Текст / Яна Авчиян
Фото / Ваге Мелконян

r4Для известного скульптора Юрия Минасяна персональная выставка его работ, состоявшаяся в ноябре в Союзе художников Армении, – своего рода дань своему сыну – безвременно ушедшему Гору, инициированная другим сыном – не менее известным скульптором Давидом Минасяном при поддержке Министерства культуры РА. «На этой выставке настоял мой сын Давид.

r2Сначала я сопротивлялся, но потом уступил, не хотел его расстраивать», – чистосердечно признался нам Юрий Суренович, пригласив в свою мастерскую после мероприятия и отметив благополучное его завершение отменным коньячком. Атмосфера тут особая. В творческом беспорядке есть некая упорядоченность.

r0 А старое настенное радио, создающее общий фон и задающее ритм жизни мастерской, является полноправным ее хозяином и нередко вмешивается в творчество скульптора. Не могу сказать, сколько скульптур, находящихся в мастерской и имеющих каждая свою историю, появились на свет отчасти благодаря радио, но одна из них – точно. «Как-то с утра пришел я в мастерскую в хорошем настроении, заранее «договорившись» с Музой о ее визите.

r5 По обыкновению выпил кофе, включил радио и начал работать. Шла передача о Католикосе всех армян Гарегине I. И руки мои невольно начали ваять вышедшего из Хор-Вирапа Григора Лусаворича. Я пытаюсь сделать что- то другое, но руки не слушают голову и продолжают создавать Григора Лусаворича.

r3 Кто теперь главный «виновник» рождения этой работы – я, радио или Муза?!» – с присущим ему юмором рас- сказал Юрий Суренович историю создания скульптуры «Григор Лусаворич». «А кто эти кокетки?», – спрашиваю Мастера, показывая на бронзовых барышень. «Мне часто задают вопрос, почему в моем творчестве такое большое место уделяется женщинам.

r1 И спрашивают причем преимущественно женщины! Я отвечаю прямо: люблю я вас – красивых, стройных, с пышными формами, красивыми ногами. И не стесняюсь об этом говорить в своих скульптурах! Стесняется тот, кто женщин не любит!» Насколько сильна любовь Юрия Минасяна к красивым женщинам, отраженная им в искусстве, настолько сильна в нем нелюбовь к политике в искусстве.

r6«Что такое «Черный квадрат»? Не что иное, как политика, и никакой живописи. Искусство – это прежде всего эмоции. А где вы видите там эмоции? Возможно, я единственный, кто клеймит «Черный квадрат» по-черному, но я продолжаю настаивать, что Малевич с его помощью попытался решить политические вопросы», – утверждает скульптор. Совсем иное дело патриотизм. Монументальное искусство, представителем которого является Юрий Минасян, во все времена являлось хранителем исторической памяти народа.

r7Исполинские работы, украшающие улицы и ставшие народным достоянием, не мешают скульптору принимать и частные заказы. «Я никогда не понимал слова «халтура». Будь то крупный заказ или маленькая скульптура. Или ты можешь создавать искусство, или нет. Вот и вся философия», – считает Юрий Суренович. …Думается, верно поступил Юрий Минасян, поддержав идею сына и согласившись на проведение выставки.

r8Ибо желающих соприкоснуться с его искусством было немало. Приехавшая из США писательница Сона Ван с восхищением повторяла: «Я словно в нирване! Я отдыхаю, глядя на эти работы. Давно не видела такого!»

r14«Юрий Минасян – классик и вместе с тем народный художник, ибо его искусство посвящено народу», – слышалось среди гостей. Всего на выставке было представлено около ста работ автора.

r9Это станковые скульптуры, графика, фотографии некоторых монументальных произведений Юрия Минасяна, выставлявшихся в Москве, Минске, Краснодаре, Германии, Франции, Болгарии. Из наиболее знаменитых работ – скульптуры в Московской обсерватории, Уджане, Арагаце, Досхе, известные всем работы, украшающие НИИ охраны здоровья матери и ребенка в Ереване и Ереванскую государственную консерваторию.

r10И если с монументализмом Юрий Минасян сроднился с начала творческого пути, то графическая Муза, если таковая имеется, начала посещать его лет десять назад.

r13«А после этой выставки во мне сработала какая-то кнопка, и внутренний голос словно сказал мне: «Юра, сколько интересного ты мог бы сделать в графике, чего не сделал?!»

r11Это не означает, что я заброшу скульптуру, но в графике словно открылось мое второе дыхание», – делится с нами скульптор. Итак, выставка позади. «Успела ли подбросить Муза новые идеи на ближайшее время?!» – в тон Юрию Суреновичу задаю ему свой последний вопрос в завершение нашей встречи.

r12«Видишь эти доски? Собираюсь сделать полки, расставить на них все свои работы, чтобы высвободить простор для новых идей», – многозначительно ответил Мастер…

В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.