Интервью / Асмик Шамцян
Фото / Craig Hull, Mark Somay, Sandor Kozlov

Мало найдется людей, кто не вспомнит сегодня блистательных, сумасшедших, драйвовых и гипернеординарных «Детей Пикассо» – Гаю и Карена Арутюнянов. Их музыка, построенная на невероятном множестве звуков, поражала даже видавших виды музыкантов-профи. То, что творили на сцене эти ребята, трудно описать обычными словами. Вот уже несколько лет, как они переехали в Будапешт и имеют бешеный успех в Европе. Правда, «Детей Пикассо» уже нет, но есть Wattican Punk Ballet – психоделический фрик-дэнс-панк-дуэт. Тоже не для слабых духом. «Ватикан» — как производная от слова «ватт»: ватты, вольты, мощность, громкость, панк! Это намек на такой беспредел в хорошем смысле, который мы устраиваем», – сказала как-то Гая. Мы не могли обойти вниманием таких ярких людей и не сделать с ними интервью. Из-за тотальной занятости группы я пообщалась с Гаей письменно. Ниже представляю наш виртуальный разговор, причем я не рискнула менять своеобразную форму письма Гаи – некое выражение ее необычной сути.

b8Гая, о вас известно хоть и многое, но не все. Например, многие источники отмечают, что вы произошли (цитата) из «интеллигентной семьи московских армян». Не расскажете более подробно, чем занимаются ваши родители? Откуда вы взялись такие талантливые?

У нас удивительная семья. Наши прадедушка и прабабушка жили на прекрасных землях у озера Ван и бежали из западной Армении во время геноцида. Им пришлось обосноваться в деревне Паник, это католическая деревня, где жили франки. Наша мама оттуда родом. Оба наших деда воевали и вернулись с войны, оба были богатыри, оба синеглазые блондины и очень дружили. Отец учился в Иваново в математическом вузе и в начале 70-х переехал в Москву. Хотя вокруг него и крутились самые разные девушки, а он был высоким, зеленоглазым красавцем, но он поехал в Армению, чтобы найти свою любовь и судьбу и нашел маму. Мама в то время oкончила Ереванский педагогический и была педагогом армянского и литературы. Да, им было совсем нелегко начинать в Москве с нуля без поддержки, но они очень многого достигли. Отец стал функционером в крупной строительной организации, а мама — директором детского сада. При этом никто не понимал, как она, мать троих детей, всегда элегантно одетая, на каблуках, с прической, маникюром, успевала готовить кушанья из трех блюд каждый день, шить себе оригинальную одежду, водить детей в музыкальную школу и еще работать полный рабочий день! Фееричная и мудрейшая женщина, не случайно отец выбрал ее! Когда грянули шальные девяностые, и все госорганизации начали разваливаться, родители рискнули и открыли свое маленькое дело. И здесь им пришлось нелегко, без опыта, без базы… Но они планировали дать нам лучшее образование и сделали это. Интересно, что наши друзья дружили и с нашими родителями. Приходили к ним за советом и обожали тусоваться с ними. Самое главное, родители никогда нас не баловали, и в доме всегда были книги, альбомы репродукций, энциклопедии, то есть сколько себя помню, я читала без остановки!

b7Возможно, не все знают об истории «смерти» «Детей Picasso» и рождения Wattican Punk Ballet. А между ними ведь был еще и Noiz Orchestra… Вы отличились не одним проектом! Пожалуйста, расскажите о ваших метаморфозах и трансформациях — звуковых, инструментальных и философских.

Все наши проекты живы, пока живы мы! «Дети Пикассо» — это десять блистательных лет нашей истории. Нас до сих пор приглашают играть то во Францию, то в Австрию и т. д. Просто сейчас музыканты «Детей Пикассо» разбросаны по разным странам, и нам нелегко собрать всех в одном месте в одно время. Однако когда наступит подходящий момент, мы обязательно это сделаем. А наш новый дуэт Wattican Punk Ballet мы потому и начали, что очень хотели легкости в организации процесса. Не считая директора, водителя и фотографа, в проекте всего два человека — я и мой брат Карeн Арутюнян, он же гитарист, мультиинструменталист, композитор и продюсер. А Noiz Orchestra был такой вспышкой электронно-авангардно-театральной. Нам в тот момент захотелось поработать с электроникой и джазовым духовиком. Кстати, треки Noiz Orchestra на концертах мы подкрепляли видеотреками, которые сами снимали либо режиссировали. Все, за чем мы гнались, было творчески необходимым в тот или иной период. Нашей философией всегда было «следуй за интуицией и не ошибешься».

b4Ваш новый сайд-проект Wattican Punk Ballet определяют как «костюмированный психоделический фрик-дэнспанк-дуэт». Скажите, а есть вообще показания, когда хорошо бы уже остановиться в своем безграничном фриковстве?

Фриковство — это то ценное, детское, яркое, что осталось в нас, к счастью. Артистизм достался нам от отца, а музыкальность — от мамы. Визуальные образы, которые мы создаем, идут от музыки и воплощаются при помощи очень талантливых дизайнеров. Так что это наша органика, и вряд ли она кончится, разве что трансформируется со временем и возрастом.

b3А вот это хорошее и здоровое сумасшествие во всех планах – музыки, звука, одежды, сценического поведения, словом, взрыв всего и вся, распространяется и на обычную жизнь? Какие вы в жизни?

