла скрывать, что во многом это получается благодаря личным связям. На данный момент больше всего не хватает ударных инструментов. Между тем у нас существует очень хороший ансамбль ударников под руководством Арсена Тер-Тачатяна, состоящий из четырнадцати детей. Имея перспективных учеников и идеального преподавателя, мы можем каждые два или три года отправлять в консерваторию прекрасно подготовленных абитуриентов. Это очень востребованная специальность, в которой нуждаются многие ансамбли и оркестры.

ch19

Ваши ученики в равной мере хороши и как солисты, и как оркестранты. Скажите, это дети такие талантивые пошли или что-то изменилось в обучении?

Мы отошли от советской системы, когда родители заранее решали, будет ребенок солистом или оркестрантом. В действительности это порочная практика, часто разрушающая судьбу маленького музыканта. Нельзя внедрять в ребенка мысль «либо ты солист, либо никто». Наши дети в равной степени успешно выступают и в одной, и в другой роли. Я как профессионал уверен, что хороший музыкант должен уметь выступать как сольно, так и в составе малых и крупных ансамблей. Мы очень трепетно относимся к полноценной жизни оркестров и ансамблей нашей школы. Как показывает опыт, детей очень вдохновляет и воодушевляет игра в коллективах. За последние два года, в течение которых существуют школьный духовой оркестр и джаз-бэнд, мы поняли, что духовое отделение стало расти как количественно, так и качественно. Если раньше было пять заявлений, то сейчас эта цифра приближается к двадцати. Это означает, что появился выбор, и это очень радует.

И напоследок… Каковы успехи ваших учеников на международных конкурсах и фестивалях?

Мы активно участвуем в многочисленных концертах, конкурсах и фестивалях. Сейчас их круг очень расширился. Только в этом году 16 учеников стали лауреатами нескольких международных конкурсов и фестивалей. Например, Фестиваля Вербье (один из известнейших фестивалей классической музыки в мире и одно из главных музыкальных событий Швейцарии – прим. ред.), Конкурса пианистов им. Нодара Габуани в Тбилиси, Конкурса юных скрипачей в Карнеги-холле, детской музыкальной академии Башмета стран СНГ и Балтии и т. д. Наш камерный оркестр под руководством Сергея Смбатяна получил Гран-при в Праге на конкурсе оркестров. Это очень неплохо. Для участников это огромный и неоценимый опыт не только в плане непосредственно участия, но и общения с другими талантливыми музыкантами и обучения на мастер-классах. Я лично, однако, сторонник участия детей в фестивалях. Это более безопасно для их психики. Очень легко в этом возрасте сломать дух, вызвать комплексы и т. д. В любом случае, наше присутствие на известных музыкальных событиях весьма заметное. Особо же хочу отметить роль министерства культуры в этом процессе, оказывающего нам посильную помощь.

ch4

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.