Интервью / Асмик Шамцян
Фото / Ваге Минасян
                                                                                                                                                  

Франсис Куркджян – парфюмер из Франции с армянскими корнями, обладатель престижной награды Prix Francois Coty в 2001 году. Он рaзрaбaтывaл aромaты для множествa крупнейших модных брендов, в том числе Christian Dior, Escada, Giorgio Armani, Jean Paul Gaultier, Kenzo и многих других. Фрaнцузские влaсти нaзывaют его одним из величaйших пaрфюмеров Фрaнции. В 2009 году Кюркджян был нaгрaжден Министерством культуры Фрaнции Орденом искусствa и литерaтуры, стaв его почетным кaвaлером.

735fr

Аромат на всю жизнь? Увольте! Вы же не носите одну блузку все время?! Современная жизнь такова, что требует наличия «парфюмерного гардероба». Эта убежденность величайшего парфюмера современности Франсиса Кюркджяна заставила его после многочисленных заказов от именитых брендов открыть собственный дом – Maison Francis Kurkdjian. Сделав это в 2009-м, он реанимировал свою мечту – быть на пересечении множества творческих специальностей. И теперь выпускает не только разнообразные духи – утренние и вечерние, для разных настроений, но и бумагу для воскуривания, ароматические свечи, ароматизированные браслеты и даже пахучие средства для стирки одежды. А еще разноцветные флакончики Agatha’s Bubbles – мыльные пузыри с запахами груши, мяты, фиалки и свежей травы. Эти для малышей, но Франсис с успехом использует их в перформансах и инсталляциях. Последнее, кстати, самое любимое занятие парфюмера. Он возглавляет семерку Top Bespoke Perfumers – парфюмеров, делающих персональные духи. Заказчики – сплошь именитые особы, имена которых закодированы в книге заказов под номерами. В общей сложности он создaл более 80 творений для мaссового производствa и около 50 индивидуальных ароматов. Создание духов у Кюркджяна стоит от восьми до двенадцати тысяч евро — в зависимости от сложности формулы и затраченного времени. Сегодня творения Maison Francis Kurkdjian можно найти в салоне Hermitage в Ереване. На пресс-конференции в Hermitage он сидит, дружелюбно улыбаясь пришедшим журналистам и не выказывая никаких признаков недовольства по поводу их опоздания. Движения изящные и плавные – чувствуется балетная подготовка. Когда-то хотел стать артистом балета, но не вышло, и теперь мир наслаждается его неповторимыми ароматами. Нам же выпала счастливая возможность общаться с Франсисом довольно продолжительное время – не только в ходе ознакомительной встречи с журналистами, длившейся почти час, но и во время эксклюзивного интервью, которое и представляем ниже.

735fra

Франсис, какой парфюм первым запал вам в душу?

Это были Vetiver от Carven и Eau Sauvage от Dior. Это молодежные запахи, которыми я впервые начал пользоваться.

735fran

Чем отличается сегодняшний мир парфюмерии от прежнего?

Сейчас больше ароматов, больше людей, которые пользуются ими, а пропорции те же самые. Он не хуже и не лучше, просто сейчас другое время. Двадцать лет назад в моде были широкие накладные плечи, а сегодня все иначе. Парфюмерия отражает то, что мы есть сегодня, и мы несем ответственность за то, что создаем.

735frans

Есть какие-то критерии, по которым вы определяете эксклюзивность, нишевость аромата?

Сегодня слово «нишевый» означает не то, что оно значило, когда эти ароматы только создавались. Двадцать лет назад нишевая парфюмерия создавалась настоящими профессионалами. Сегодня ее может начать делать любой, кто инвестирует деньги в производство, и назвать ее нишевой. Guerlain начинал 150 лет назад с маленького магазина, и это была настоящая нишевая парфюмерия. Только время покажет, будет ли бренд развиваться и жить дальше. Половины того, что вы видите тут (обводит рукой, показывая на полки), через 50 лет может и не быть. Нужно время.

735frr

Пользуетесь ли вы сами парфюмом? И если да, то каким?

Нет, нет (нюхает свои руки словно в доказательство того, что ничем не пахнет).

Сейчас один из самых модных ароматов – уд. Что сделало его таким популярным?

Ты создаешь продукт, чтобы он понравился потребителям. Если есть спрос, то ты поступаешь согласно нему, потому что надо продавать продукт. Уд – сравнительно новый материал и дал возможность парфюмерам играть с ним, расширять рамки парфюма, создавать темные, тяжелые, глубокие ароматы, которые были невозможны сорок или пятьдесят лет назад. Уд – настоящая страсть современных парфюмеров. Он добавляет ароматам чувственность, но при этом не доминирует, не перебивает другие ноты.