Бытовая жизнь — это паузы-перерывы между концертами, турами и студией. Вы удивитесь, но мы интроверты и не любим быть в центре внимания, я терпеть не могу, когда меня узнают на улицах, а Карeн вообще сверхскромный человек. Мы чувствуем себя легко и свободно только в компании очень близких, любимых, верных друзей и родных. То есть музыка, сцена — это наш воздух и вода, только тогда мы раскрываемся и фонтанируем!

b2Живя и гастролируя в Европе, где вы ощущаете себя наиболее принятыми?

Мы играли практически во всех странах Европы, и в каждой стране публика особая. В Скандинавии и странах Бенилюкса — музыкально очень подкована, и они обожают фольклор, экзотику. А Армения для них — самая настоящая экзотика. В Италии, Франции, Англии публика очень внимательная, сдержанная, но рукoплещет в финале до одурения. На Балканах публика горячая, открытая, эмоциональная, не стесняется в проявлениях. Я бы выделила несколько стран, где нас особенно хорошо принимают: Норвегия, Франция, Венгрия, Германия, Россия и, конечно, наша любимая Армения.

b1Ваша история блистает успешными проектами, альбомами и выступлениями. А были провалы?

Провалов я не припомню. Конечно, есть успешные и менее успешные концерты, это зависит от многих факторов. Например, весь сентябрь я выхожу на сцену полубольная, потому что не хочу отменять концерты, запланированные за полгода, за год. А это шесть концертов в разных городах и странах. Многое зависит от звука, от публики и от наших настроений… Любой музыкант знает это. Но нам грех жаловаться!

b0В свою бытность «Детьми Picasso» вы довольно активно использовали армянскую тематику – язык, мелодии и т. д. Даже ваша мама писала песни для вас, если не ошибаюсь (поправьте меня, если это не так). Сейчас вы полностью сменили направление, уйдя в английский язык и иное звучание. Есть планы снова вернуться к своим корням?

Конечно! Мы обязательно вернемся к армянским народным песням, к тому же в Европе этот материал принимают на удивление хорошо! Большинство армянских песен для «Детей Пикассо» приходили к нам через маму, она нам пела, переводила, поправляла произношение и сама писала трогательные стихи и даже несколько песен для нас. Так что наступит момент, и мы продолжим работу в этом направлении. Но английский язык был нам нужен как средство коммуникации, ведь мы живем в самом сердце Европы.

b9Вы отличаетесь безграничным экспериментаторством. Взять хотя бы ваш смелый поступок – игру на барабанах и одновременное пение, хотя раньше за вами такого не наблюдалось. Такое постоянное расширение границ – это дань своей любознательности и талантам? Или, возможно, тут присутствует и мотивация быть всегда интересными своим поклонникам?

Вообще, когда не знаешь, где граница возможного в искусстве, то намного легче дышится, и тогда безумная смелость открывает бесконечные горизонты… Человеческая энергия равна космосу, человек способен на многое, но почему-то всего боится. Самая главная мотивация — быть интересными себе, и тогда обязательно притянется та аудитория, которую заинтригует страсть, с которой ты занимаешься любимым делом. заискивание перед аудиторией никогда не было нашей линией, хотя многие группы, которые пошли по этому пути, достигли немалого. Каждому свое. А я смело начала играть на барабанах, потому что просто поняла, что могу и должна это сделать. Очевидно, что это вопрос упорного труда и терпения, но если начало положено, то это уже полдела.

b5Нам как архитектурно-дизайнерскому журналу интересно узнать про ваш дом. В каком ключе он решен? Находит ли в нем продолжение ваша неординарность? Что вообще для вас значит уютный, гостеприимный дом?

Вы будете удивлены, но я oкончила Московский архитектурный институт, я — дипломированный архитектор. А Карeн учился в художественной школе при Суриковском институте, то есть со вкусом у нас все в порядке. Карeн любит жить за городом, в доме с камином, садом и птицами, его дом решен минималистично, в стиле, близком к хай-теку и лофту. Я же, наоборот, городской житель, живу в центре Будапешта, люблю бурлящую жизнь центра, кофейни, кондитерские, цветочные лавки, музыкальные магазинчики. Мое жилище очень красочное. Фасад дома сиреневый, подъезд лимонный, весь в цветах, а интерьер эклектичный, ближе всего к колониальному стилю. Много картин и инсталляций из разных стран, очень яркие стены, мебель из темного дерева и анималистические принты на обоях. Стеллажи с книгами, виниловыми пластинками, а моя гордостьэто кабинет для прослушивания музыки, в котором собраны более 1000 дисков. Я думаю, уютный дом, который создан с душой и вкусом, и из которого не хочется уходить.

b6Вы выступали в Ереване несколько лет назад. Пожалуйста, поделитесь тогдашними впечатлениями и расскажите, есть ли в гастрольных планах наш город.

Это был самый невероятный, феерический прием! Было чувство, что весь зал наполнен родственниками. Кстати, с нами на тот концерт специально прилетели наши родители из Москвы и несколько друзей из Европы, и они были в шоке, как аудитория любит свой фольклор, как они знают все песни наизусть и как любят своих «героев». Никогда не забуду этот концерт! Как только нас пригласят в Армению, мы обязательно приедем. К тому же я начинаю забывать вкус настоящих абрикосов и сыра лори…!

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.