7355

От чего вообще зависит модность запаха?

Реклама – очень хороший способ создания интереса. Например, если мы говорим о Chanel N1, созданном в начале ХХ века, то мы говорим об аромате, не потерявшем актуальности до сих пор без всякой рекламы. Если удается создать аромат, который удовлетворяет требованиям сегодняшнего пользователя, попасть, что называется, в десятку, то это и есть модность и актуальность. Тренды в парфюмерии длятся очень долго. Например, сладкие ноты в парфюме популярны на протяжении двадцати лет, в отличие от моды, ко торая меняется раз в год. Angel Тьерри Мюглера был создан в 1992 году, но до сих пор не сошел со сцены: мед, пачули, немного шоколада… Парфюм – это «длинное» отражение того, что происходит в цивилизации, поскольку требу- ется время, чтобы человек понял, какие ароматы его окружают, полюбил и принял их.

73555

Вы как-то говорили, что запрет на использование определенных материалов, как, например, мускус, некоторые виды дубового моха, заставили парфюмеров испытывать определенные трудности. Как вы справляетесь с этим? Чем заменяете подобные материалы?

Мы не заменяем, просто работаем с другими ароматами. Мы стали иначе создавать парфюм, поменяли свой подход к этому процессу. Это как смена технологий: раньше писали письма от руки, а сейчас шлют их в электронном виде. Раньше, чтобы принять какое-то решение, требовалось несколько дней, сейчас – пара часов. Я не хочу, чтобы женщина, которую я люблю, или люди, которые мне нравятся, пахли как моя бабушка, хотя я очень люблю ее.

733

Дизайн ваших флаконов можно назвать минималистичным: вы не используете сверкающие кристаллы, драгоценные металлы, из чего я делаю вывод, что для вас самое важное – суть, а не фор-ма. Вы так же относитесь к интерьеру собственного дома?

Да, мой дом обставлен в минималистичном стиле, и для этого есть причина. Но вот что касается нишевой парфюмерии, то вы можете заметить, что для ее дизайна часто используется черный цвет. Это стандартный цвет для люксовых товаров. В каком-то плане это очень, извините, ленивый цвет. Но он работает. А для меня чистоту и красоту выражает белый и вообще светлые тона. И слишком сложная или вычурная упаковка мешает человеку понять суть содержимого. А главное все же то, что внутри, а не снаружи. Поэтому я люблю чистые, спокойные линии, флакон не должен быть виден, возможно даже, должен быть прозрачен. Чем меньше видит потребитель, тем лучше для меня, поскольку в этом случае он концентрируется на моем творении. Я не люблю ярлыки и ненавижу логотипы.

Своими заявлениями вы часто сметаете общепринятые клише насчет того, что, скажем, нос – это самое важное для парфюмера. Значит ли это, что в мире моды и парфюмерии много надуманного?

Легче говорить то, что люди хотят слышать. Если я ленюсь и не хочу говорить то, что думаю на самом деле, то я говорю то, что они хотят слышать. Для меня нос не так важен, поскольку парфюмер – это намного больше, чем просто нос. Балерина Майя Плисецкая – это намного больше, чем просто ноги.

7335

Вы, скорее, психолог…

Да-да! А «нос» – это довольно разрушительное слово для нашей профессии. Я учу своих студентов, что лаборатория – это не кухня, где они могут смешать все, как в блендере, и получить аромат. Нужно свое желание заключать в строго определенные пропорции. Надо думать и хорошо знать, что ты хочешь создать. Пикассо не наносил свои мазки хаотично. Он думал и знал, какую картину хочет написать.

Вы часто говорите о словах, приводя в пример писателей, любите песни, в которых много слов и есть смысл. А сами вы не пробовали писать?

Я планирую в будущем выпустить две книги. Это трудно, но я пытаюсь. Первая будет посвящена двадцатилетию моей карьеры, которое я буду отмечать в конце следующего года. А вторая книга… (делает паузу) это просто роман, в котором не будет ничего автобиографического.

fk

Армяне без труда определяют в вас, в вашем лице своего. А вы чувствуете как-то свои корни?

Да, я чувствую свои корни, но я не здешний. Моя семья, дедушки и бабушки из Турции, поэтому сохранили тамошние привычки, и у нас сейчас больше турецких традиций, чем армянских. Армяне как французы, которые живут в разных концах мира – на Корсике, Гваделупе, но являются, тем не менее, французами. Ты, конечно, имеешь, национальность, но если ты рожден вне этой страны, ты совсем по-другому ощущаешь все. И поскольку армяне живут по всему миру, то они очень отличаются друг от друга, тем не менее оставаясь и называясь армянами.

В случае копирования и размещения материалов  ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.